Они жили в Пушкино: «Стоял тот дом…»

27 апр
10:13 2020
Категория:
Край родной

Молочный свет

В Молочном переулке…

(из стихов Ольги Челюкановой) 

     Недавно в социальных сетях среди пушкинских краеведов разгорелся нешуточный «спор»: Кем считать художника Виктора Попкова – мытищинцем или пушкинцем? Я тоже включился в диалог, а потом задумался: А где еще проживал этот замечательный художник? Эти краеведческие поиски дали удивительные сведения, как ни странно, напрямую связанные с историей нашего края…


Автопортрет В.Е. Попкова

«Строители Братской ГЭС»

   Итак, оказалось, что в 1959 году в квартире № 2 дома №5 по Молочному переулку в Москве поселился молодой художник Виктор Попков (1932-1974), по мнению многих искусствоведов, входящий в десятку лучших советских художников. Дом принял его радушно, дети соседей сразу начали часто заглядывали в мастерскую дяди Вити. Картина «Строители Братской ГЭС», написанная именно здесь, была приобретена Третьяковкой в год её создания. 


Попков В.Е. Строители Братской ГЭС

Попкову тогда не было и тридцати. А вот жизнь художника оборвалась трагично, он погиб от руки инкассатора… Уже после смерти в 1988 году VII съезд художников СССР вынес постановление о создании мемориальной квартиры-музея В. Е. Попкова по этому адресу. 30 июля 1992 года этот дом даже стал «памятником истории и культуры». А затем дом признали аварийным, жильцов выселили.


Молочный 5 (старое фото)

«Молочный»

   Но семья известного художника Евгения Филатова, постоянно проживавшая здесь, отказалась покинуть дом. Попытка насильственного выселения через суд не удалась. Однако наступившие демократические времена придали этой истории детективно-драматический оттенок. В ноябре 1992 года, дом подожгли. Спасли Филатова и его семью законы постройки домов далекого XIX века. Созданная в 1813-м, после после пожара, специальная «Комиссия для строения города Москвы» повелела в новых строениях между крышей и домом прокладывать слой земли. Он-то и уберег, спустя полтора века, хозяев дома. В 1995-м крышу восстановили силами иконописной мастерской «Канон». Сам же Филатов решил отстоять права на свое родовое имение через суд. Суд подтвердил факт покупки дома Зигмундом Талем, а также то, что Евгений Филатов приходится Зигмунду правнуком! 

   Я заинтересовался, кем же был Зигмунд Таль, и вскрылись невероятные факты! До конца XVIII века земли, где сейчас находится Молочный переулок, принадлежали Зачатьевскому монастырю. По одной из версий здесь находились заливные луга, паслись коровы — отсюда и название переулка. По другой версии историка П.В. Сытина в начале XIX века здесь располагался молочный рынок. Тогда же земли были проданы под застройку дворцовому каменщику Ивану Агафонову, а затем только что выстроенные дома пострадали от пожара 1812 года. Тогда из 9 с лишним тысяч домовладений сгорело свыше шести тысяч. Москве пришлось возрождаться из пепла. Земли Молочного переулка перешли герою войны 1812 года, майору Тарелкину, который выстроил заново дома на старых фундаментах. 

   В 1824 году в переулке появились два симпатичных деревянных дома в стиле позднего классицизма. Правильные пропорции, минимум украшений, классическая изысканность простоты. И, если первый, дом № 3 (снесен в 2000 году – В.П.) практически не перестраивался, сохранив все признаки ампира, то второй, дом № 5, был надстроен вторым этажом в 1886 году. В 1903-м двухэтажный особняк стилизован под модерн тогдашним хозяином — московским банкиром.

«От Таля к Кенеману»

   А 12 июля 1912 года оба дома и надворные постройки общей площадью 5000 кв. м были проданы обрусевшему немцу, купцу Зигфриду Луи Талю за 75 тысяч рублей.
Таль был человеком образованным и до искусств охочим. В начале прошлого века особняк ожил — литературные, философские и музыкальные вечера, проходившие здесь, вдохнули в него душу. Картина тех лет… В одной из комнат увлеченно работает над портретами жильцов даже Михаил Васильевич Нестеров.

   Дочь Зигфрида, Маргарита, вышла замуж за Фёдора Кенемана, брата известного композитора Евгения Кенемана (кстати, мать Кенемана из рода Гнедичей – В.П.). Евгений Федорович, чья дача находилась у нас в Пушкино, был признан одним из лучших и одареннейших студентов московской консерватории, которую окончил в 1898 году с золотой медалью. 


Фёдор Кенеман на велосипеде

Учился он на курсе знаменитого Николая Сергеевича Зверева вместе с Александром Николаевичем Скрябиным и Сергеем Васильевичем Рахманиновым. Кенеман, профессор Московской консерватории, писал марши, но для нас он больше известен, как аккомпаниатор Федора Шаляпина, объехавший вместе с ним полмира… Но для семьи Талей-Кенеманов, Федор Иванович был не только великим певцом, а близким и дорогим другом.


Маргарита Таль (1893-1992)


Кенеман Ф.Ф.


Мешков В.В. Ф.И. Шаляпин и профессор Ф.Ф. Кенеман

           «…но дом пока стоял…»

   Старожилы вспоминали, что каждый раз, зайдя в дом № 5 по Молочному переулку, словно попадаешь в мир чьих-то увлекательных мемуаров (возможно, семейный альбом Кенеманов, обнаруженный в Пушкино, именно из этого дома – В.П.): изразцовые печи, старая, дореволюционная, мебель, люстра с травленым стеклом, рисунок на которой проступает только, когда включается свет и много-много книг. И, кажется, достаточно просто выглянуть из окна, чтобы увидеть чудесный сад и услышать шум подъезжающих карет. А вечером, если повезет, можно послушать дивный шаляпинский голос...

   Но в 2002 году Евгений Михайлович Филатов узнал, что дом подлежит сносу. Весной 2005 года особняк снесли. Единственный защитник дома Евгений Филатов не выдержал оглушительный натиск, и уехал вместе с семьёй прочь. 


Евгений Филатов с сыном Андреем (2005 год)


Одна из картин Евгения Филатова

   Евгений Филатов последние годы ютился со всем своим многочисленным имуществом, вывезенным из фамильного особняка, в новой квартире в Измайлове. Здоровье Евгения Филатова оказалось сильно подорвано вынужденной многолетней борьбой, и это привело к преждевременной смерти от инсульта 20 сентября 2011 года. Осиротевший дом был уничтожен в один момент, а на его месте появился новый особняк, подземный гараж, зимний сад и бассейн… 


Молочный 5 (современное фото)

   В жилом соседнем доме №6 (2008 года, 8 квартир площадью 100—250 м2 – В.П.), самом дорогом доме в Москве ныне проживают Евгения Васильева и Анатолий Сердюков. А действие нашумевшего рассказа писателя Игоря Андреева "Прожигатели жизни", опубликованного в литературном журнале "Нева" (№1, 2019 г. – В.П.), разворачивается в Молочном переулке. 

Владимир Парамонов

Фото из открытых источников в интернете


Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
Fly
Звучит, конечно, сильно 196 домов. ...
O9 O9
Пробки всегда будут. На ...
09 09
Ага. Уже построили убогую ...
09 09
Так сколько быдла лезет на ...
O9 O9
Подземные стоянки нужны. И зачем ...
ktynzq1
Возродить будет не просто. Дай ...
ktynzq1
Про Зверосовхоз при делёжке ...
invalid
Прокуратура почему-то не ...
Александр
Интересно на чем он ...
Александр
Настроил дворцов,скупил ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: