Походы из Москвы в Лавру на богомолье

02 май
20:41 2013
Категория:
Край родной
Среди московских дорог, с каждой из которых много связано в прошлой и современной жизни города, особое место занимает – Ярославская дорога. Когда-то ездили по ней великие князья киевские в свои окраинные владения Ростов и Суздаль, Переславль и Киржач.
Не случайно, в 1803 году Николай Михайлович Карамзин, чьё сочинение «Записки русского путешественника» было тогда одной из самых читаемых книг, решив совершить путешествие по московским окрестностям и описать их, начал с Ярославской дороги. Его очерк «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице и в сем монастыре», напечатанный тогда же в трех номерах «Вестника Европы», оказался настолько занимательным, что читатели ставили его вровень с повестями.

Старая дорога обязательно что-нибудь да сохранит на память о былом: то древний храм, то развалины, то не очень понятное имя речки или селения. Правда, большинству проезжающих нет до всего этого дела: они спешат доехать до места, в их сознании всё по сторонам дороги сливается в однообразную полосу, а в памяти остаётся лишь чувство томительного ожидания. Но зато, путешественник-любознательный, как говорили в старые времена, тем и отличается от проезжающего, что завершает путь не с сожалением о впустую потраченном времени, а обогащенный новыми впечатлениями и живым ощущением своей причастности и к сегодняшнему дню, и к прошлым векам.

В любом путешествии не избежать исторических воспоминаний, в настоящем всегда присутствует прошлое, да и не надо избегать, потому что без прошлого картина настоящего бывает плоской, без перспективы и воздуха.

Ярославская дорога всегда считалась самой людной из всех московских дорог. С течением времени её значение возрастало. К XVI веку она ушла далеко за Ярославль – в Вологду и Архангельск, по ней привозили с севера свои товары русские и иностранные купцы.
А наряду с дальними обозами многолюдность на ней создавали богомольцы, совершавшие паломничество в Троице-Сергиев монастырь, основанный в середине XIV века преподобным Сергием Радонежским, наиболее почитаемым русским святителем. Вера в особую силу благословения Сергия возникла и утвердилась в народе ещё при его жизни, поэтому в 1380 году, перед Куликовской битвой, по этой дороге ходил к нему за благословением князь Дмитрий Донской, и тогда игумен Троицкой обители предрёк ему победу.

Паломничество в Троице-Сергиев монастырь (которому в 1744 году было присвоено название Лавры) в духовном сознании русского общества занимало особое место. Совершать паломничество надо было пешком, потому, что сам Сергий «никогда не ездил на коне». Но, снисходя к слабости человеческой и разным обстоятельствам, разрешалось и ехать, однако в серьёзных случаях предпочтительнее был пеший поход.

К Троице ходили и знатные люди, и простые. Особенно широкое распространение эти походы получили в царствование Алексея Михайловича. Царские походы к Троице совершались по установленным правилам и обычаям. Когда царь определял время похода, то, в монастырь скакали гонцы с известием о его приезде. Предупреждённое монастырское начальство отряжало крестьян исправлять дорогу и чинить мосты. Дворцовое ведомство посылало в царские путевые дворцы, дворцовых служителей: сытников, стольников, постельничих и других людей, с постелями, с посудой, с разъёмными столами и стульями, с провизией и питиём, с разными другими, необходимыми в царском обиходе вещами. Специальные обозники на всём пути приготовляли места для «слазок», где царь, его семейство и приближенные выходили из своих колымаг, чтобы поразмяться, пройтись по дороге пешком. На «слазках» ставили парчовые шатры, для тени и прохлады.

В XVIII веке во время царского богомолья в Троицкий монастырь вперёд высылался военный отряд с пушками, чтобы очистить дорогу от «лихих людей». Сам царский поезд следовал также в установленном порядке. Открывал шествие отряд стрельцов с блестящими алебардами.

В дальнейшем эти походы вошли в традицию. Они превратились, своего рода, демонстрацию могущества и богатства царского дома. Обставлялись они очень пышно, цари сопровождались громадной свитой, идущей пешком от Москвы до Троицы. Царь и его семья медленно ехали в карете или шли пешком, чтобы свита от них не отстала. В результате походы затягивались. Самодержцы от Москвы до Троицы добирались не менее чем за пять дней. Поэтому и были построены пять путевых дворцов, чтобы цари могли отдохнуть, переночевать.
Первый от Москвы Дворец располагался в селе Алексеевском (недалеко от станции метро ВДНХ). 

 

Второй – на берегу реки Яуза в селе Тайнинском. 

 

Третий находился на реке Скалба, в селе Братовщина. 

 

Четвёртый был в селе Воздвиженское.

 

а пятый — в Троице-Сергиевом монастыре. Последний дворец– единственный, уцелевший до наших дней.


Иногда цари ходили к Троице пешком. Свой способ соблюсти народный обычай придумала Екатерина II, когда в одно из своих пребываний в Москве решила посетить знаменитый монастырь. В окружении большой свиты она доходила до заранее намеченного места, там её ждал экипаж, на котором она возвращалась в Москву. На следующий день её привозили на то место, до которого она дошла накануне, и шла дальше пешком. Потом опять скакала в Москву, и всё повторялось в том же порядке.

Описание царского богомолья оставил для нас секретарь цесарского (австрийского) посольства Адольф Лизек. Поход начинался с богослужения в Успенском соборе Кремля, где царь получал благословление и напутствие патриарха. Главное шествие начиналось около полудня. К тому времени узкие улицы Москвы заполнялись москвичами, пришедшими посмотреть на редкое зрелище. Во главе процессии вели двух любимых царских коней, за ними, громыхая по бревенчатой мостовой, одна за другой тянулись многочисленные крытые телеги с предметами царского обихода. Телеги были обиты красной кожей или сукном и украшены золотыми кружевами с изображением короны. Их сопровождала стража. Первой ехала «образная» телега, где находились иконы. Потом «постельная», «мовная»- для бани, «портомойная» — для царского белья, и т.д. Последняя — «поборная» — предназначалась для того, чтобы в неё складывали различные подарки, преподнесенные по дороге царю. За возами шли служащие, чистильщики одежды, банщики, костоправ, часовых дел мастера, дьяки, певчие, читающие псалмы во время богослужения и т.п. Наконец, следовала царская карета, запряженная конями, сбруя которых была украшена золотом и серебром. У самой кареты — рядом шли бояре, стольники и чашники. Шествие замыкали отряды стрельцов.

Прежде богомольцы способствовали экономическому благосостоянию придорожных деревень. «Троицкая дорога ни на какое время года не бывает пуста, и живущие на ней крестьяне всякий день угощают проезжих с большою для себя выгодою»,- отмечал Карамзин. «Они все могли быразбогатеть, если бы гибельная страсть к вину не разоряла многих, страсть в России, особенно вокруг Москвы, делает, по крайней мере, столько же зла, как в Северной Америке между дикими народами«. Первые путевые дворцы были выстроены ещё по распоряжению Ивана Грозного во второй половине XVI века. На протяжении времени своего существования они неоднократно перестраивались.

Село Алексеевское.
В Алексеевском царь Алексей Михайлович построил две каменные церкви и путевой дворец. Одна из церквей сохранилась. Это храм с главным престолом Тихвинской иконы Божьей Матери, с пределами во имя преподобного Сергия Радонежского, святого Николая, преподобного Алексия, человека Божия, и мученика Трифона – признан искусствоведами замечательным архитектурным памятником. 


Во времена Карамзина ещё стоял оставленный и разрушающийся дворец царя Алексея Михайловича. Историк ходил по развалинам, из покоя в покой, рассматривал печные изразцы с фигурами и надписями, остатки полотняной и суконной обивки стен и воображал, каково тут было прежде, воображал царя в окружении бояр, его дочерей – царевен, бравших малину и смородину с кустов, росших под окнами их горниц. Дворец был сломан в1812 году “по ветхости”.

Село Тайнинское
В старинных документах название села, на месте которого находится дачный посёлок, писалось по-иному: Тонинское или Танинское, потому что оно стояло на тоне – месте, удобном для рыбной ловли, и только с конца XVIII века его стали называть Тайницким или Тайнинским.
Иван Грозный останавливался в Тайнинском, возвращаясь после взятия Казани. В годы опричнины он превратил Тайнинское в место безобразных оргий и казней. Был поставлен дом, который он назвал “содомовой палатой”, в нём царь пировал в окружении ближайших подручников – Малюты Скуратова, Басмановых, Василия Грязного, во время пиров выносились смертные приговоры, опричники истязали несчастных.

Затем здесь пировал Борис Годунов со своими придворными. Царь Алексей Михайлович ездил сюда на соколиную охоту, построил дворец и, вместо деревянной церкви во имя Благовещения,- каменную в стиле “нарышкинского барокко”, сохранившуюся доныне. В 1749 году на месте разобранного дворца Алексея Михайловича императрица Елизавета, также большая любительница соколиной охоты, поставила новый, более удобный дворец, устроила вокруг парк. Дворец сгорел в 1823 году. По воспоминания Николая Михайловича Карамзина: “Место уединённое и приятное! Тут запруженная Яуза кажется большою рекою и со всех сторон обтекает дворец Елизаветы Петровны, которая построила его близ развалин дворца Алексея Михайловича. Он разрушается.” До сегодняшнего времени Тайнинское хранит много тайн. 


Тайнинская церковь

Ну, а для простых богомольцев? В каждом более или менее крупном селе была станция, постоялый двор, трактир с гостиницей, кроме того, местные жители пускали богомольцев на ночлег.

 

Станции по Ярославской дороге отличались ещё и тем, что на них не было распивочных, шинков, кабаков и других питейных заведений, как отмечал путеводитель 1880 года, “уже это одно гарантирует дачникам спокойную жизнь”.

Современное Ярославское шоссе проходит, в общем, по прежнему маршруту. Многие села, которые называл Карамзин, находятся и сейчас при дороге, некоторые находятся неподалёку, так, что их видно с шоссе.


Крестный ход в Мытищах



Крестный ход в Пушкино

Кроме того, шоссе идёт почти параллельно линии железной дороги. Интересных и памятных мест на Троицкой дороге ещё много.
Сейчас о деревянном дворце в селе Братовщина судить трудно, т.к. он, конечно, не сохранился до наших дней. Но сохранились исследования искусствоведа О.С.Евангуловой, об усадебном комплексе XVIII века, состоявшего из деревянной постройки и сада. В 1750 году перед дворцом был разбит большой сад, расположенный на трёх уровнях над рекой Скалбой. Для сада была характерна регулярная планировка аллей и боскетов. По его периметру располагались крытые дороги, в центре – яркие цветники. Вдоль реки проходила крытая галерея, а по бокам сада – красивые беседки. Дворец украшали вишнёвые изразцовые печи. В нём было 27 помещений. Кроме дворца и церкви в усадьбе находились мыльня, садовничья изба, управительский двор, погреба, сараи и пруд с рыбой. Этот дворец простоял до 1819 года, когда за ветхостью его разобрали. До слома старого дворца сделана была закладка нового. Этот новый дворец, заложенный в царствование Екатерины II в 1775 г., так и не построили. Сейчас в Братовщине на том месте стоит церковь.


Село Воздвиженское было последней остановкой царских поездов при паломничестве к Троице.
Екатерина II последней из царствующих особ останавливалась в Воздвиженском. После неё дворец был заброшен и разобран за ненадобностью.


Последний дворец царских особ находится на территории Лавры. Это — царские чертоги (1686–1692 г.г.постройки) с церковью Покрова Божией Матери (1870 год) входят в комплекс зданий Московской духовной академии, расположенный в северной части обители. Стоят они в северной части монастыря, напротив северной стены Успенского собора, Усыпальницы Годуновых и колокольни. Изначально чертоги построены как царский дворец.


С 1814 года в этом здании располагается Московская духовная академия. Академический храм (церковь Покрова Божией Матери), пристроенный к чертогам с востока в 1870 году, расширили в 1892 году. Фрески внутри церкви сделаны учениками иконописной школе при академии в традициях древнерусской иконописи. К царским чертогам с востока (справа, если стоять к ним лицом) примыкает жёлтый трёхэтажный Классный корпус Московской духовной академии (1839 год, третий этаж – 1884 год), внутри которого находятся учебные аудитории. В большие праздники прихожанам можно присутствовать на службе в церкви.


Литература:
1. М. Ильин Путь на Ростов Великий Москва 1973г
2. Лобовская Р. Лялин С. Дорогами золотого кольца Москва 1981г.
3. Александров Ю. Москва –Диалог путеводителей Московский рабочий 1985г
4. Китайгородский Г. Пушкинский район 2007г
5. Горбаневский М.В. По городам и весям “Золотого кольца” Москва 1983г
6. http://pushkino.org/photo/oldphotos
7. http://www.pushkino-online.ru/articles.pid=1567
8. http://pushkino-2009.livejournal.com/
9. http://www.pushkino-online.ru/articles.php?pid=1562
10. http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=746
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии
222
[TypeError] 
count(): Argument #1 ($value) must be of type Countable|array, null given (0)
/home/bitrix/www/local/templates/pushkino_adapt/components/wst/wst.comments.list/.default/template.php:10
#0: include
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:790
#1: CBitrixComponentTemplate->__IncludePHPTemplate
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:885
#2: CBitrixComponentTemplate->IncludeTemplate
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:784
#3: CBitrixComponent->showComponentTemplate
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:724
#4: CBitrixComponent->includeComponentTemplate
	/home/bitrix/www/bitrix/components/wst/wst.comments.list/component.php:220
#5: include(string)
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:615
#6: CBitrixComponent->__includeComponent
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:692
#7: CBitrixComponent->includeComponent
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1195
#8: CAllMain->IncludeComponent
	/home/bitrix/www/local/templates/pushkino_adapt/components/wst/wst.comments.form/captcha_red/template.php:7
#9: include(string)
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:790
#10: CBitrixComponentTemplate->__IncludePHPTemplate
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:885
#11: CBitrixComponentTemplate->IncludeTemplate
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:784
#12: CBitrixComponent->showComponentTemplate
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:724
#13: CBitrixComponent->includeComponentTemplate
	/home/bitrix/www/bitrix/components/wst/wst.comments.form/component.php:213
#14: include(string)
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:615
#15: CBitrixComponent->__includeComponent
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:692
#16: CBitrixComponent->includeComponent
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1195
#17: CAllMain->IncludeComponent
	/home/bitrix/www/local/templates/pushkino_adapt/components/wst/wst.comments/news/form_and_list.php:3
#18: include(string)
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:790
#19: CBitrixComponentTemplate->__IncludePHPTemplate
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:885
#20: CBitrixComponentTemplate->IncludeTemplate
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:784
#21: CBitrixComponent->showComponentTemplate
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:724
#22: CBitrixComponent->includeComponentTemplate
	/home/bitrix/www/bitrix/components/wst/wst.comments/component.php:15
#23: include(string)
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:615
#24: CBitrixComponent->__includeComponent
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:692
#25: CBitrixComponent->includeComponent
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1195
#26: CAllMain->IncludeComponent
	/home/bitrix/www/local/templates/pushkino_adapt/components/pushkino/news/main/detail.php:214
#27: include(string)
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:790
#28: CBitrixComponentTemplate->__IncludePHPTemplate
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:885
#29: CBitrixComponentTemplate->IncludeTemplate
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:784
#30: CBitrixComponent->showComponentTemplate
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:724
#31: CBitrixComponent->includeComponentTemplate
	/home/bitrix/www/bitrix/components/pushkino/news/component.php:199
#32: include(string)
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:615
#33: CBitrixComponent->__includeComponent
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:692
#34: CBitrixComponent->includeComponent
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1195
#35: CAllMain->IncludeComponent
	/home/bitrix/www/news/index.php:10
#36: include_once(string)
	/home/bitrix/www/bitrix/modules/main/include/urlrewrite.php:184
#37: include_once(string)
	/home/bitrix/www/bitrix/urlrewrite.php:2
----------