Невское стеариновое товарищество и три поколения Штейпов.

26 дек
21:54 2022
Категория:
Край родной

     Публикуем еще один, завершающий материал краеведа из Краснодара из воспоминаний потомков о своем предке, жителе ул.Ленточка  Николае Рудольфовиче Штейпе. Автор справедливо считает, что информация о Штейпах будет не полной, если на рассказать, откуда появились Штейпы в России.

Предыдущие публикации:

Николай Рудольфович Штейп и его семья

Ленточка - островок памяти (материал пушкинского краеведа Ольги Васильевой)

   Из воспоминаний своего деда Николая Владимировича Штейпа (1887-1981) и его двоюродных сестер Марии Николаевны Штейп (1913-1988) и Зинаиды Николаевны Френк (ур. Штейп, 1922-2014) я узнала, что мои предки Штейпы были родом из немецкого города Золинген.

     Основоположник русской ветви Штейпов Рудольф Штейп в возрасте 17 лет приехал в Россию в 1847 году. Он хотел заняться ткацким делом. Но из-за недостатка средств открыть свое дело ему не удалось. Тогда он устроился на работу на Невский стеариновый завод, история которого начинается с 1839 года, когда по указу Николая-I было учреждено общество по производству стеариновых свечей, олеина и мыла. Предприятие получило название Санкт-Петербургский Невский завод. В 1851 году на базе завода была учреждена Компания Невского стеаринового и мыловаренного завода. Учредителями ее были петербургские купцы, подданные Великобритании Казалет, Крон, Миллер и др. В 1857 году такое же производство появилось и в Москве, а в 1868 году петербургское и московское отделения объединились. Было создано Невское стеариновое товарищество, прославившееся не только в России, но и во всем мире высоким качеством продукции

     После революции в 1918 году Невский стеариновый и мыловаренный завод был национализирован и законсервирован. Производство возобновилось только в 1925 году. В годы Великой Отечественной войны завод выпускал продукцию оборонного значения (порошки для горючих смесей, динамитный глицерин), а также варил мыло. После войны предприятие было восстановлено, технически переоснащено и начало изготавливать, наряду с мылом, зубные пасты и косметическую продукцию.

    В настоящее время завод является памятником промышленной архитектуры. В 1850-1860-е годы завод строил архитектор Л.Л.Бронштедт, а позже архитектор А.В.Кенель. Первые постройки завода не сохранились, т.к. были деревянные и неоднократно горели. Сильный пожар случился и в 1855 году, но благодаря энергии и знаниям управляющего заводом Юлия Шотлендера, предприятие не только было отстроено заново, но и оснащено по последнему слову техники того времени. В 1857 году на месте одного из сгоревших зданий архитектор Л.Л. Бонштедт построил здание стеаринового завода, а в 1859 — 1860 годы надстроил здание мыловаренного. 


Здание Невского завода. Санкт-Петербург.

     В заводской постройке выделяется трехэтажное кирпичное здание цеха косметической продукции, построенное в 1894 году (на фронтоне сохранилась дата). На противоположном участке завода в 1905 и 1911 годах, по проекту и под руководством архитектора А.В. Кенеля, были возведены склады, отвечавшие самым передовым и строгим требованиям того времени. Сохранилось также двухэтажное здание, выходящее на проспект, — дом управляющего и контора, находящееся под государственной охраной. Кстати, здесь жили последние управляющие заводом: отец, а затем сын, Егор и Александр Лингарды. Находится завод в Санкт-Петербурге по адресу проспект Обуховской Обороны, 80 и с 1992 года носит название «Невская косметика». Завод продолжает работать, используя постройки XIX века для нужд века ХХI-го. 


Рудольф Федорович и Мария Ивановна Штейпы.

    В 1855 году мой прапрадед Рудольф Штейп (1830-1884) женился на дочери титулярного советника Марии Ивановне Ивановой из обедневшей дворянской семьи. Венчание проходило в Сампсониевском соборе, старейшем храме Санкт-Петербурга, сохранившемся до наших дней. Интересна его история. Храм был заложен после победы русских войск во главе с Петром-I над шведами под Полтавой. Сначала это была деревянная церковь, позже ее перестроили в каменную. В Советское время была произведена капитальная реставрация храма. Храм стал действующим. В настоящее время собор является объектом культурного наследия народов Российской федерации. Для туристов в нем проводятся экскурсии. 


Сампсониевкий собор. Санкт-Петербург.

    Сначала Штейпы жили в Санкт-Петербурге, а затем переехали в Москву, куда Рудольф Штейп был приглашен на работу в филиал Невского завода сначала писарем, а затем управляющим. После революции Невский завод переименовали в «Стеол».  

     Вот что пишет внучка Рудольфа Штейпа Зинаида Френк в своих воспоминаниях: «Улица, где находился этот завод, до революции называлась Невская, а потом Салтыковская. Улица была очень маленькой, на крутой горе, которая вела к берегам Яузы. На ней было всего три дома: здание завода, здание, где жили работники завода, и общежитие. На другой стороне улицы было поле с цветами, одуванчиками до самого берега реки. Там паслись коровы, лошади. Гуляли куры, утки. Там же находились мастерские, где делалась тара для продукции завода, и я помню, как на лошадях она вывозилась в ящиках. А наверху была контора Горбачевых (изготовителей этой тары)».   По словам Зинаиды Френк на заводе работала вся ее семья, начиная с деда и кончая ею в 1941-1942 году.

     Рудольф Штейп занимал от завода небольшую казенную квартиру на Вознесенской улице (ныне это улица Радио). У него было три сына и четыре дочери. Старший сын Рудольфа Штейпа Владимир (мой прадед, 1859-1921) служил коммивояжером на заводе. Он разъезжал по всей России, распространяя продукцию завода. 


Владимир Рудольфович и Вера Константиновна Штейпы.

      Николай Владимирович Штейп вспоминает, что контора Невского стеаринового товарищества находилась на Лубянке в Доме страхового общества, где в конторе «Вильям Миллер и компания» работал его отец. Это то самое здание, в котором с 1919 года после ликвидации страховых компании и национализации их недвижимости и имущества помещался центральный аппарат ВЧК под управлением Феликса Дзержинского. А в 1920 году отдельно стоящее здание во дворе переоборудовали под внутреннюю тюрьму, которая была ликвидирована в 1961 году. 


Доходный дом на Лубянке. Москва. Начало ХХ века.

       Конторой Невского завода заведовал крестный моего деда Николая Штейпа Сергей Васильевич Соколов, который часто присылал ему подарки с извозчиками Невского завода Кузьмой и Ильей. Это были обычно книги из серии «Золотая библиотека» в коленкоровом переплете и в приложении к книгам какие-нибудь конфеты. Кузьма и Илья знали всех Штейпов, так как многие из Штейпов работали на Невском заводе. Они же вывозили Штейпов на дачу на лошадях Невского завода и знали всю подноготную этого семейства.    Николай Штейп описывает один случай из жизни своей семьи. Когда его отец собирался развестись со своей первой женой Верой Константиновной, то сестры отца Нина и Ольга пошли к нему на работу и пожаловались на брата директору Невского завода. Директор отца тогда предупредил, что он его уволит, если тот это допустит.

       В 1884 году Рудольф Штейп умер в возрасте 54 лет. Как пишет Зинаида Френк, «он шел мимо Елизаветинских прудов, которые находились на территории завода, увидел там тонущего мальчика и спас его. Ребенок остался жив, а дед сильно простудился и умер от воспаления легких, оставив семерых детей». Отцу Зинаиды Френк Николаю Рудольфовичу было в то время 13 лет, а младшей его сестре 11. Сначала они жили в квартире от завода, а потом их переселили в квартиру поменьше в тот дом, где был клуб завода «Стеол" после революции.

     На Невском заводе бухгалтером работал муж старшей дочери Рудольфа Штейпа Марии (1856-1918) немец Карл Кондратьевич Гебель. Семья жила в квартире при заводе. На заводе работал также сын Рудольфа Штейпа Андрей (1865-1919), проживавший в маленькой заводской трехкомнатной квартире на первом этаже, в доме, где в советское время помещался клуб завода «Стеол». После смерти матери Марии Ивановны в 1897 году с ним жили две его сестры Ольга и Нина Рудольфовны. В 1919 году Андрей Рудольфович временно приютил у себя жену своего младшего брата Николая Рудольфовича с маленькими детьми, которая во время гражданской войны оказалась без жилья. Ее старших детей Николая (1903-1992), Федора (1904-1933), Андрея(1906-1982), Павла (1911-1984), учащихся кадетского корпуса в Лефортово, 1 сентября 1918 года эвакуировали через Новороссийск в Турцию, а затем в Болгарию, а мужа, офицера Царской армии, как позже выяснилось, арестовали. 


Зинаида Николаевна Френк (ур. Штейп)

      В своих мемуарах младшая дочь Николая Рудольфовича Зинаида вспоминает: «Мама устроилась на завод «Стеол» уборщицей в лабораторию, ей дали одну комнату в общежитии, а потом она отвоевала соседнюю комнату, т.к. между ними не было двери. В коридоре жили 18 семей – 72 человека. Было два туалета и два крана с холодной водой… Здесь мы прожили до октября 1962 года, пока наш дом не сломали и не дали нам квартиру в Кузьминках. Все это время мама продолжала поиски отца и детей. В 1920 году она мужа нашла в Бутырской тюрьме. Маме удалось собрать все документы, которые должны были подтвердить, что отец, будучи офицером Царской армии, не воевал против Советской власти, т.е. не участвовал в гражданской войне, а только строил железные дороги. На момент ареста он направлялся к месту службы в Тифлис на строительство Военно-Грузинской дороги. Кроме того, нашу семью прекрасно знали на заводе рабочие. Мама написала хорошую характеристику и собрала много подписей у рабочих завода. И тогда весной 1921 года, на Пасху, отца выпустили из тюрьмы. Он, не застав никого дома, пришел в Церковь Вознесения и увидел маму с Мусей и Верой». Однако связь со старшими детьми прервалась на долгие годы. Окончив русскую гимназию в Болгарии, они обосновались во Франции, где обзавелись семьями. Только в 1979 году младшие сестры Мария и Зинаида побывали в Париже по приглашению брата Павла (1911-1984).

  В начале ХХ века Штейпы обитали на Вознесенской улице (ныне ул. Радио) и на Немецкой улице (ныне ул. Баумана). Обе улицы относились к бывшей Немецкой слободе, возникшей 300 лет назад, где селились работавшие при царском дворе немцы и голландцы. Здесь находился Лефортовский дворец, построенный для друга Петра I Франца Лефорта. В настоящее время имя Лефорта увековечено в московских названиях: Лефортовский район, один из старейших исторических районов Москвы, улица Лефортовский вал, Лефортовская набережная, Лефортовский мост. О московском периоде жизни семьи Штейпов подробно рассказывает Николай Владимирович Штейп в своих мемуарах «Воспоминания о былом», а о жизни семьи в советское время поведала Зинаида Николаевна Френк в своих рукописный воспоминаниях.

      На Вознесенской улице в дореволюционное время жила семья Владимира Рудольфовича Штейпа и его родственники со стороны   жены Гебели. Учились дети Штейпов и Гебелей в реальном училище Святого Михаила, где обучение велось на немецком языке. Находилась эта школа между Вознесенской улицей и Кирочным переулком. В церкви Вознесения на Гороховом поле венчались родители Зинаиды Николаевны Николай Рудольфович Штейп и Евдокия Андреевна Кузнецова, в 1927 году отпевали Евдокию Андреевну, а в 2014 году саму Зинаиду Николаевну. Надо отметить, что с 1933 года церковь, заложенную еще в XVIII веке, закрыли, устроили клуб, затем склад, а богослужения возобновились здесь только в 1993 году. 


Церковь Вознесения Господня. Москва.

   Улица Вознесенская получила свое название в честь этого храма, стоявшего в самом начале улицы. Адрес церкви ул. Радио, 2. На Вознесенской улице находился Елизаветинский институт благородных девиц, где учились девочки из семьи Штейпов, который окончила Антонина Рудольфовна Штейп (1868-1942), тетушка моего деда. Позже в этом здании расположился областной педагогический институт имени Н. К. Крупской. В советское время улица была переименована в ул. Радио. На ней располагался центральный аэрогидродинамический институт ЦАГИ, где трудился муж Зинаиды Николаевны и реставрационной центр им. академика Грабаря.

   С младшими дочерьми Николая Рудольфовича Штейпа Зинаидой   и Марией семья моего деда Николая Владимировича Штейпа поддерживала родственные связи. Помню, как в 60-годы к нам на Фирсановку приезжала Зинаида Николаевна с мужем и Мария Николаевна Штейп с дочкой Галей. В свою очередь мы с мамой в 1960 году побывали на даче Штейпов на Клязьме, когда-то построенную для своей семьи Николаем Рудольфовичем. Добирались туда по двум железным дорогам: сначала по Октябрьской дороге до Москвы, а затем по Ярославской дороге до станции, названия которой я точно не помню. Встречались родственники также на семейных праздниках.

      В 70-е годы ХХ столетия я, внучка Николая Владимировича Штейпа, училась в Московском энергетическом институте, куда добиралась трамваем от Комсомольской площади, маршрут которого пролегал по ул. Баумана и по ул. Радио. Это были родные места моих предков. Однажды дед показал мне старинный каменный дом в Аптекарском переулке, где он жил в раннем детстве. В 1977 году наша семья отметила 90-летие Николая Владимировича. В том же году дочь Н.В.Штейпа Ирина Николаевна Садыкова (1921-2003) записала его воспоминания, которые были опубликованы в 2010 году, уже после кончины автора мемуаров. 


Родословное древо семьи Штейпов из книги мемуаров Н.В.Штейпа «Воспоминания о былом».

      Однажды мы вместе с мамой посетили семью Зинаиды Николаевны, когда они еще жили на ул. Радио. Однако в то время мне не была известна история наших предков. Теперь же из воспоминаний старшего поколения стало понятно, как Штейпы попали в Россию, и что с Невским стеариновым заводом связали свою судьбу три поколения Штейпов.

Использованная литература:

1.Н.В.Штейп ,«Воспоминания о былом», Дория, 2010

2. З.Н. Френк, Рукопись «История одной семьи», Москва, 2004

3. М.Н.Штейп Рукопись «Из воспоминаний Штейп Марии Николаевны». Москва.

4. Переписка с Э.М.Бурцевой (ур.Френк).

5. http://kirill-kravchenko.narod.ru/werksdenkmal/gebiet_nevskij/05/nevskij_05.htm

6. Материалы из интернета.

Е.К.Геращенко 

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
ktynzq1
Возродить будет не просто. Дай ...
ktynzq1
Про Зверосовхоз при делёжке ...
invalid
Прокуратура почему-то не ...
Александр
Интересно на чем он ...
Александр
Настроил дворцов,скупил ...
invalid
Кошмар урбанизма продолжается. ...
Hellen
Житель интересуется , ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
Sirian Sirian
Великолепно!Прочёл на одном ...
invalid
Вопрос о чистоте и гигиене в ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: