«Поезд отходит еще не скоро»

11 мар
12:49 2019
Категория:
Край родной
Краевед Владимир Парамонов продолжает изучать историю пребывания в наших краях Федора Шаляпина. Предыдущий материал о венчании известного певца с балериной Иолой Торнаги.

«Поезд отходит еще не скоро»
(Продолжение)

    И снова вспомним разговор с Шаляпиным по воспоминаниям художника Константина Коровина: «Должно быть, Труффи приедет (на венчание – В.П.), Малинин, Рахманинов, Мамонтов. А как ты думаешь, можно мне в деревне в поддевке венчаться? Я терпеть не могу эти сюртуки, пиджаки разные, потом шляпы. Картуз же – умней, лучше. Козырёк – он солнце загораживает, и ветром не сносит…»

«Труффочка»

   Кто же такой Труффи? Это Иосиф Антонович, или Джузеппе Труффи (1850-1925) – российский дирижёр итальянского происхождения. Он приехал в Россию в 1876 году для работы скрипачом в Тифлисском оперном театре, а позднее стал там же дирижёром оперной группы. Туда же приехал молодой, в то время еще никому не известный, начинающий певец Фёдор Шаляпин, и Труффи стал ему опытным руководителем и наставником. Все вспоминают такой случай той поры: однажды на репетиции Шаляпин услышал, как дирижер, веселый итальянец Иосиф Антонович Труффи, говорил кому-то: "Какой хороши колос у этот молодой мальчик!» Радости Фёдора не было границ". С этого момента ученик и учитель держались всегда вместе… В начале 1880-х годов дирижировал итальянской оперой в Одессе. В 1885-1891 годах и затем вновь в 1898-1899 годах – дирижёр Московской частной русской оперы С.И. Мамонтова, достигшей своего расцвета при активнейшем участи Труффи. А с начала 1890-х годов широко гастролировал по югу Украины с собственной труппы “Товарищество оперных артистов”.


“Чарт Иванович”

А как-то, отдыхая в Кисловодске и посещая знаменитый музей “Дача Шаляпина”, я от экскурсовода услышал следующую историю: “С 1899 по 1913 год главным дирижером симфонического оркестра на кавказских Минеральных водах был Джузеппе (Иосиф Антонович) Труффи, признанный мастер в частных операх – в Тифлисе, Баку, Ростове. Ах, как он был хорош в синей черкеске с газырями, в каракулевой папахе, с кинжалом, когда выходил к пульту Терского симфонического оркестра на Водах! В программу исполняемых сочинений кроме русской классики маэстро включал и музыку итальянских композиторов. В 1912 году на стихи Михаила Леонтьева ”На стогнах войны» он написал кантату, посвященную столетию Отечественной войны 1812 года, в которой звучало колоратурное сопрано Елены Труффи, урожденной Феррари. В её исполнении звучали также арии из опер Россини, Доницетти и Висконти. Вот выдержка из газетной рецензии: «Труффи – маленького роста, с огромными усами и безудержным итальянским темпераментом – привел публику в восторг: дирижируя, он подпрыгивал за пультом, как мячик, задевая кинжалом то за один, то за другой рядом стоящий пульт. Супруга была полногрудая блондинка с красивым высоким сопрано, прелестно пела Розину, Джульетту, но всегда заканчивала алябьевским “Соловьем”».

   В честь талантливого дирижера 26 августа 1899 года был устроен бенефис, где пел великий тенор эпохи Леонид Собинов. Есть сведения, что Труффи был приглашен на Воды первым антрепренером Курзала Людвигом (Виктором) Людвиговичем Форкатти. И уже в первый сезон 1896 года состоялась в Кисловодске премьера оперы П.Ф. Юона «Алеко» на либретто В.И. Немировича-Данченко по поэме А.С. Пушкина «Цыгане».
  
   Форкатти часто приглашал на гастроли Фёдора Ивановича Шаляпина. В 1904 году, летом, шла опера Леонковалло «Паяцы», где великий бас пел партию Тонио. Успех Шаляпина был настолько велик, что Форкатти уговорил его остаться еще на несколько спектаклей. Дирижер Труффи всегда очень волновался, когда сопровождал шаляпинские спектакли. Они часто спорили, но когда дело шло хорошо, Труффи ликовал: «Шаляпочка – это гениально», а разозлившись, отпускал в адрес великого баса: «Чарт Иванович!» Шаляпин же, в свою очередь, называл итальянца «Труффочка» и давал шуточные указания: «Помедленнее, не спеша… Поезд отходит еще не скоро». И эта фраза была не случайной… В ту пору много пятигорчан приезжали на спектакли и концерты в Кисловодск. Так вот, когда пятогорчанам пора было на последнем поезде ехать домой, они упрашивали машиниста дать им возможность хоть с перрона еще немного послушать волшебный голос. Так по просьбе публики поезд задерживали примерно на полчаса…

«Забытый»

 В журнале «Искусство», изданном в Киеве в апреле 1922 года, содержится следующая статья: «Забытый. В суете театральных буден оказался забытым выдающийся деятель на почве музыкального искусства популярный русский дирижер Иосиф Антонович Труффи. Преклонный возраст и болезнь лишают его возможности в настоящее время нести тяжёлую нервную театральную работу, и маститый дирижёр в нынешних условиях бешено скачущей дороговизны остался буквально без куска хлеба. Горькая иллюстрация эфемерности артистической славы. Так победоносно служить русскому искусству свыше 50 лет, имея множество бесспорных заслуг в качестве пионера в деле насаждения русского оперного творчества и первого интерпретатора русских оперных шедевров – и в итоге острая материальная нужда, болезнь и подлинная, всамделишная голодовка. В довершение всего полное забвение и равнодушие тех, чьей прямой обязанностью является попечение о заслуженных художниках, ярко отразивших себя в истории театра. Однако равнодушие изнемогающему в нужде маэстро недопустимо. Тем более, что даже нынешнее молодое театральное поколение понаслышке знает, что сыгравшая столь заметную в развитии русского оперного искусства знаменитая Мамонтовская частная опера в Москве достигла своего столь блестящего расцвета благодаря чуткому и талантливому руководителю маэстро Труффи. Первые сценические успехи Шаляпина тесно связаны с именем Труффи, бывшего для знаменитого баса опытным руководителем и наставником. Оперы “Садко”, “Борис Годунов”, “Псковитянка”, “Моцарт и Сальери” впервые увидели свет рампы благодаря инициативе и энергии Труффи. Имя Труффи пользовалось широкой известностью во всех музыкальных уголках России. И ныне этот прославленный русский дирижёр, музыкальный богатырь в прошлом, очутился совершенно безоружным и обессиленным в борьбе с голодом. Группа друзей престарелого дирижёра организовала в его пользу 24 апреля в оперном театре интересный спектакль-галла. Мы не сомневаемся в широкой отзывчивости киевлян и полагаем, что упомянутый спектакль явится известной материальной поддержкой для И.А. Труффи. Необходимо тем, кому этим ведать надлежит, исходатайствовать в Главполитпросвете для маэстро постоянную материальную помощь, путём назначения пожизненной пенсии и продовольственного обеспечения, как это практикуется в отношении корифеев театра, искусства и науки. Этим мы только выполним наш долг перед сланным ветераном оперной сцены и отчасти скрасим его неприглядную полную лишений старость».


   А вот «следы» Корзинкиных в Пушкино мне так и не удалось обнаружить… Что ж, краеведческий поиск продолжается!

(окончание следует)

Владимир Парамонов


Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии 1

Написать
Николай
Очень любопытный рассказ, спасибо автору от Вятского землячества в Москве.
Ответить
Написать
Последние комментарии
Hellen
9 вопрос : О внесении изменений в ...
Сергей Лебедев
Я знаком с сотрудниками ...
... ... ... ...
Культура объединяет все стороны ...
... ... ... ...
Как же приятно и тепло на душе от ...
aktk Фин
Легендарная школа, прошедшая ...
Alpatov
В статье есть ряд существенных ...
Валентина
Когда же наши власти прекратят ...
Hellen
жители Пушкино уже как-то ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
invalid
Про жд вагоны-согласен ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: