Народный календарь: Ярило и Иван Купала

01 июл
07:30 2019
Категория:
Край родной

   Публикуем традиционный очерк- календарь от пушкинского краеведа Игоря Прокуронова. В этот раз он посвящен периоду с 1 по 10 июля.


ИЮЛЬ

   Уже по традиции, начнем со слов нашего классика, Александра Николаевича Стрижева.

…«Июль обыкновенно самый теплый месяц года. В среднем его температура для Подмосковья 18,3 градуса. В особо жаркое лето этот показатель повышался до 23 градусов (1972 г.), в холодное — падал до 15,4 градуса (1904 г.). Полагают, что июль свободен от заморозков, ведь нижайшие отметки его суточных температур все же положительны (1,3 градуса в 1886 г.). Правда, в 1968 г. представление об июльских холодах несколько поколебалось: в ночь на 12-е число на востоке столичной области заморозок заметно побил ботву огурцов, помидоров и картофеля. Но то был, конечно, случай исключительный.

   Из года в год июль больше памятен как жаркое, погожее, к тому же щедрое на дожди и грозы время… Солнце сияет с открытого небосвода свыше восьми часов, лишь чуть уступая в этом отношении июньской поре, когда долгота дня была наибольшей…

   В июле осадков больше, чем когда-либо: среднее количество 74 миллиметра, наибольшее — 169 (1910 г.), наименьшее — 24 миллиметра (1890 г.). При обложных циклонических дождях похолодание застаивается, и погода приобретает осенние черты (таким сложился июль в 1928, 1935 и 1968 гг.). С приходом антициклонов погода стоит засушливая, без дождей (июль 1936, 1938, 1972 гг.). В благополучное лето и тепла и влаги поступает в меру, приблизительно около среднего их значения для каждого конкретного места.

   Летний полдень. В зените нестерпимо яркий маленький диск солнца. Изнурительный, густой зной разлит в воздухе. В голубых раскатах небосвода высоко тают легкие облачка. За версту от околицы над чернеющим перекатом большака волнуется марево. Оно переливается, подобно расплавленному стеклу, разбегаясь по обеим сторонам тракта. Пахнет гарью, лежалой пылью и осыпающимся разнотравьем… Но вот сваливает, меркнет разгоряченный полдень. Небо заволакивается тучами. Принахмурилось. Подул резкий ветер, заклубились придорожная пыль и сор. Меж темных туч проскочил зигзаг молнии, раздались раскаты грома, ударили капли дождя. Начинается гроза…

   Подмечено, что в одни деревья молнии ударяют чаще, в другие реже, а третьи почти не трогают. Об этом старожилы дорог и опушек рассказывают сами, выставляя напоказ рубцы грозобоин. Особенно значительны боевые шрамы у дуба. У старого, кряжистого великана вспоротый молнией ствол на целую четверть выпирает хребтиной выроста. О, эти старые дубы, сколько гроз повидали они на своем веку! Бывало, что после мощных разрядов их недосчитывались — повергла гроза. Как запечатлел поэт: „Гроза прошла — еще курясь, лежал высокий дуб, перунами сраженный…“. Молнии часто ударяют в возвышающиеся окрест одинокие деревья, холмы, камни. Поэтому грозу безопаснее переждать в ложбине, канаве, в яме. Ежели поблизости никаких углублений нет, надо лечь на землю и лежать, пока гроза не перестанет. На воде молния бьет так же, как на суше, значит, купаться в грозу очень рискованно. Надежное убежище от грозы — кусты, чащоба или гуща леса. Сюда молнии не ударяют. Если же вам привелось оказаться между одиноко стоящими деревьями, то лучше расположиться метрах в 15 от стволов. Разумеется, перед грозой антенны переносных приемников надо убирать, и без промедления.

   В какие же деревья молния ударяет часто, а в какие реже и почему? Кроме дуба, наиболее часто молния поражает ель, сосну, реже березу и почти не трогает тополь, вяз, орешник, а на юге — лавровое дерево. „Уязвимость“ дуба и сосны связана, видимо, с тем, что их основные корни залегают очень глубоко. Строго говоря, под любым деревом небезопасно прятаться от грозы, но к излюбленным перунами подходить вообще не стоит. …После сильной вспышки линейной молнии иногда появляется шаровая. Величина ее чаще всего с кулак или голову человека, но бывает и гораздо больше. Появляется такая молния со свистом или жужжанием. Продолжительность ее существования — до нескольких минут. Нередки случаи, когда шаровая молния проходила через щели, даже не опалив обоев, или с ловкостью стекольщика „вырезала“ кружок оконного стекла по своему размеру, не повредив остальное. Громоотводы от шаровой молнии не спасают. Чтобы надежно защититься, необходимо наглухо закрыть помещение.

…Июль фенологи величают вершиной лета. Тепла теперь так много, что и ночью душно. Даже глубокие реки прогрелись, мелкие же просто мелеют, частью из-за большой испаряемости, частью из-за понижения подпитывающих грунтовых вод. Тучнеют нивы, спеют первые плоды и ягоды, перестаивают травы. Июль — зрелость лета.

   Зацвела липа. Сейчас это самое благоуханное дерево. Медовый запах плавает и в аллеях, и в рощах, и на лесных прогалинах… Липняки — лучшие пчелиные пастбища. Здесь крылатые труженики собирают самую большую дань нектаром и пыльцой. У работящей пчелиной семьи во время цветения липы улей тяжелеет в день на 5–7 килограммов. Потому-то эта пора слывет у пасечников порой главного взятка. С цветенья липы до середины августа настают самые знойные дни.

   Среднелетнее цветение трав открывает зверобой, за ним дикая рябинка, или пижма, разные виды донников, полынь, лопух паутинистый, голубой цикорий, чертополохи. По сравнению с июнем даже в некосях поубавилось цветов. Изреживается травостой на выгонах и суходолах. Только после благодатного дождя утомленный от зноя луг зеленеет не хуже прежнего. Перелески, на радость птицам, разукрасились красной бузиной, а чуть погодя поспеет краса древонасаждений — ирга. К концу первой декады июля садоводы снимают свисающие кисти красной смородины, а природолюбы отправляются в лес по малину и черемуху. По болотам цветут рдесты. Глухие водоемы, бочажки и мелкие речки затягиваются ряской. Ее бывает так много, что водная гладь меняет свой обычный цвет на светло-зеленый. Об этом так и говорят: „вода цветет“. Отдельное растеньице ряски состоит из листовой пластинки и опущенного маленького корешка.

   По растениям можно определить, который час. Надоедливый огородный осот раскрывает цветки в семь часов утра, тогда же, когда лен и картофель. Следующий час „оповестят“ колокольчик и ястребинка, девятый час — ноготки. В полдень закроет цветки полевой осот, а в два-три часа дня — картофель и цикорий. К пяти часам сожмут лепестки ноготки, чуть позже — лютики, кувшинки. После всех устраивает побудку смолевка ночецветная. Она раскрывает цветочки после девяти часов вечера. „Часовой механизм“ растений отказывает лишь в ненастье: сырость мешает…

   Еще впереди лету стоять, а уж скворцы и грачи сбиваются в станицы. Сообща, видимо, лучше птенцов-слетков летать учить — на крыло ставить, приобщать к предстоящим странствиям. Очень занятна сейчас суета ласточек-береговушек. Снуют над водой у обрыва, а если опасности поблизости нет — по норам разлетаются. Там их гнезда и птенцы. Береговушки — проворные копальщики нор.

   Боровая дичь переходит на ягодный стол. Выводки тетеревов склевывают спелую землянику и чернику, не отстают от них и глухари. Даже насекомоядный рябчик знает толк в ягодах, отъедается нажировочным кормом в черничниках.

   Подошла пора линьки. Перо за пером теряют и хищные, и певчие, и водоплавающие птицы. Вместо выпавших изношенных появляются новые перья. Для хищных и певчих пернатых линька не помеха, они, как и прежде, летуны, но водоплавающие, потеряв маховые перья, обескрылили. Потому-то дикие утки и гуси при линьке держатся среди топи и тростников. На кормежку выходят перед рассветом. Не у всех птиц замер инстинкт размножения. Воробьи, перепела и лесные голуби во второй раз выводят птенцов. В благоприятное лето этим же заняты и дрозды. Нет-нет, да попадется недавний выводок у бекаса. До середины июля доносится ручьистая песня жаворонка, значит, и он еще привязан к гнезду. Но вообще-то заливистых песен уже не услышишь: смолк брачный говор пернатых.

   Подрастают, рыжеют лисята. Теперь им не сидится в норе, то и дело выскакивают наружу. Взрослые знай ловят зайчат, мышей и птиц. Сколько ни принесут — лисята съедают разом. Некоторые уже сами приучаются хватать живность…

   В конце месяца оживляется клев рыбы. Кончился антракт поклевок, чаще теперь попадаются и плотва, и подлещик, и густера. Не отвернется от живца щука — прошло равнодушие.

У грибников свои радости. В корзины прибывают лисички, красники-подосиновики, обабки-подберезовики. Еще на подходе к лесу иной расторопный грибник успеет закрыть дно корзины луговыми шампиньонами и говорушками. Чем не грибы?..

   Пройдет этот месяц, и заметнее укоротятся дни, удлинятся ночи. Венец лета пошатнется на голове „старика-годовика“, сдвинется.
Впереди — август»…

* * *

А теперь продолжим наш календарь.

ЯРИЛА И ИВАН-КУПАЛА
1—10 ИЮЛЯ

1 июля.
Ярилин день

   Из старины идет поверье: «Ярила — добрый молодец, на белом коне разъезжает по всей Руси великой: на русых кудрях венок, во левой руке пучок ржи, в правой — палица. Взмахнет Ярила рожью — нивы тучнеют, хлеба колосятся; палицей взмахнет — громы гремят, дожди льют. Куда конь ступит — шелкова трава стелется с цветами лазоревыми» , «Федул на двор заглянул — пора серпы зубить, к жнитву готовиться загодя».

   К этому дню приурочивали ярмарки-торжки. Праздник сопровождался песнями, плясками, кулачными боями.
Русский кулачный бой — это главное праздничное развлечение парней и молодых мужчин. Самыми главными кулачными боями были масленичные, однако и в Семик, и в Ярилин день бойцы проверяли силы, демонстрируя свою удаль и молодечество. Команды составлялись по территориальному признаку и дрались «стенка на стенку» (деревня на деревню, улица на улицу), или в «сцеплялку-свалку». При битве «стенка на стенку» мужики, выстроившись в один ряд, должны были сохранить строй («стенку») под давлением стенки противника. Применяли разнообразные «военные» приемы: удержание фронта, «клин-свинья», смена рядов, отступление в засаду. Бой заканчивался прорывом стенки противника и бегством врагов. А в «сцеплялке-свалке» каждый боец выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» в битву с другим. Кулачный бой велся по негласным правилам: лежачего не бить, не биться по увечному, «мазку не бить» (бой до первой крови), не бить сзади.
   Все начиналось с «парада»: по главной улице вначале шли «сильные бойцы», потом парни и подростки. Начинался бой «стенка на стенку», в котором участвовали парни. Они становились в ряд напротив друга и выказывали свою доблесть и бесстрашие, дразня противника, принимая воинственные позы, подбадривая себя отдельными выкриками. Начиналась схватка после команды атамана: «Даешь боя!». Отроки вначале сходились в «сцеплялке-свалке», а уж «сильные бойцы» начинали самыми последними.
   В завершение все участники кулачных боев собирались вместе на пирушку, похвалялись и обсуждали подвиги бойцов. Особые подвиги славились по всей округе, передавались от одного поколения к другому и нашли свое отражение в былинах…

Паук выходит из гнезда и ткет новую паутину — к погоде. Вороны взвиваются под тучи — к ненастью.
Именинники: Леонтий, Ипатий, Эразм.
Восход солнца 03:49
Заход 21:16
Долгота дня 17:26

2 июля.
Зосим и Савва-пчельники

   В народе примечали, что на Зосима и Савву-пчельников пчелы мед запасают. Об этом дне говорили: «Рой роится — Зосим-Савва веселится», «Что у пчелы в соту — то Зосим и Савва дали».
Пчелы летят к ульям — скоро дождь. Пчелы становятся злее и чаще жалят — к засухе; сидят на стенках улья — к сильной жаре.
Именинники: Варлаам, Зосима, Иван, Иов, Мария, Савватий, Тимофей.

3 июля.
Мефодий-перепелятник

   На Мефодия-перепелятника белого перепела увидеть — на счастье. В это время уже всходит поздний картофель, пришла пора его «окучивать».
   В этот день наблюдали за пауками. Если паук не раскидывает сети — будет дождь или буря. Паук снова плетет паутину — погода наладится. Если на Мефодия дождь, то будет идти сорок дней.
Именинники: Андрей, Афанасий, Василий, Глеб, Гурий, Елисей, Иван, Инна, Лука, Мефодий, Наум, Римма.

4 июля.
Терентий

   Зацветает липа; можно собирать липовый цвет для целебного чая.
Липовый чай. 1 столовую ложку цветов липы заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить. Пить по 1 / 2 стакана 2–3 раза в день для снижения температуры при простуде.
   Если ночная роса не просыхает — быть грозе. Утром на пруду лилия чуть поднимается над водой, да и то с опозданием — после обеда будет дождь.
Именинники: Никита, Терентий.

5 июля.
Ульян и Ульяна

   «Ульян кличет у полян, а Ульяна у реки ходит, глядится в речное зеркало. Стряхнет с себя Ульяна июльское колдовство — к Ульяну заторопится. А его жаркие травы к реке приведут. Ульян Ульяне в лицо не глянет, стесняется».
   Повторно сеют редиску, обрабатывают посевы и цветы от вредителей настоем чеснока или помидорных листьев.
Если дождь, то будет урожай хлебов.
Именинники: Галактион, Евсей, Ефросинья, Зина.

6 июля.
Аграфена Купальница

   Аграфена (русский вариант имени Агриппина) известна под именем Купальницы, ведь день ее памяти — накануне праздника Ивана Купалы. На Аграфену Купальницу совершились многие купальские обряды. А ночь с Аграфены на Купалу считалась волшебной, на нее приходился и пик праздничного веселья и разгула.

…Ритуальным «зачином» праздника служил сбор всех женщин. На закате солнца, после бани, зачинщица выходила на улицу и кричала: «Сегодня — Купальна, завтра — Иван!» и запевала. К ней подходили другие девушки и молодые женщины. Они выходили за деревню, где встречались с соседками из других сел и деревень, и вместе с ними шли вдоль полей по дорогам, взбирались на холмы. Хождение сопровождалось пением «купальских» или «иванских» песен. Не выйти на улицу вечером на Аграфену — считалось позором: оставшихся дома могли прилюдно осмеять, им пели корильные песни. Вообще, Аграфена — это женский праздник: «Как у нас в году три праздника: Первый праздник Семик честной, Другой праздник Тройцын день, А третий праздник Купальница».

   Женщины «обходили» поля, деревни, дома, готовили обрядовые блюда — каши и кулаги — и совместную трапезу, происходившую обычно в ржаных полях. Все девушки-сельчанки в лучших нарядах шли на улицу, обходили все дома и просили в каждом доме: «Умойте». Хозяева должны были подарить им что-нибудь из девичьих украшений — серьги, бусы, ленты. Девушки и женщины участвовали также в сборе ивановских трав, используемых для украшения поселений, для изготовления банных веников и метел, для гадания.

   Этот день открывал сезон купания, сбора трав и сенокоса; начинали вязать банные веники и метлы. По народным поверьям, с ночи Аграфены Купальницы на утро Ивана Купалы цветут волшебные травы: сон-трава, разрыв-трава, одолень-трава, папоротник. А символ купальских обрядов — цветок иван-да-марья, желтый цвет которого воплощает стихию огня, фиолетовый — воды. Большим уважением на Купалу пользуются полынь-чернобыльник и крапива. Вообще, травы, собранные на Купалу, обладают не просто целебной, но и магической силой.

   Днем заготавливали на весь год банные веники: из травы богородицкой и папоротника, иван-да-марьи и ромашки, из лютика и полыни, из мяты пахучей, березы. А при топке в бане на пол настилали траву и цветы иван-да-марьи. С ними же спозаранку парились в бане, чтобы смыть с себя болезни. Детей водили ополаскивать к чистым родникам, затем, позавтракав, шли купаться в родниках, реках, прудах. На завтрак же готовили обетную ячменную кашу, которую варили из крупы, собранной вскладчину — селяне приносили ее в общий котел от каждого двора, ею же угощали нищих, калек и странников.

   Еще в ночь с Аграфены на Купалу бытовал обычай «выкатывать ржи», т. е. мять посевы, валяясь по полосе. В этот день прятали от «нечисти» скотину.
   Про этот день говорили: «На Аграфену потерял соловейко голос через яшный колос», т. е. идет колошение ячменя. «На Аграфену гречиха мала, овсу порост». «Сей репу на Аграфену — хороша будет».
   Приступали к уборке озимой пшеницы. Белокочанную и цветную капусту от бабочки капустницы поливали настоем чеснока.
Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться.
Именинники: Агриппина (Аграфена), Антон, Артемий, Васса, Герман, Иосиф.

7 июля.
Иванов день. Иван Купала

   Ночь на Ивана Купалу — это время козней лукавого, ведьм. Поэтому купальские обряды связаны с охранительной магией и направлены на предупреждение козней нечистой силы.
Верили, что в ночь на Ивана Купалу можно было обеспечить себе богатую жизнь с помощью цветка папоротника. Для этого нужно было пойти в лес и около куста папоротника зачертиться огарком васильевской свечи (Васильев день — 14 января). Дождавшись в полночь цветения папоротника, нужно сорвать цветок и нести домой молча, не оглядываясь и не обращая внимания ни на какие видения. Той же ночью цветок надо отнести в церковь и положить под престол, где он должен находиться до Святок. А когда настанет Крещенье и все пойдут из церкви на «иордань», нужно зайти в алтарь, вытащить цветок и идти с ним к реке. Но в этот-то момент и должен появиться нечистый и начать выпрашивать папоротниковый цвет, за который даст какое угодно богатство и все, что угодно.

   С языческих времен в этот день проводили ритуалы очищения от зла. Ночной порой купались в реке, собирали травы и цветы; собирали росу, которой умывались — чтобы прогнать болезни и исцелить больные глаза. Вообще, на Купалу целебна не только утренняя роса, но и любая вода — речная, колодезная, ключевая.

   Обряд «черпания росы». Рано утром женщины в деревнях «черпали росу». Для этого брали чистую скатерть или простыню, какую-либо посудину для росы. На лугу скатерть катали, потом отжимали. В купальской росе омывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть», чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. Иногда росой обрызгивали стены и мебель, чтобы в дом не проникли болезни.

   Обряд очищения огнем. На Купалу с вечера зажигали костер и прыгали через огонь, переносили через него детей, бросали разные травы дабы запастись здоровьем и отстранить от себя нечистую силу. Кто выше прыгнет — тот счастливей будет, ведь огонь очищает от всякой скверны плоти и духа. Прыгали в одиночку и парами: по прыжку пары судили о крепости любви и брака. Бросая в огонь травы, говорили: «Да сгорят с этим зельем все мои беды».         В праздничном костре жгли мусор, ненужные вещи и все, что связано с болезнью или навевало мрачные воспоминания. Наговор на вещь делали так: подносили ее к губам, чтобы коснуться своим дыханием, и шепотом произносили трижды те болезни, неприятности или качества характера, которые хотели бы сжечь в огне купальской ночи. Каждый брал потом несколько угольков и пепла от ивановского костра как целебное средство против болезней и порчи. Прыгнув через костер, сразу же бросались в воду, так как верили, что «лед и пламя» — сильное очищающее средство.

   В ночь на Ивана Купалу девушки гадали: брали дюжину цветов иван-да-марьи, клали под изголовье перед сном и говорили: «Иван-да-марья, головная трава и все двенадцать трав, скажите, кто мне будет жених?». Гадали на венке: барышни плели и пускали венок по воде — утонул венок, значит суженный разлюбил.

   Считается, в Иванов день сбываются желания, нужно только двенадцать «огородов» (заборов) перелезть.

   Спать в купальскую ночь — зазорно. В старину после праздника сразу шли на покос — верили, что купальская ночь только силы прибавляет.

   Сильна роса на Ивана, будет урожай огурцов. Если Иванова ночь звездная, то будет много грибов. Коли будет гроза, то орехов уродится мало, и они будут пустые. Ивановские дожди — лучше золотой горы. Если на Ивана просо в лежку, то будет и в ложке.
Именинники: Антон, Иван, Логин, Никита, Яков.

8 июля.
День Петра и Февронии-русальницы

   Назван в честь благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев.
День благоприятен для влюбленных, поскольку Петр и Феврония считаются символом верной, сильной, красивой любви.

   По поверью, в этот день русалки начинают водить хороводы.
Время большого сенокоса: " На Петра и Февронию только поспевай сено ворошить, в копны сгребать, стога метать».
Много осота — к холодной зиме.
Именинники: Денис, Ефросинья, Константин, Петр, Прокопий, Федор, Феврония, Феодора.

9 июля.
Давид-земляничник

   Празднование Тихвинской иконы Божией Матери, пред которой молятся о сохранении и здравии младенцев.

   Давид же Солунский обладал даром исцеления от многих болезней: ему молились о «сбережении лучшего».

   Символом благополучия считалась земляника, так как в ней заключена солнечная нежность, дух земли. Земляникой лечили старые язвы. Шли за ягодой, пока еще роса не опала. «Первую ягоду в рот кладут, а вторую в дом несут». Собирали на чистую льняную ткань, разминали и прикладывали к больному месту. Меняли повязку, пока не затягивалось больное место.
Ягоды земляники применялись от множества болезней. Их ели при малокровии, болезнях печени и мочевого пузыря. Считалось, что земляника снимает головные боли. Ее листья зимой заваривали и как чай, который и сил прибавляет, и с сердца боли снимает.
Существовало поверье: кто хочет занять деньги, тот должен положить в карман травы земляники и смело идти — отказа не будет.

Если вьюнок средь бела дня закроет цветок — скоро дождь «встанет» на порог.
Именинники: Денис, Иван, Павел, Петр, Тихон, Ферапонт.

10 июля.
Самсон сеночный

   В день Самсона Сеночного и стар и мал были на сенокосе. В этот день на Руси почитали странников: приглашали в дом, угощали, оставляли на ночлег. Утром отправляли, дав на дорогу еды и денег.

   На Самсона мокро — семь недель дождь. На сенокос дождь — до бабьего лета будет мокро. О дожде примечали: если «плачет» конский щавель, липкие капельки сока на листьях — будет дождь. Если звездчатка не раскроет свои лепестки с утра, то жди дождя к вечеру или с ночи.
Именинники: Георгий (Егор=Юрий), Иван, Игнатий, Лука.
Восход солнца 03:58
Заход 21:10
Долгота дня 17:12

* * *

ЦВЕТОК ПАПОРОТНИКА

   «Когда цветёт этот таинственный Цветок, ночь бывает яснее дня и море колышется. Рассказывают, что бутон его разрывается с треском и распускается золотым или красным, кровавым пламенем, и притом столь ярким, что глаз не в состоянии выносить чудного блеска; показывается этот Цветок в то же самое время, в которое и клады, выходя из земли, горят синими огоньками…».
Энциклопедия русских преданий.

Свети-цвет, Перунов цвет, Царь-цвет, Жарье цветенье — по-разному называют этот волшебный «цветок» в народе. Говорят, что он для всех проявляется-«распускается», светится, расцветает — только один раз в году в определённое время и на малый срок. И если кто сможет овладеть этим светом, соединив со своей жизненной силой, со своей внутренней энергией, — он приобретет могущество и волшебные способности.

   Вообще, Жар-цвет — это волшебный цветок, образ молнии и Небесного света. Говорят, что при его появлении ночь становится яснее дня, а бутон цветка раскрывается с треском и светит золотым или алым цветом, таким ярким, что глаза слепит. Еще бы, ведь его охраняет сам Перун — владыка грозы и грома. Многие хотят завладеть Жар-цветом, приносящим счастье, удачу и владение тайным знанием. Но сорвать его и трудно, и страшно — его охраняет нечистая сила, что сотрясает землю, насылает гром-и-молнию, страшные видения и беспробудный сон. И всё для того, чтобы волшебный цветок не попал к случайному человеку, — тогда бед не оберёшься. Только смелый и чистый душой может овладеть Жар-цветом. (Впрочем, заповедный цветок часто видят дети; они ему радуются и любят изображать на своих рисунках).

   А в русских сказках больше всего известен Жар-цвет папоротника — он же постоянно светящийся, чудесный и божественный Аленький цветочек…

«Взяла она из кувшина золочёного любимый Цветочек аленький, сошла она в зелены сады, и запели ей птицы свои песни райские, а деревья, кусты и цветы замахали своими верхушками и ровно перед ней преклонилися; выше забили фонтаны воды и громче зашумели ключи родниковые, и нашла она то место высокое, пригорок муравчатый, на котором сорвал честной купец Цветочек аленький, краше которого нет на белом свете. И вынула она тот Аленький цветочек из кувшина золочёного и хотела посадить на место прежнее; но сам он вылетел из рук её и прирос к стеблю прежнему и расцвёл краше прежнего. Подивилася она такому чуду чудному, диву дивному, порадовалась своему Цветочку аленькому, заветному, и пошла назад в палаты свои дворцовые»…
С. Т. Аксаков. Аленький цветочек.
(Кстати, Сергей Тимофеевич эту «сказку ключницы Пелагеи» написал в своем имении — соседнем с нами Абрамцеве).

   И кому не известна эта красивая легенда о цветке папоротника, что расцветает один раз в году в ночь на Ивана Купалу? Когда народ вовсю отдавался языческим стихиям — воде и огню, устраивали общие купания-обливания, всякие хороводы, прыганья через костер и прочее, и прочее…

   И, по поверью, именно в купальскую ночь приобретают магическую целебную силу многие растения.
Вот и цветок папоротника тоже.
   Чтобы завладеть им, в самую полночь отправляйтесь в дремуч-лес, не забыв захватить с собой свечу, нож и освященную скатерть. Ножом вокруг папоротника надо очертить круг, встать в него, расстелить скатерть и зажечь свечу. Все. Теперь остается только ждать: глядь, и обретешь несметные сокровища. Но и тогда до самого рассвета надо стоять в заговоренном кругу, пока не сгинет всякая нечисть, оберегающая Царь-траву. А цветок надо укрыть за пазухой, или завернуть в скатерть, и давай Бог ноги, не оборачиваясь и не откликаясь на оклики…
Интересно, правда?

   В самом деле, папоротник — необычное растение, с его появлением связано великое множество красивых легенд. И по одной из них, растение произошло от богини любви — Венеры, из оброненного волоса которой и вырос папоротник.


А цветок папоротника…
Дело в том, что его попросту… не существует!
   Начнем с того, что для продолжения жизни папоротника на обратной стороне его листа появляются споровые мешочки, где, собственно, споры и созревают. Со временем из своей обители споры разнесутся во все стороны и при благоприятном стечении обстоятельств прорастут. Но это не все. Ведь поначалу появляется вовсе не готовый юный папоротник. Вначале образуется такой отросток — заросток. По форме напоминающий укореняющееся сердечко…
   Вот это-то и есть тот самый легендарный Жар-Цвет. Но его размеры — микроскопические, всего несколько миллиметров, и весь он какой-то невзрачный, зелененький. Может, поэтому и редко кто его углядит в лесной тиши. Отсюда и поверья…


А дальше банальность.
На поверхности папоротникового заростка созревают половые клетки: вот они-то и дают жизнь новому крупному и долгоживущему растению… (На прилагаемой схеме это все продемонстрировано подробным образом).


   И все же так хочется верить в необычное. Вдруг, да раз в году на Ивана Купалу зацветет папоротник аленьким цветочком? Не зря же Аксаков про него написал…

Поэтому смотрим папортниковые изображения…




За календарем следил
Игорь Прокуронов


Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Читайте также
15 Июля 2019
История музейной коллекции, родившейся из любительского собрания «Клуба трех поколений». При разборе архивных хранилищ Краеведческого музея г.Пушкино были найдены документы, рассказывающие историю музея, коллекции и самого дома, в котором вот уже почти 55 лет живет история города и района подмосковного дачного места
12 Июля 2019
Пушкинский краевед Владимир Парамонов напоминает о круглой дате, связанной с А.П. Чеховым, посещавшим нашу  "Любимовку" летом 1902 года, детально разбирая финансовую подоплеку его "Вишневого сада"
11 Июля 2019
Уже лето покатилось к зениту. Вот на носу Петровки, а там и другие приметные дни. И хоть поливают дожди - все же продолжается летняя пора. Краевед Игорь Прокуронов делится продолжением народного календаря с 11 по 20 июля
Комментарии
Последние комментарии





Ритуальные услуги в Пушкино



Наши партнеры:





Нашли ошибку?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER