Вернусь «со всеми и для всех» (часть 6 - заключительная)

23 ноя
21:29 2021
Категория:
Край родной

   Публикуем продолжение статьи Андрея Дударева, посвященной истории обнаружения и восстановления могилы в Пушкино художника русского авангарда Василия Николаевича Чекрыгина. В этом материале речь идет о неоднозначной позиции пушкинских священников к захоронениям на кладбищах при местных древних храмах.

Предыдущие публикации:

Вернусь «со всеми и для всех»

   Статья Андрея Дударева посвящена истории обнаружения и восстановления могилы художника русского авангарда Василия Николаевича Чекрыгина (1897–1922). Автор рассказывает о краеведческих находках, предшествовавших обретению захоронения Чекрыгина. Изложена история утраченного и обретенного Боголюбского погоста, поиска мест захоронений известных жителей и деятелей г. Пушкино, снесенных храмов и мемориальных мест. Показана роль поиска и сохранения памяти для становления личности человека и преодоления разрыва между словом и делом.

Вернусь «со всеми и для всех» (часть 2)

В этом материале речь идет о  ставшей известной благодаря Дудареву семье Шариковых.

Вернусь «со всеми и для всех» (часть 3)

   В этом материале речь идет об уникальном обнаружении места захоронения и останков семьи Шариковых и Рабенеков.

Вернусь «со всеми и для всех» (часть 4-я)

   В этом материале речь идет о том, как он стал искать не только могилы, но и снесённые храмы. Для более оперативного обследования территории священнику пришлось даже стать председателем гаражного кооператива «Фортуна». На фото в превью  - священник Сергей Дмитриевич Лебедев (1868-1914) - настоятель Боголюбского храма, при котором с 1911 по 1914 год была построена каменная Боголюбская церковь.

Вернусь "со всеми и для всех" (часть 5)

 В этом материале речь идет о неоднозначной позиции пушкинских священников к захоронениям на кладбищах при местных древних храмах. А также интересные размышления о Воскрешении человека.

Вернусь «со всеми и для всех»

(часть 6 - заключительная)

   Личный опыт жизни христианина привёл меня к выводу: «Если можешь, ни о чём Бога не проси». На самом деле, нужно тебе — делай что можешь, а проси, когда все возможности будут исчерпаны. Таким образом, Его помощь приходила ко мне, не дожидаясь окончания моих возможностей. Я не позволял возможностям иссякать или же Бог — не знаю? Но, просить перестал. С Чекрыгиным ситуация была похожей.

   Именно здесь не могу обойти ещё одного на пути к Василию Чекрыгину персонажа — первого генералиссимуса России Алексея Семёновича Шеина (1652–1700). Весну, лето и осень 2020 года я провёл в поисках отстроенного Шеиным в селе Курово, в 3,5 километрах от Акуловой горы, храма Знамения Богородицы (1681–1687).

   Славный покоритель Азова Алексей Шеин сделал карьеру благодаря наличию и защите собственного мнения. Постоянно споря с царями, он умудрился получить от них все мыслимые и немыслимые награды. Безусловно, в этом заслуга и прежних правителей, особенно Петра Алексеевича, привечавшего у трона не лизоблюдов, а соратников.

   Церковь, построенная Алексеем Семёновичем в Курово, считалась, как и могила Чекрыгина, затопленной Учинским водохранилищем. Подобно деревне Акулово, Курово, оказавшись в строгой санитарной зоне, было упразднено в 1936-м. Традиционная работа с картами и на местности дали привычный уже результат. В июле 2020 года моим глазам предстали фундаменты Знаменской церкви и выстроенной чуть позже в 1752-м Николаевской. У Никольского храма сохранился даже выложенный итальянской мозаикой пол.


   Куровские храмы, естественно, окружены погостом. Удалось найди среди обломков старинных, начала XVI века, надгробий одно на своём месте. Благодаря частично сохранившейся надписи и Метрическим книгам была установлена личность хозяина.

   6 июня 1848 года в Знаменской церкви отпевали крестьянина деревни Акулово Филиппа Павлова. До постройки Боголюбской церкви акуловские жители были приписаны к церкви в Курово. 50 лет от роду, господина Черткова, крестьянин умер накануне от губительного поветрия. Он стал первым из тех, кого скосила летом того года в Куровском приходе холера. Согласно Метрической книге Знаменской церкви за 1848 год, в июне от губительного поветрия умерло 18 человек, в июле — 61, в августе — 21. Итого 100 жителей приписанных Знаменской церкви деревень: самого Курово, Акулово, Чапчиково, Пестово, Хохловки пали жертвами пандемии.

   Прошла неделя с момента моего общения с Василием Чекрыгиным. Накануне Пасхи в Великую субботу, в очередной раз разглядывая могильное фото, я обратил внимание на белое пятно слева, в котором не раз виделся мне забор одной из кладбищенских оград. Но сейчас осенило: «А не угол ли это восстановленного теперь участка Шариковых?» Бегу в лес и щупом нахожу в 9 метрах южнее отца Михаила могилу, но, увы, маленькую — 165 сантиметров, лежащий в ней ростом не более 140. Жаль! Копать не стал. Пасху встретил среди могил XVI века в подвале звягинского дома — из головы не шёл Чекрыгин.


   4 мая вновь неожиданная мысль — ноги, их же отрезало! Что если гроб соорудили коротким? С трудом дождавшись утра 5 мая, опрометью на Боголюбское кладбище к маленькой могиле.

   Через два часа работы лопатой передо мной лобастый череп Чекрыгина и гроб длиной, как я и предполагал, сколоченный чуть ниже колен. Поперёк на коленях отрезанные, с раздробленными голенями стопы.

   Переведя дыхание, скажу пару слов о пасхальных могилах XVI века в Звягино. Это населённый пункт, расположенный на окраине города Пушкино, сегодня его микрорайон. Здесь ещё в 1920-е были выявлены могильные курганы XII века, а в 1948-м стоянка людей времён неолита (III тысячелетие до Рождества Христова).

   Да уж... 1948 год, не отгремело ещё эхо Великой Отечественной, не затянулись раны истерзанной русской земли, какая там археология? Но старший научный сотрудник Московского областного краеведческого музея Колобов Владимир Михайлович составляет отчёт о краеведческих разведках археологических и исторических памятников на территории Московской области за летний период указанного года. При чём энтузиазм его мотивируется чрезвычайным интересом к истории подростков, тех самых детей войны.

   Владимир Михайлович, тогда 54 летний историк, в 1933-м прошедший испытания политическим арестом, не утратил трепетного отношения к Родине. 12 апреля 1948 года он испрашивает «Открытый лист» на право производства археологический разведок без права производства земельных работ в Московской области.

   Одним из ярких событий предстоящего лета 1948 станет для Колобова обследование «песчаного острова» в пойме реки Клязьма севернее Звягино, что вблизи станции Клязьма Ярославской железной дороги.


   До Владимира Михайловича археологические объекты данной местность изучали в 1927 году – Александр Фёдорович Дубынин (1903–1992) и в 1932-м – Отто Николаевич Бадер (1903–1977). Последними здесь были выявлены 47 принадлежавших кривичам могильных кургана XII века (Звягинско-Пироговский могильник). Причём, по словам Колобова, в 30-х он, возможно с Бадером, бывал в Звягино и видел на заброшенном кладбище древние могильные плиты [Атлас Москва].

   Как сообщает в отчёте Владимир Михайлович : «В начале июня молодой краевед- историк Борис Макаренков, учащийся 352-й школы МОНО, участник многих археологических разведок в 1947 году, живя на даче на станции Клязьма и проводя краеведческие экскурсии в ее окрестностях, обнаружил интересное место среди торфяника в 1 км к юго-западу от поселка Звягино – о чем сообщил мне. Посреди торфяника песчаный остров перерезала линия: узкоколейка для подвоза торфа. В образовавшихся обнажениях разреза и других местах острова он нашел ножевидные кремниевые пластины, кремний, напоминающий скребок и другие куски кремния с признаками искусственного откола» [Отчет В. М. Колобова].

   Как важно обратиться сегодня к опыту тех, кто пережил реальную возможность лишения собственной территории. Может и объясняется этим невероятный всплеск краеведения и археологии в победном 1945-м?

   Во времена Ивана Грозного Звягино принадлежало семье Глинских и имело церковь Николы Угодника, сооружённую в XV веке с расположенным окрест погостом. Летом 1936 года храм сожгли, а кладбище снесли, застроив его территорию частными домами. Старожилы Звягино до сих пор относятся к поселившимся здесь с нескрываемой неприязнью: «Осквернившие наши могилки, оккупанты!»

   Мы долго со звягинским жителем и товарищем по оружию — Татьяной Владимировной Артюхиной подбирались к этой территории. Наконец сняв летом 2020 года один из кладбищенских домов, в его подвале обнаружили надгробия XVI века и могилы. Из подвала одного только дома были вызволены костные останки 10 человек. Летом же 2021-го на глубине 1,5 метров найдена выложенная из камня 4-метровая фигура рыбы. Голова её выполнена из отёсанного под конус метрового валуна. Тело рыбы аккуратно сложено из камней разного цвета, преимущественно кремния. Фигура ориентирована на восток, что даёт право идентифицировать её как основание древнего христианского храма, не исключая при этом иных смыслов и назначений дохристианского периода. Рыба была плотно покрыта углём и кованными гвоздями, что свидетельствует о наличие над ним сгоревшего деревянного сооружения. В углях была обнаружена монета 1737 года.



   В отношении законности именно этот проект мы решили сделать образцово-показательным. На протяжении года все попытки привлечь внимание археологов оказались безуспешными. Назовём и имя ответственного за Пушкинский район сотрудника Института археологии — Сергея Заремовича Чернова. Он, находя разнообразные предлоги, отказывался фиксировать наличие в Звягино археологического объекта. На этот счёт у нас есть основанное на фактах предположение. Археологи имеют установку не фиксировать в данном месте памятник, так как на протяжении последних 10 лет Звягино пытаются застроить и выявление здесь объекта археологии поставит жирный крест на финансовых перспективах данной территории.

   Небезынтересна и реакция правоохранительных органов. Выбрав день, мы утром вызвали полицию с заявлением об обнаружении костных останков человека. Сотрудники прибыли на место через пару часов. Долго и напряжённо фиксировали случайные, по официальной версии, находки. Наводили на нас жуть, мол, это криминал. За ними по правилам прибыли на место ЧП работники Прокуратуры. Те в свою очередь с неменьшим напряжением изучали находки и жильцов. Дело шло к вечеру. Оказалось, все в ожидании представителей Следственного комитета: за ними, как выяснилось, последнее слово. По стойке смирно около 21.00 встречаем сотрудников СК.

   Молодой человек, осмотрев найденный череп, спросил: «Что, наткнулись на скелет?» — затем, улыбнувшись, добавил: «Зачем нас по всякой ерунде было дёргать, отодвинули бы в сторону и сделали что хотели».

   Дальше приехала труповозка и навсегда в неизвестном направлении увезла останки XVI века. В дверном проёме, держа в руках мешки с костями, они отшутились: «Мы забыли спросить, а скорая приезжала?» Вот такой у нас порядок…


   Идентификацией останков Василия Николаевича Чекрыгина, как было сказано выше, руководил главный специалист Бюро судебно-медицинской экспертизы ДЗ города Москвы Сергей Алексеевич Никитин. В Архиве Московской области найдено свидетельство о смерти Василия Чекрыгина:

 Отдел записи актов гражданского состояния при Пушкинском районе 1922 год.

Запись о смерти.

№ записи: 184

Число, месяц совершения записи: 15 июля

Пол умершего: мужской

Фамилия и имя умершего: Чекрыгин Василий

Возраст (число, месяц и год рождения): 25 лет

Число, месяц и год смерти: 3 июня 1922 года

Место смерти (губерния, уезд, город, волость, селение): пос. Пушкино

Постоянное местожительство умершего (указать подробный адрес): пос. Пушкино

Род занятий умершего: Художник

Семейное положение умершего: женат

Причина смерти: задавлен поездом

Фамилия, имя и подробный адрес врача, выдавшего свидетельство о смерти, а также   № свидетельства: -

Кем сделано заявление о смерти (указать и подробный адрес заявившего): женой

Место погребения: Пушкино

Подпись лица, сделавшего заявление: -

Подпись должностных лиц, совершивших запись: подпись [Свидетельство о смерти].



   Удивительно, что в руках этого человека до художника русского авангарда был кумир последнего, иконописец, преподобный Андрей Рублёв. Его мощи были обнаружены в Спасо-Андрониковом монастыре и их изучением занимался именно Никитин. Пожать Рублёву руку — о таком, несомненно, Василий Чекрыгин не мог и мечтать.

   3 июня 2021 года, ровно через 99 лет после гибели, на месте погребения Чекрыгина состоялось торжественное открытие мемориала — выполненной собственноручно копии могильного креста. Этот, во всех отношениях солнечный день, хотя и прошёл по плану, но заставил организаторов поволноваться.


   С дружественно-настроенными жителями Водопроводчика-3 была осуществлена договорённость о транзите гостей через их территорию. Это чрезвычайно хозяйственный кооператив, чтобы у них что-либо оказалось неисправно...

   Но, считайте чудом, въездные ворота 3 июня с раннего утра до позднего вечера были сломаны и открыты. Тщетные попытки разъярённого председателя Сергея Владимировича Калинина починить или закрыть ворота ничего не дали. Приехавших на праздник оказалось порядка 150 человек, и их проход по «Водопроводчику-3» вынудил председателя вызвать Росгвардию. Я дождался сотрудников Росгвардии, но те неожиданно после дружественного приветствия пожелали удачно завершить мероприятие. Единственным пожеланием гвардейцев было — не приближаться к водохранилищу.

   Тогда Сергей Владимирович, продолжая борьбу с ликовавшими в этот день обитателями погоста, запер калитку и заблокировал гостей. Но те на месте мемориала уже начали чекрыгинский праздник.

   Тем временем прибыл уважаемый священнослужитель города Москвы — настоятель храма Воскресения в Кадашах, декан факультета церковных художеств ПСТГУ, многолетний сотрудник Музея им. Андрея Рублева, протоиерей Александр Салтыков (1941 г.р.). Когда-то отец Александр занимался наследием Чекрыгина, писал о его творчестве, бывал в доме дочери художника Нины Васильевны Чекрыгиной, дружил с членами объединения «Маковец». Он счёл за честь, невзирая на возраст и немощи, приехать в этот день в Пушкино и отслужить на обретённой могиле Василия Николаевича панихиду.


   Запертая калитка не допускала пастыря на Боголюбский погост. Находясь у забора, желая скоротать в ожидании решения время, через решётку мы открыли с отцом Александром дискуссию, почти перешедшую в спор —что первично: могила или Литургия. Я утверждал, что Литургия — претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа — изначально совершалась на могиле мученика. Значит могила важнее – моя позиция. Отец Александр, занимая другую позицию, не мог попасть на кладбище. Мне пришлось перелезть через забор и провести его в обход.

   После панихиды калитку открыли, и ничего не подозревавшие гости беспрепятственно проследовали на Дачу Маяковского, где после трапезы был проведён круглый стол, посвящённый жизни и наследию Василия Чекрыгина. Присутствовавшие Представители Академии художеств, Третьяковки, ГМИИ им. Пушкина, Музея-библиотеки Лосева, искусствоведы, художники, писатели, поэты, историки литературы, пушкинские и московские краеведы и просто почитатели творчества художника были полностью удовлетворены мероприятием.

   На следующий день я счёл своим долгом отправиться на поиски могил Веры Николаевны и Нины Васильевны Чекрыгиных, супруги и дочери художника. По информации, которую сообщил мне муж внучки Василия Николаевича, кубинец Педро Ассе Бесиль, женившийся на Наталье Борисовне Колесниковой в 1966 году, они похоронены в Москве на Калитниковском кладбище. С Кубы пришла через фейсбук и фотография надгробия. После непродолжительного общения со справочной службой погоста я на участке № 17 и передо мной могила Веры Чекрыгиной, по второму мужу Рузской и дочери Василия Николаевича Нины, умершей в 1980 году. Здесь же похоронен второй супруг Чекрыгиной – Андрей Иванович Рузский (1897–1952).



   Всё в этой истории вставало на свои места, кроме взаимоотношений Василия Чекрыгина с тёщей — Варварой Фёдоровной Котовой, ставшей невольным поводом его гибели. Они так нелепо расстались… В процессе благоустройства мемориала на могиле Чекрыгина была обнаружена могила в метре от головы художника. Предположить, что это кто-то посторонний, при весьма обширных участках Боголюбского кладбища, было невозможно. Кто? Тесть или тёща? Других вариантов для этой семьи просто не оставалось. Фотографии обоих уже присутствовали в моём арсенале.

В могиле оказалась пожилая женщина. Метод наложения подтвердил — тёща. Как же это здорово! Они всё-таки помирились – я так думаю.

   Даты жизни Котовой пока неизвестны. Но ввиду фото, приведённого в начале публикации – Варвара Фёдоровна с внучкой Ниной, которой там никак не меньше 10 лет, можно предположить. Тёща Чекрыгина умерла в период с 1931 по май 1934 года — время закрытия кладбища.



   Не хочу подводить итоги: они дышат концом. Мне очень интересно жить. Рассчитываю, что события никогда не прекратятся. Связанные друг с другом, пусть они проложат прекрасный путь к физической вечности каждого человека. Последнее теперь — бесспорно, ведь Чекрыгин найден.

P.S. В ходе круглого стола 3 июня на Даче Маяковского никто из многочисленных специалистов не мог сказать, где похоронен друг и биограф Василия Николаевича — Лев Фёдорович Шехтель (с 1915 года — Жегин) (1892–1969).

Вскоре я нашёл в сети единственное упоминание в связи с Жегиным Преображенского кладбища в Москве. На месте, в справочной службе означенного погоста, выявили единственного Шехтеля. Им оказался с большой долей вероятности сын искомого — Иван Львович Шехтель (1939–1961), погребённый на родственном участке № 8.


Это фамильное захоронение Касичкиных-Зоновых, а Лев Фёдорович Жегин природнился, так сказать, своей супруге Варваре Тихоновне Зоновой (1899–1983). Сын известного архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля упокоился здесь под общей с женой красно-гранитной плитой с едва заметной надписью. Вечная ему память и скорейшего возвращения на Землю, которую он так любил!

 

Литература

1)      [Атлас Москва] археологическая. Часть 2. Карта Бадера.

https://www.academia.edu/45440060/%D0%90%D1%82%D0%BB%D0%B0%D1%81_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C_2_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0_%D0%91%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0

Дата обращения: 23.11.21.

2)      [Отчет В. М. Колобова] о разведках на территории Московской области, 1948 г._Р-1_№ 241 (pdf.io).pdf https://vk.com/doc352757983_607062434?hash=ce2ee79be777aa202b

Дата обращение: 23.11.21.

3)      [Свидетельство о смерти], 1922 — Свидетельство о смерти В.Н. Чекрыгина // ЦГАМО, Ф. 2510. Оп. 1. Д.1946. Лл.183–183 об.

 Андрей Дударев

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Facebook Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии 1

Написать
сергей
Рыбка на премию тянет! редкая находка. искать надо тут её хозяев. -После образования Киевской Руси кривичи (наряду с вятичами) приняли активное участие в славянской колонизации Волго-Окского междуречья (современные Тверская, Владимирская, Костромская, Рязанская, Ярославская и Нижегородская области, север Московской, а также Вологодчина[24]) где возможно ассимилировали, а возможно и оттеснили местные финские племена дьяковской культуры. ////////////////////////// Под основание храмов рыб не зарывали https://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/chto-zakladyvaiut-v-osnovanii-pravoslavnogo-hrama-5cca53d6c9bd6400b308138bДно купели ,пятнашка? Как версия? Нет.Много "но". Куровские церкви Чудо.1737- Анина полушка-"крокодил " ,она же "царица полей ")))Приятно читать, когда всё по делу и без "обидок" на сограждан живых ещё. С уважением
Ответить
Написать
Последние комментарии
evgeniy-bes
Ну вы сравнили...То Москва, а то ...
Алексей Соловьев
Если речь про МЦД-5, то это в ...
Миха Мигачев
Спасибо! Классные ...
Миха Мигачев
"Максим Красноцветов пояснил ...
Миха Мигачев
Земляки, сейчас нет смысла ...
Lastoschka Lastoschka
Ответ жителей новое Пушкино по ...
ilba
Владофф, как ты в ...
Владимир Ситников
Вид на село Пушкино. Со ...
сергей
Огромная благодарность нашему ...
Михаил
Ливневая канализация в мкр. ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: