Сергей Борисович Мержанов и его след в истории

23 янв
12:21 2023
Категория:
Край родной
   Публикуем сборный материал о Сергее Борисовиче Мержанове – историке архитектуры, дизайнере, журналисте, краеведе, градозащитнике. Его не стало год назад, но он оставил значимый след в истории, в том числе и Пушкинского района, округа, был был одним из основателей Мамонтовского историко-краеведческого музея.



   Писать о друге, которого знаешь больше тридцати лет и которого не стало, сложно ... Все кажется, что это случайность, что наберёшь его номер, и он ответит на любой сложный архитектурный вопрос ... Но нет: уже не ответит. Год назад мы сначала надеялись, а потом, увы, готовили некролог…

И всё-таки - друзья не уходят: Сергей остался в памяти каждого из нас, в  фотографиях, своих статьях и заметках неравнодушного человека.

   Сегодня хочется вспомнить его, его мысли и рассуждения об архитектурe, о неоднозначном мире вокруг, о сложном и простом, о людях и музыке, о футболе и животных - это он сам высокопрофессионально, иногда с эмоциями, а иногда чуть иронично, говорит взахлёб, приводя цитаты из книг и фильмов, проводя неожиданные параллели в анализе архитектурных объектов и моментов биографий творческих людей.

   Калининград (Королёв), Костино, Железнодорожный, Пушкино, Ивантеевка, Мамонтовка, Гжель, Клязьма, Костино, Зарайск, Одинцово, Дмитров, Звенигород - только немногие места в Подмосковье, о которых он писал. Его статьи публиковались в журналах «Архитектура СССР», «Архитектура и строительство Подмосковья», «Архитектура и строительство России», «Московский Журнал», «Памятники Отечества», «Наше наследие», «Искусство», «Творчество», «Латинская Америка», «Горизонты культуры», «Подмосковный летописец», в большом количестве подмосковных газет, а также в газетах Рязани, Сочи, Ставрополья, Иваново.

   Рубрика «Кружева родного дома» в журнале «Сельское строительство» (вел с 1989 года) - только небольшая часть отражения чуткого отношения Сергея к архитектурным объектам (и их деталям) в различных регионах, к пониманию, сохранению и развитию своеобразия среды, где мы живём.

   Музеи Королёва и других городов Подмосковья, Коврова, Москвы, Тулы, Архангельска - только немногая часть мест, где он работал самостоятельно (или помогал в организации) и в составе высокопрофессиональной группы дизайнеров (Студия «МузейДизайн», впоследствии - «Арх-Медиа»).

   А. Гауди, О. Нимейер, А. Сиза, А. Аалто - лишь часть зарубежных архитекторов, о творчестве которых он писал, нестандартно, ярко, образно, с надеждой на возможность развития творческой профессии архитектора и в нашей стране. Он из того поколения, которое увидело изменение социально-политической жизни страны, вступая в неё после завершения института. Поколения, которое не только надеялось, но и боролось за то, чем жило. В результате (и это только небольшая часть его интересов): подготовка описаний по объектам в Калининграде для присвоения статуса памятника архитектуры, действует объединение краеведческих музеев Королёва, краеведческий музей истории поселка Мамонтовка, определено авторство ряда архитектурных объектов - Б.М. Великовского, Л. Гулецкой, В. Клишева, мест проживания (пребывания) в Болшево, Горках, Королёве - семьи Оловянишниковых, Г.П. Гольца, С. Маршака, соавтор ряда книг о Королеве (Калининграде),  о Болшевском мемориале, о Борисе Великовском, о преподавателе МАрхИ Б.К. Еремине, одного из томов биографический словаря «Архитекторы Российской империи с начала ХУШ века до 1917 года».  Он писал о С.Н. Дурылине и В.C. Высоцком, о Шаляпине и Балтрушайтисе, о В. Ерофееве и Ю. Никулине, о С. Есенине и Якове Брюсе, о Н. Вавилове и подмосковных страницах творчества архитекторов А.В. Щусева, Б.Г. Бархина, Ф.О. Шехтеля, Н.А. Ладовского, А.Д. Киселева, А.В. Самойлова и других, о владельцах усадеб прошедших веков и ученых космического города, о захоронениях, о памяти и беспамятстве, о военных и писателях, о преподавателях и врачах, о художниках и скульпторах, жизнь которых была связана с различными точками Подмосковья, и не только о них.

... Неоднократно Сергей писал о творчестве деда - архитектора Мирона Мержанова - сложная судьба которого так и сохранила неизвестные страницы. Сергей читал лекции (в т.ч. в Доме ученых, в Центре толерантности) и проводил экскурсии, а потом эти рассказы о творчестве деда и прадеда (Э. Ходжаева) из ярких устных повествований перерастали в такие же яркие статьи.

   Сергей (цитируя слова друга Александра Балакина) говорил: «Надо публиковаться!»  И как говорил, так и делал (и делал, и писал много), так и жил, жил, не зная, сколько отмеряно ...

   Ниже для размещения подготовлены: фрагмент автобиографической справки Сергея из его архива и отдельные статьи, опубликованные в газете «Калининградская правда», «Подмосковные извести», журнале «Сельское строительство» (в том числе под псевдонимами).

Яхкинд Светлана, архитектор

АНКЕТА МОСКВОВЕДА

1.      Мержанов Сергей Борисович

2.      29 мая 1959 г., город Красноярск.

3.      Окончил Московский архитектурный институт в 1982 году. Специальность – архитектор. Специализация –  теория и история архитектуры.

4.      Член-корреспондент Российской академии художественной критики (РАХК) с 2003 г.  Лауреат Международного фестиваля «Зодчество» 1998 и 2003 гг. Лауреат конкурса Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) 2003 г., а также ряда всесоюзных и всероссийских конкурсов по историко-архитектурной и краеведческой тематике. В 1989 г. награждён Грамотой ВООПИиК  за серию материалов, посвященных историко-культурному наследию Российской Федерации. 

5.      Работал в информационном отделе Центрального научно-исследовательского института типового и экспериментального проектирования жилища (ЦНИИЭП жилища), в информационно-издательском отделе Научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства (НИИТАГ), в Центральном совете ВООПИиК. С 1996 по 2003 гг. работал в Управлении архитектуры Госстроя России, где занимался вопросами, связанными с сохранением историко-архитектурного и градостроительного наследия. В настоящее время  - сотрудник Студии «МузейДизайн», занимающейся проектированием и возведением музейных и выставочных комплексов. Являюсь автором сценария новой экспозиции Музея-квартиры Андрея Белого в Москве, концепции музеефикации Бородинского поля (Московская область), сценарной концепции Музея северного художника и писателя-сказочника С.Г. Писахова в г. Архангельске, а также автором концепций и сценариев многих выставок в Москве и за её пределами.

6.      Основными темами публикаций являются: история городской и сельской архитектуры, реставрация памятников истории и культуры, биографии замечательных людей, в том числе, архитекторов. Значительную часть своей деятельности  посвятил  изучению  истории  города  Калининграда    (ныне г. Королёв) Московской области.

7.      С 1984 по 1985 гг. – член совета по созданию Калининградского музея на общественных началах. С 1985 по 1992 гг. – член совета по созданию Калининградского историко-краеведческого музея. В эти же годы – член историко-краеведческой секции Калининградского  городского отделения ВООПИиК. В 1987-90 гг. – общественный инспектор Тимирязевского районного отделения ВООПИиК (г. Москва). Являлся  также членом общественных советов мемориального музея М.И. Цветаевой  в Болшеве, Дома-музея С.Н. Дурылина в Болшеве (оба – г. Калининград, ныне Королёв Московской обл.), членом совета Музея истории посёлка Мамонтовка (г. Пушкино Московской обл.).   

8.      Разработал и провёл цикл пешеходных экскурсий по г. Королёву (1984 – 1995 гг.). Участвовал в велосипедных экскурсиях по Северо-Восточному Подмосковью в качестве экскурсовода (1993 – 1999 гг.). Разработал и прочёл чикл лекций и бесед по краеведению в школах, библиотеках, домах культуры  города Королёва (1984 – 1995 гг.) Участвовал в историко-краеведческих конференциях в городах: Королёв,  Орехово-Зуево, Петушки (Владимирская обл.), Ковров (Владимирская обл.), Шуя (Ивановская обл.).  Принимал участие в издании ряда книг, альманахов, указателей краеведческой литературы в качестве консультанта или редактора.

9.      127434, г. Москва, ул. Немчинова, д. 10, кв.12. Тел. 450-15-89 (сл.), 611-95-93 (дом.), 8. 963-712-19-73 (моб.).

10.  1). Архитектор. – «Калининградская правда». – 23 июля 1985. – С.3. Первая опубликованная краеведческая статья. (Об уроженце Болшева, выдающемся архитекторе Г.П. Гольце).                                                             2).  Восстановить старинный сад. – «Городское хозяйство Москвы». -  № 8, август, С. 33-34 (Об истории и современном состоянии памятника ландшафтной архитектуры – Сада им. Баумана).                                          3). Собирайте редкости! – «Ленинское знамя», 11 декабря 1987. –  С. 4 (О работе Калининградского краеведческого музея на общественных началах). 4). Забытый памятник. – «Архитектура СССР», 1989. № 4, - С. 110-113 (О памятнике советской архитектуры 1920-30-х гг. – ансамбле зданий Болшевской трудкоммуны). 5).  Сохранить историческое своеобразие. // «Москва-2000: какой ей быть». – М. - Стройиздат. – 1990. - С.79-85. (О необходимости органичного включения в новую застройку сохранившихся фрагментов исторической городской среды). 6).  Зуд разрушенья старины. – «Московский журнал». – 1991. – № 6. июнь. – С.58-61. (О состоянии построек замечательного архитектора И.П. Машкова). 7). Неизвестная Гжель. – «Памятники Отечества». – 1991. – № 2. – С.  122–130. (Об уникальной архитектурно-художественной среде Гжельского региона).     8). Не забыт лишь тот, кого помнят. – «Подмосковные известия». – 9 января 1992, С. 3 (О монументах, посвящённых событиям Великой Отечественной   войны).                      9).  Федоскино, которое знают все. – «Крестьянская Россия». -  29 августа 1992, С. 5. (Об истории и современности знаменитого народного промысла).    10). Памятник-современник. – «Развитие». – 1992. - №№ 51-52, декабрь. – С. 16. (Об истории и архитектуре Северянинского путепровода в Москве).  11). Я все ноги исходил, велосипед себе купил. – «Калининградская правда». – 10 августа 1993. – С. 3. (О местах, связанных с жизнью и деятельностью В. Высоцкого в подмосковном Калининграде).  12). «Нашему художнику...»  – «Маяк» (Пушкино). – 6 января 1994. – С. 3. (Надгробие В.Е. Попкова на Черкизовском кладбище близ Тарасовки).  13). Комягинская жемчужина. – «Пульс Ивантеевки». – 8 июня 1995, С. 3. (О памятнике архитектуры ХVII века – храме Сергия Радонежского в Пушкинском районе Московской обл.). 14). Трагедия творений Шухова. – «Строительство и бизнес». - № 11, ноябрь.- С. 22. (О разрушении памятников инженерного искусства – объектов, созданных В.Г. Шуховым). 15) Архитектор Борис Великовский (в соавторстве). – М. – 2002. 16) Полвека, ставшие эпохой (в соавторстве). – М. – «Московский журнал. История государства Российского». – 2005. Кроме того, являюсь автором следующих циклов: «Зодчество за девять веков» («Калининградская правда», 1986-88 гг.), «Дерево в архитектуре» (там же, 1990-92 гг.), «Прогулки по Тверской» («Тверская-13», 1994-1996 гг.), «Болшевский некрополь» («Неделя в Подлипках» и «По Ярославке», 1998 – 2002 гг.), «Кружева родного дома» («Сельское строительство», 1988 – 2007 гг.).  

11. Имею книги по архитектурной тематике с автографами авторов (В.В. Косточкин, Г.Б. Борисовский, К.Н. Афанасьев, О.Х. Халпахчьян и др.). Имею также обширную фототеку и слайдотеку. Обладаю большой коллекцией вырезок по историко-культурной и краеведческой тематике (с 1980 по наст. вр.) из газет Москвы, Московской области, а также разных областей России.

12. Публикации представляют рецензии  на печатные труды, а также связаны с лекторской и экскурсионной деятельностью. Источниками, в  основном, являются газеты городов Королёва, Юбилейного, Мытищ, Ивантеевки, Щёлкова  (все - Московская обл.), города Коврова (Владимирская обл.)..

      (Из архива С.Б. Мержанова)

 УТРАЧЕННОЕ, НО НЕ ЗАБЫТОЕ

   Надо сказать, что в Пушкинском районе серьезно подходят к пропаганде собственных культурных ценностей. И не только с помощью традиционных лекций и газетных статей. Издано уже немало книг, брошюр, каталогов, посвященных памятникам архитектуры, местным художникам и скульпторам, различным выставкам. Обо всем этом я размышлял, когда в моих руках оказалась новая книжка под названием «Утраченные памятники истории и культуры Пушкинской земли» (Москва, издательство «ТЕК», 1993 г.), выпущенная силами Музея туризма и краеведения средней школы № 5 города Пушкино Московской области.


   Я не имею счастья лично знать автора книги педагога, историка, краеведа Виктора Долгирева. Я знаю лишь о том, что в течение лет Виктор Андреевич многих лет активно сотрудничает с органами районной и областной печати. И могу засвидетельствовать, что его новая книга вовсе не является повтором статей собственных же заметок: многие материалы опубликованы здесь впервые, что, разумеется, только повышает ценность нынешнего издания.

   Да и как можно было что-то повторять, если об утраченных памятниках всерьез заговорили всего лишь не так давно, несколько лет назад? О том, что сохранилось, писать, в определенном смысле, легче: есть натура, продолжаются исследования и т.д. Утраченное же оказывается как бы в «ином мире» - и не только в буквальном понимании этих слов. «Иной мир» известности, «иной мир» информации, «иной мир» взглядов на проблему. Исследователь вынужден сталкиваться здесь не только с историческими фактами - он должен пропустить через призму избранной концепции множество легенд преданий, слухов и сплетен, ошибок и неточностей, порой противоположных взглядов на одно и то же событие и различных его трактовок... Впрочем, на эту тему можно было бы рассуждать очень долго.

   И хотя книга не являет собой единое повествование, а состоит из ряда очерков (в этом мне видится не случайность, а добрый умысел), автору, на мой взгляд, - удалось подобрать «единый знаменатель» ко всем представленным, а главное - в ней темам. А главное - найти достойную оценку и каждому памятнику в отдельности, и тому, что, собственно, с ними всеми случилось. Мне представляется, что взгляд автора - обоснованный по содержанию и отличный от других по форме - уже сам по себе явился гарантией успеха этой книги.

   О чем еще хотелось бы сказать? Удачным видится размещение карты-схемы района на последней странице обложки: читатель сразу получает представление о том, где находятся многие из населенных пунктов, упомянутых в книге. О качестве печати и иллюстраций... а стоит ли вообще
о нем говорить, если и солидные издания в наше время попросту вынуждены считаться с любыми условиями «вверенной» им типографии?

   И даже несмотря на это, многие иллюстрации новой книги (в основном, штриховые) можно назвать хорошими. В книге несколько раз упоминается и наш город. Это и «дача Третьякова в Куракине», это и (конечно же!) легендарная Жуковка. Очерк «B лодке на Клязьме» - кстати, завершающий книгу - повествует не только об известном месте жизни и деятельности русских художников, но и о некоторых подробностями eгo поиска.

   В книге есть строки, заставившие меня предаться воспоминаниям... Я хорошо знал патриарха пушкинского краеведения Константина Константиновича Журбицкого, о котором с такой теплотой пишет автор. Журбицкий не был «узко» пушкинским краеведом - он хорошо знал Калининград, окрестности Болшева, дачный поселок Горки, он был знаком со многими замечательными людьми нашего края. На одном из альбомов, подаренных нам, он оставил надпись: «Калининградскому краеведческому музею». И хотелось бы рассматривать новую книгу - надеюсь, не будет возражать против моего предложения и ее автор, - как своеобразный памятник этому интересному человеку, неравнодушному к судьбам отечественного культурного наследия.

С.МЕРЖАНОВ.

(«Калининградская правда», 17 августа 1993)

 КЛУБ КРАЕВЕДОВ ПОДМОСКОВЬЯ

   Вчера в редакции газеты «Подмосковные известия» состоялось первое, своего рода «учредительное» собрание краеведов Подмосковья. Присутствовали двадцать человек из Калининграда, Мытищ, Чехова, Пушкино, Одинцова – все те, кого читатели нашей газеты хорошо знают по многочисленным публикациям.

   Необходимость в такой встрече зрела давно. Ведь каждый из постоянных авторов (да и многих других, доселе не слишком известных энтузиастов изучения родного края) ведет методическую работу в определенном направлении, создает собственный банк данных», помогающих полнее раскрыть богатейший историко-культурный потенциал Подмосковного региона.

   Разработаны основные направления деятельности «Клуба краеведов Подмосковья» (это «рабочее» название постоянно звучало во время встречи) на страницах газеты. Принят устав клуба, избрано правление. Координирует работу отдел культуры «Подмосковных известий». Контактные телефоны: 259-73-89, 211-95-93.

С.МЕРЖАНОВ.

(«Подмосковные известия», 15 апреля 1994)

Мамонтовка

ПО ПРИМЕРУ СОСЕДЕЙ

Местные энтузиасты разработали концепцию будущего поселкового музея.

  Под руководством известного в Пушкинском районе краеведа В. Арсеева они ведут сбор материалов об историко-культурных, архитектурных и природных достопримечательностях для будущей экспозиции.

На создание музея жителей Мамонтовки подвигнул пример соседей из поселка Клязьма, где подобное учреждение культуры действует уже боле года.

Сергей ЧУВАШЕВ.

(«Подмосковные известия», 27 июля 1994)

Правдинский

 А КТО ЗДЕСЬ ЖИЛ ДВЕСТИ ЛЕТ НАЗАД?

Открытие сельских и поселковых музеев стало в последние годы  приятной традицией в Пушкинском районе. Прошедшее лето не стало исключением. Историко-краеведческий музей открыт в здании администрации поселка Правдинский.

   История соседнего села Братовщина уходит в глубь веков, а сам поселок, расположенный возле железнодорожной станции «Правда», отметил в прошлом году свое девяностолетие. За эти годы Правдинский прославился санаториями и учреждениями отдыха, промышленными предприятиями, дачными местами, связанными с именами знаменитых людей. Основные вехи истории поселка отражены в экспозиции музея.

Сергей ЧУВАШЕВ.

(«Подмосковные известия», 10 сентября 1994)

В ПОЛКУ МУЗЕЕВ ПРИБЫЛО!

   Новый музей находится в непосредственной близости от Ивантеевки - в поселке Лесные Поляны Пушкинского района. Его официальное название: «Прошлое и настоящее поселка Лесные Поляны». Музей расположен в средней школе поселка и создан одним из учителей - преподавателем военного дела, полковником в отставке, участником Великой Отечественной войны Владимиром Григорьевичем Трегубенко.

   Наиболее напряженная работа над оформлением экспозиции проводилась в последний год. Но Tpeгубенко начинал не на пустом месте - многие экспонаты и материалы были собраны старейшим краеведом Пушкинского района К.К. Журбицким. Делились опытом и музеи-соседи: Калининградский Историко-краеведческий музей, Пушкинский краеведческий, Музей краеведения и туризма пушкинской средней школы № 5. И, конечно, помогали - материалами и добрым словом предприятия Лесных Полян. Некоторые из них известны не только в Подмосковье, в России, но и во всей Европе - Госплемзавод «Лесные Поляны», Болшевский комбикормовый завод с одним из крупнейших в мире элеваторов.

   «Мой родной край» - первый раздел экспозиции. Он посвящен древней и новой истории близлежащих населенных пунктов -  живописной Комаровки, а также легендарной Любимовки, связанной с рождением Художественного театра. Кстати, Владимир Григорьевич не стал делить этот подмосковный уголок в соответствии с теми административными границами, которые установлены на сегодняшний день. «Границы - явление преходящее, а история едина», - такова основная мысль Трегубенко.

   Большой раздел экспозиции посвящен школе. Это и понятно - здесь вели и ведут преподавательскую работу уважаемые люди поселка, талантливые педагоги. А сегодня в разных областях деятельности становятся известными фамилии многих учеников - выпускников школы.

   С особым трепетом оформлял Владимир Григорьевич Трегубенко раздел, посвященный Великой Отечественной войне. Здесь представлены документы, различные публикации, фотографии героев... A вот и те, чьи имена хорошо известны ивантеевцам: Кадомцев, Клавдий Смирнов... Есть и материалы, посвященные космонавту Александру Иванченкову - дважды Герою Советского Союза.

   В 1960-70-е годы предприятия Лесных Полян испытывали наибольший экономический подъем. Восьмерым работникам Госплемзавода было присвоено звание Героев Социалистического Труда. Значительную часть музейной площади занимает макет, изображающий центральную часть поселка. Здесь мы видим и исторические постройки усадьбы Соловьева, связанной с именами Ленина и Бонч-Бруевича, и пятиэтажки тридцатилетней давности, и остроконечную башню грандиозного элеватора.

   Можно было бы подробнее остановиться на тех исторических событиях, которые связывают Лесные Поляны с нашим городом. Например, рассказать о памятном визите группы «крестьянских ходоков села Копнино-Ивантеевки на дачу к В.И. Ленину» (см. «ПИ» от 15 июня 1994 г.). Эта «дача», как раз и находилась в бывшем имении Соловьева «Мальце-Бродово», позднее вошедшем в черту поселка Лесные Поляны. О многом хотел бы рассказать и сам Трегубенко, но... «Музей только начинает свою работу, у нас еще много «белых пятен», мы были бы рады помощи фотографиями, документами и другими экспонатами от любого частного лица, от музея или предприятия. И, в первую очередь, из соседних городов - Калининграда, Пушкино, Ивантеевки», - говорил Владимир Григорьевич на открытии музея, состоявшемся 11 мая 1995 года. И потому мы надеемся, что многогранные исторические связи двух соседей - Лесных Полян и Ивантеевки - еще найдут свое отражение в экспозиции нового музея, музея, который родился вовремя, который сегодня необходим и взрослым, и детям.

С.ЧУВАШЕВ

(«Пульс Ивантеевки», 3 июня 1995)

       О том, что Пушкинский район Подмосковья, возможно, как никакой другой, богат историко-литературными достопримечательностями, известно всем. 

   Причин тому немало -  это и проходящая здесь древняя дорога на Троице-Сергиеву Лавру, это и замечательная природа, это и обилие дачных посёлков, сформировавшихся во второй половине Х1Х – начале ХХ столетий. Проблема, которую мы хотели бы затронуть, сегодня более узка и конкретна. Но от того не менее любопытна. Связана она с поисками месте, в котором бывал выдающийся русский поэт-символист Юргис Казимирович Балтрушайтис.

       По происхождению Балтрушайтис – литовец, и в Литве его считают своим национальным поэтом. Справедливости ради скажем, что он одинаково свободно владел обоими языками – литовским и русским. Свободно – не в бытовом, а именно в поэтическом аспекте. Балтрушайтис родился в 1873 году, и лишь спустя двадцать лет переехал в Москву на постоянное место жительства, поступив на отделение физико-математического факультета Московского университета. Первые серьёзные стихи поэта появляются в печати шестью годами позднее. В это время он занимается не только поэзией, но и переводами, определив собственное место в искусстве русского символизма.

       Женой Юргиса Казимировича Балтрушайтиса стала Мария Ивановна Оловянишникова – представительница знаменитой династии российских предпринимателей, которые прославились своим колокололитейным заводами, свинцово-белильным производством и изготовлением церковной утвари. Забегая вперёд, скажем, что Мария Балтрушайтис, уже после смерти мужа, последовавшей в 1943 году в Париже, издала на русском языке его книгу под названием «Лилия и Серп», «Символист», «эмигрант», «муж купчихи» - на протяжении десятилетий этими и многими другими клише награждали Балтрушайтиса весьма бдительные идеологи от литературы, по сути лишая всех нас наслаждаться его искусством. Но теперь, когда эта книга стала, как говорят, «доступной широкому кругу читателей», выяснились весьма интересные детали.

       Среди множества стихотворений, вошедших в названный сборник, лишь под некоторыми указано место их написания. Обращает на себя внимание троекратное упоминание названия «Болшево». Разумеется, пушкинцы понимают, о чём идёт речь. Сегодня Болшево – железнодорожная станция Ярославского направления и расположенный рядом с ней посёлок, а в 1913-14 годах – когда эти стихотворения появились на свет – слово «Болшево» подразумевало довольно-таки обширную территорию вокруг станции, куда входили многие деревни, рабочие и дачные посёлки.

       Мы не случайно сказали «в 1913-14 годах». Болшевское стихотворение «Предвижу разумом крушенье…» написано в последний день 1913 года. При этом Балтрушайтис указал не только дату, но и точное время: « 11 ч. 55 мин. веч.». Стало быть, оно создано за пять минут до Нового года! А следующее стихотворение, также написанное в Болшеве – «Ночной пилигрим» - родилось 1 января 1914 года.

       Но почему Болшево? В нынешнем посёлке Новые Горки – в трёх с половиной километрах от станции  -  стоит большой двухэтажный дом, привлекающий внимание мощными брёвнами сруба и пятигранной колонной полуротондой с южной стороны. Здесь находилась усадьба Евпраксии Георгиевны Оловянишниковой – тёщи поэта. И естественно, что Балтрушайтис  не только бывал здесь, но и плодотворно работал. Ну, па почему болшевский период его творчества начинается только с 1913 года? Тоже ясно: недавно местным краеведам удалось выяснить, что усадебный  дом Оловянишниковых был закончен строительством как раз в 1913 году.

       Вот тут-то мы подходим к самому интересному. В том же сборнике «Лилия и Серп» стихотворение Балтрушайтиса «Лесной водопад» подписано таким образом: «27 ХII.1912. Пушкино». Под стихотворением «На берегу» читаем: «2.I.1913. Пушкино». Так, значит, предыдущий 1913 год поэт, скорее всего, встречал здесь, на Уче?

       Но где именно? Если с Болшевом, как говорится, всё ясно – там жили близкие ему люди – то слово «Пушкино» порождает массу загадок. Но раз уж Балтрушайтис дважды подряд указывал место написания своих стихотворений, то вряд ли был к нему равнодушен.  К тому же, сама встреча Нового Года (а она, скорее всего, состоялась именно в Пушкино) свидетельствует о том, что визит поэта в наш край был не «мимолётным видением», а вполне реальной, существенной страницей его биографии.

       Итак, главный вопрос: где находится то место, в котором Юргис Казимирович Балтрушайтис встречал новый, 1913 год? И другие вопросы: кто был хозяином дома? кто встречал Новый год вместе с поэтом? с кем приехал в Пушкино сам Балтрушайтис? 

       На последний вопрос ответ напрашивается уже сейчас – конечно же, с  Марией Ивановной Оловянишниковой-Балтрйшайцтис. Кстати, её внучатый племянник, Николай Евгениевич Прянишников – ныне председатель Совета старшин Российского купеческого собрания – предложил нам поискать «зацепку»  в… ярославских корнях Оловянишниковых. Дело в том, что их дом в городе на Волге стоит рядом с домом… Собиновых! Вот откуда происходит знакомство Марии Ивановны с Леонидом Витальевичем Собиновым, который, как известно, часто бывал в Пушкино и пел на сцене местного Летнего театра.

       Но это, разумеется, не окончательный вывод, а что-то наподобие «рабочей гипотезы».  А всё-таки интересно было бы найти ещё одно литературное место города Пушкино! Да ещё какое! Кстати, облегчает задачу уже само осознание того факта, что тогда, восемь десятков лет назад, Пушкино было не крупным городом, как сейчас, а представляло собой относительно небольшой дачный посёлок… Или, может быть, название «Пушкино» относится  к более старому селу, расположенному здесь же, на берегах Учи?  Одним словом, замечательная, интригующая загадка сегодня требует  столь же эффектной и, главное, эффективной отгадки.

(из архива С.Б. Мержанова)

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии 1

Написать
Николай
Однажды летом (наверное в 2007г.), когда в полном разгаре шла непрерывная переписка со всеми инстанциями по поводу застройки части территории парка в селе Тишково, Сергей Борисович по приглашению нашего депутата Шилова Бориса Даниловича, приезжал в Тишково. Он очень внимательно отнесся к нашей проблеме, обошел весь парк и окрестности, написал заключение, в котором указал на необходимость придания парку статуса Объекта культурного наследия.
Ответить
Написать
Последние комментарии
Iryna Harkusha Iryna Harkusha
Что-то у автора статьи пошло не ...
invalid
Ждем график ППР, ...
Alex Alex
С учетом того, что 27 апреля ...
Fly
Звучит, конечно, сильно 196 домов. ...
O9 O9
Пробки всегда будут. На ...
09 09
Ага. Уже построили убогую ...
09 09
Так сколько быдла лезет на ...
O9 O9
Подземные стоянки нужны. И зачем ...
ktynzq1
Возродить будет не просто. Дай ...
ktynzq1
Про Зверосовхоз при делёжке ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: