К Дню учителя: «Математичка…»

05 окт
21:19 2020
Категория:
Край родной

(Ко Дню Учителя – 5 октября 2020)

Из воспоминаний Елены Геращенко: «Сестры Иевлевы Анна и Варвара» (сайт «Сочивед» от 27.03.2017): 


Варвара Петровна Иевлева 

   «…Недавно я нашла информацию о жизни Варвары Петровны в 20-х годах ХХ столетия. Ее имя упоминается в воспоминаниях Натальи Гершензон, Давида Арманда и в книге Елены Давидовны Арманд «Блаженны чистые сердцем». Наталья Гершензон и Давид Арманд были воспитанниками школы-комунны, созданной в голодном 20-м году матерью Давида Арманда Лидией Марьяновной Арманд. Варвара Петровна Иевлева вместе с Лидией Марьяновной стояла у истоков создания школы. В среду 3 декабря 1919 года Лидия Марьяновна писала в своем дневнике: «Собрались четверо предполагаемых работников школы: Варвара Петровна Иевлева – по математике, физике и химии, Екатерина Николаевна Чехова – по истории, Валериан Иванович О. – по родиноведению и организации детской общественности».

   Сначала отрывки из этих воспоминаний я прочла в Интернете. Впоследствии я нашла книгу Натальи Гершензон в Краснодарской краевой библиотеке имени А. С. Пушкина. Там она имелась в единственном экземпляре, причем, я взяла ее в абонементе первой. До меня ее никто не читал, а книга интереснейшая!

   Наталья Гершензон жила в колонии, когда была еще маленькой девочкой. Поэтому о Варваре Петровне она упоминает вскользь. Давид Арманд попал в колонию будучи подростком. Он помогал матери Лидии Марьяновне в работе и знал о школе намного больше, чем Наталья Гершензон. В 2015 году мне удалось приобрести книгу дочери Давида Арманда Елены Давидовны Арманд - «Блаженны чистые сердцем», составленную ею по материалам семейного архива.

   Из этих трех источников я узнала, что Варвара Петровна работала в детской колонии с самого начала. Колония находилась недалеко от города Пушкина. Туда можно было доехать на поезде из Москвы с Ярославского вокзала. Вместе с Варварой Петровной в колонии работала ее мать Елена Ивановна, которая отвечала за хозяйственные вопросы. Воспитанниками колонии некоторое время были младший брат Варвары Петровны Александр (Шура) и его друг Женя Зеленин, сын известного врача, изобретателя «Капель Зеленина». Дружба Александра Иевлева и Жени Зеленина продолжалась и в советское время. Тогда Женя Зеленин работал зав. кафедрой в МГУ, вел курс геометрии, а Александр Иевлев стал крупным инженером. В 30-е годы его посылали на стажировку в США, где он провел около года. В 50-е годы Александр Петрович с друзьями часто приезжал в дачный поселок Фирсановка, где жила его сестра Анна Петровна.

   Для меня долгое время оставалось загадкой, почему Варвару Петровну репрессировали. У нас в семье говорили, что ее арестовали по доносу из-за религиозных взглядов. До ареста она проживала в Хомутовском тупике недалеко от Казанского вокзала. У нее в квартире стоял рояль, который много лет спустя она завещала тому, кто станет музыкантом.

   Музыка в нашей семье занимала особое место. У нас дома на Фирсановке было пианино, привезенное отцом из Германии, где он прослужил 8 лет с 1945 по 1953 год. Моя мама хорошо подбирала по слуху, а бабушкин младший брат Александр Петрович виртуозно играл Шопена, Листа, Чайковского и других классиков. После реабилитации и возвращения в Москву Варвара Петровна оплачивала из своих средств наше с сестрой обучение в музыкальной школе. Музыкантами мы с сестрой не стали. Дальнейшая судьба рояля мне неизвестна. Зато я помню, каким ярким событием тех лет стала победа молодого американского пианиста Вана Клиберна на первом Международном конкурсе П.И.Чайковского! Телевизора у нас в ту пору не было: трансляцию с конкурса мы слушали по радио.

   Будучи детьми, мы с мамой часто навещали Иевлевых в Хомутовском тупике. Тогда там жили братья Варвары Петровны Павел и Александр. Их небольшой дом был огорожен забором, по которому плелся дикий виноград с мелкими ягодками. Много лет спустя домик в Хомутовском тупике снесли. В 2012 году мы с мужем побывали в Москве и посетили Надежду Александровну Иевлеву, которая живет в квартире, полученной после сноса старого дома и находящейся недалеко от прежнего места жительства.

   Хомутовский тупик известен также тем, что там жил богач Хлудов, которого мы знаем по Сочи. В Москве его дом сохранился до сих пор. А в Сочи Хлудов оставил о себе память созданным им парком, который сейчас называется парком «Ривьера». У ворот этого парка растет кедр, посаженный в 1902 год моим дедом Н.В.Штейпом на углу своей дачи, которая находилась через дорогу от Хлудовского парка. А в самом парке находилась дача Хлудова, которая со временем стала разрушаться. Недавно ее отреставрировали, но новый дом заметно отличается от оригинала.

   После отбытия наказания тетя Варя, как у нас в семье звали Варвару Петровну, жила в Иваново и, несмотря на запрет властей бывать в Москве и других крупных городах, она навещала нашу бабушку Анну Петровну в подмосковном поселке Фирсановка.   Тетя Варя всегда привозила с собой гостинцы: финики, ароматные мятные пряники, фигурные тульские пряники. По ее инициативе меня с сестрой крестили в подмосковном Середникове, где находилась старинная церковь.


Фирсановка. Начало 50-х годов. Сидят Анна Петровна и Варвара Петровна Иевлевы, стоят Вера Владимировна и Николай Владимирович Штейпы

   Тетя Варя очень любила русский фольклор, пела нам, маленьким девочкам, народные песни, читала детские книжки с картинками, гуляла с нами в лесу за «трубочкой». «Трубочкой» у нас называли туннель под железнодорожным полотном. Ведь мы жили в поселке Фирсановка, который располагался в 30 км от Москвы по Октябрьской железной дороге, соединяющей Москву и Ленинград. Во времена моего детства под «трубочкой» всегда было темно и сыро, и ходить там можно было, только прыгая с камушка на камушек.

   В 50-е годы мой отец Садыков Касим Фассахович учился в аспирантуре в Московском педагогическом институте имени В. И. Ленина. Он часто задерживался и оставался ночевать в Москве у родственников или знакомых, в том числе и у тети Вари. Из его воспоминаний мне стало известно, что Варвара Петровна училась в Московском университете, была знакома с Сергеем Ивановичем Вавиловым. До войны она работала в МХТИ им. Менделеева зав кафедрой физики, но в 1937 году была репрессирована. В 1955 году Варвара Петровна была реабилитирована и вернулась в Москву, где получила однокомнатную квартиру в высотном здании на Фрунзенской набережной. Мы с мамой ездили к ней в гости. Мне заполнился коврик в русском стиле с аппликацией в виде подсолнухов, который висел у Варвары Петровны в комнате на стене. Она очень любила мастерить из лоскутков полезные вещицы. Нам она смастерила грелку для чайника в виде курочки.


Варвара Петровна Иевлева

    Варвара Петровна была очень религиозной женщиной. Семьей она так и не обзавелась. Умерла Варвара Петровна летом 1959 года. Отпевали и хоронили ее на нашем местном кладбище в Середниково.  Гроб привезли из Москвы по Пятницкому шоссе. Нашей бабушке Анне Петровне о смерти сестры ничего не сказали. Она много лет была полупарализованной, и пережила свою сестру всего на один год. Умерла Анна Петровна в сентябре 1960 года. Похоронили ее рядом с Варварой Петровной. Так в Середникове появилось наше семейное захоронение…»

   В воспоминаниях упомянута фамилия – Штейпы, а мы хорошо помним, что представители этого семейства жили и живут у нас на улице «Ленточка» (подробнее см. портал «Пушкино сегодня» от 14.04.2018 и 21.05.2018 – В.П.). Как же всё связано в этом мире…   

Подготовил Владимир Парамонов


Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
Alex Alex
С учетом того, что 27 апреля ...
Fly
Звучит, конечно, сильно 196 домов. ...
O9 O9
Пробки всегда будут. На ...
09 09
Ага. Уже построили убогую ...
09 09
Так сколько быдла лезет на ...
O9 O9
Подземные стоянки нужны. И зачем ...
ktynzq1
Возродить будет не просто. Дай ...
ktynzq1
Про Зверосовхоз при делёжке ...
invalid
Прокуратура почему-то не ...
Александр
Интересно на чем он ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: