В день рождения Владимира Маяковского - вспоминая о Давиде Бурлюке

18 июл
21:38 2017
Категория:
Край родной
19 июля День рождения Владимира Владимировича Маяковского. В воскресенье 16 июля на Акуловой Горе, на даче Маяковского – пушкинская межпоселенческая библиотека, дача-музей В.В.Маяковского, обладатель гранда Президента РФ в области культуры – литературно-музыкальная гостиная «Лира», ведущая Екатерина Житарь –пригласили в гости не только жителей города, но и работников московского государственного музея В.В.Маяковского, артистов театра «Розыгрышъ», режиссера и актера Леонида Краснова, да всех и не перечислить.





Здесь можно было увидеть фотовыставку «Маяковский глазами современников», послушать выступление В.В.Панченкова, председателя пушкинского общества краеведов, который рассказал о жизни на даче Маяковского и его многочисленных друзей, приезжавших в Пушкино.



И, конечно, послушать стихи Маяковского в исполнении замечательных чтецов.



Стихи читает Андрей Дударев
  
В конце праздника, ещё раз осмотрев выставку, я собралась уже уходить, но меня привлекли фотографии, лежавшие на подоконнике, на террасе дачи. Это были снимки Давида Бурлюка, поэта и художника, основателя футуризма.



Давид Бурлюк - футурист

Я много читала о футуристах, изучая творчество Сергея Есенина. Конечно, знала и о Давиде Бурлюке. Вспомнилось, что скоро будет 135 лет со дня его рождения. Не стала отвлекать хозяев расспросами, а придя домой решила обновить информацию о Давиде Давидовиче Бурлюке.



Маяковский и Бурлюк

И она оказалась очень интересной, и самое главное, связанной с нашим краем.
Оказалось, что он бывал в Пушкино у Маяковского на даче (только вот на какой из дач?). Мало того, он одно лето жил в Листвянах, у второй лодочной пристани на реке Уче (там, где была часовня). 



Листвяны, часовня

Да и в г. Пушкино был дом, в который он приезжал. Но, обо всём по порядку. 
 
И так, Бурлюк родился в 1882 г. в Харьковской губернии, отец, Давид Федорович, был агрономом в имении графа А.А. Мордвинова. В семье было три брата и три сестры, все очень талантливы — и в рисовании, и в написании стихов. В детстве Давид лишился глаза, выбил игрушечной пушкой, поэтому левый глаз у него был стеклянный, а в правом он всегда носил монокль. С 1898 по 1914 г. Давид учился живописи в художественных школах Казани, Одессы, Мюнхена, Парижа и Москвы. В начале сентября 1911 г. он, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где и познакомился с Владимиром Маяковским. Мария Никифоровна Бурлюк (жена Давида Бурлюк) вспоминала, что учась вместе в Училище живописи, ваяния и зодчества, Давид опекал на первых порах юношу Маяковского. 
 
В 1900-х гг. Бурлюк увлекался импрессионизмом. Затем стал идеологом и идейным вдохновителем русского футуризма, одним из основателей группы «Гилея», членом московского объединения «Бубновый валет». Позже, в 1917 г. развешивал свои картины на стенах домов согласно «изданному» Василием Каменским «Декрету о заборной литературе…» и участвовал в оформлении московского футуристического «Кафе поэтов». 
 
Бурлюк восторженно принял революцию, но не смог прижиться в послереволюционной России. В 1920 году он эмигрировал с семьей в Японию, а в 1922-м перебрался в Америку, где в начале 1930-х гг. получил гражданство. В США Бурлюк стал известным художником. Его выставки проходили в лучших музеях и галереях. А его картины хранятся в таких нью-йоркских музеях, как Метрополитен, Уитни, Бруклинский, Музей современного искусства. В СССР его творчество было практически неизвестно, хотя работы Бурлюка есть почти во всех провинциальных музеях России, а не только в Третьяковской галерее и Русском музее в Санкт-Петербурге. 
 
Маяковский по-разному вспоминал о своём старшем товарище. Но всегда говорил, что во многом обязан уверенностью в своём даровании и жизненной поддержкой Давиду Бурлюку. Представляя Маяковского своим знакомым, Бурлюк называл его не иначе как «мой гениальный друг, знаменитый поэт современности». О его влиянии на поэта сам Маяковский писал: «Бурлюк сделал меня поэтом. Всовывал книги. Выдавал ежедневно 50 копеек, чтобы писал не голодая». 
 
Вот, что пишет Бурлюк одному из футуристов Василию Каменскому: «Прибыли и записались новые борцы – Володя Маяковский и А.Крученых. Эти два очень надежные. Особливо Маяковский – взбалмошный юноша – большой задира, но достаточно остроумен, а иногда сверх. Увидишь. Он жаждет с тобой встретиться и побеседовать об авиации, стихах и прочем футуризме. Дикий самородок, горит самоуверенностью, начинает писать хорошие стихи». Хотя Маяковский и примкнул к футуристам, он потом находит свой собственный путь. Уже живя заграницей, Бурлюк печатал и иллюстрировал книги Маяковского. 
 
Но, вернёмся в наш город. Бурлюк приезжал в Пушкино к художнику Евгению Ивановичу Камзолкину. Об этом можно прочитать в книге, которую составил В.В.Панченков — « Евгений Камзолкин “Дневник художника”». В ней говорится, что незадолго до открытия в Москве выставки картин членов Общества художников «Московский салон» к Камзолкину, как к председателю общества, приехал Давид Бурлюк и стал жаловаться, что его не принимают в члены Общества. А он «такой художник, что может писать по-разному. У него есть вполне реалистические работы, что он пишет этюды с натуры и что их иногда охотно покупают…» Дальше Камзолкин пишет в своём дневнике: «Чтобы закончить с Бурлюком, скажу, что через год после этого он явился ко мне на дачу в Пушкине летом (в необычайно ярком пёстром жилете из Вельвета: по черному фону розы и другие цветы) и сказал, что он поселился в 12 километрах от меня в Пестове (Михалёве), снял комнату, арендовал лошадь с шарабаном и работает, пишет этюды. Узнав, что я живу тоже в Пушкине, он, приехав на станцию для закупок, решил зайти ко мне. Побыв некоторое время у меня, он начал развивать передо мной какой-то проект художественной студии, где проходилось бы и театральное искусство, и музыка, и живопись». Бурлюк предложил Камзолкину вступить к нему в компанию, пообещал создать ему большую популярность. Но, Камзолкин пишет: «Я отклонил столь лестное предложение, и Бурлюк, опечаленный, уехал обратно, обещав как-нибудь опять заехать, но, конечно, не приехал». 

А вот ещё один адрес пребывания Бурлюка в пушкинском районе. В одном из писем Н. А. Никифорову Бурлюк пишет: « В 1914 г. переезжаем в Михалёво под Москвой. <…> Хлебников весь сентябрь 1914 года живёт со мной и Марусей в Михалёво, в нашем имении около станции Пушкино, где соседями были фабрикант Арманд (друг В. И. Ленина) и имение Горки… <…> Хлебников снова живёт в Михалёве, около Маруси в 1915 году в мае и июне». 



д.Михалёво недалеко от Тишково
 
В 1956 году Бурлюк приезжал в СССР. Вот как писал Василий Васильевич Катанян в книге «Лоскутное одеяло»: «28 апреля 1956 года в Москву приехал Давид Бурлюк – ему 74 года. История его приезда такова: он написал Лиле Брик, что хочет посетить СССР, но у него нет денег на билет в одну сторону. Тогда по инициативе Л.Ю.Брик – Н.Асеев, С.Кирсанов, В.А.Катанян обратились в Союз писателей за разрешением пригласить Бурлюка за свой счет. И он приехал. Лиля Юрьевна Брик потом сказала: "Никакими тысячами не оплатить тех полтинников, которые Давид давал Володе, чтобы тот писал не голодая". Бурлюк пришел к нам с женой Марией Никифоровной. Оба очень симпатичны. Бурлюк крупный, сгорбленный, почти лысый, одноглазый. Он помнит всё, абсолютно ясная голова, говорит умно, с южным акцентом… Он живёт живописью.



Бурлюк Деревня вечером 1917-1918гг.

У него дом на берегу океана под Нью-Йорком, масса картин и 10000 книг…». 

Умер Бурлюк 10 февраля 1967 года. А 135 лет со дня рождения отметят  21 июля. 
 
Интерес к Маяковскому растёт. Подтверждением этому многочисленная публика, принимающая участие в праздниках на Акуловой горе.


Любители поэзии приходят сюда соприкоснуться с личностью и творчеством одного из самых выдающихся русских поэтов XX века, вспомнить его друзей, учителей, единомышленников. Восстановленная Андреем Дударевым дача, возвращает память о прошлом, желание дорожить и гордиться историей нашего города, своей малой родиной. Здесь другой воздух, легче дышится, а старые липы навевают много воспоминаний… Спасибо за чудесный праздник!

Литература:
1.Г.Б. Китайгородский «Пушкино в литературных страницах» 2012г
2.Евгений Камзолкин «Дневник художника» Москва 2010г
3. Дмитрий Быков «13-й апостол Маяковский Трагедия –буфф в шести действиях» Москва 2016г
4. В.В.Катанян «Лоскутное одеяло» Москва 2001г
5. Фото – автора и из открытых источников

Нина Степановна Логинова
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
Iryna Harkusha Iryna Harkusha
Что-то у автора статьи пошло не ...
invalid
Ждем график ППР, ...
Alex Alex
С учетом того, что 27 апреля ...
Fly
Звучит, конечно, сильно 196 домов. ...
O9 O9
Пробки всегда будут. На ...
09 09
Ага. Уже построили убогую ...
09 09
Так сколько быдла лезет на ...
O9 O9
Подземные стоянки нужны. И зачем ...
ktynzq1
Возродить будет не просто. Дай ...
ktynzq1
Про Зверосовхоз при делёжке ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: