Кого спасает наша милостыня

07 дек
19:07 2020

 Рождественский Пост – время милосердия

Кого спасает наша милостыня

   «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13), «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7), так нас учит святое Евангелие. Но при этом мы знаем и строчку из «Учения 12 апостолов» («Дидахе»): «Милостыня да запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому даешь». «Так подавать милостыню, или нет? – возмутятся читатели, – Совсем нас запутали! А в долг давать? Ведь сказано: от хотящего занять у тебя не отвращайся. Но ведь могут долга-то и не отдать, особенно родственники». Кажется, что вопрос о милостыне банальный. Ну, кинул пару монет просящему, да и пошел дальше. Но не так все просто, потому что без должного рассуждения добрый, казалось бы, поступок может оказаться бессмысленным.

   Отойдем немного в сторону от главной темы. Почему люди ищут повсюду прозорливых старцев, о которых идет молва? Только еще подходил к его келье, думал о своей проблеме, захожу, а он мне уже отвечает, что делать. Это сходно и с поиском хорошего врача – только вошел в кабинет, а он уж поставил диагноз. Один лечит тело, другой – душу. Но если обычный врач заканчивает институт, ординатуру и нарабатывает высокий профессионализм многолетним приемом больных, операциями, изучением опыта коллег, то как дается прозорливость? Кропотливо очищая свою душу постом и молитвой, подвигом ночных бдений и покаянными слезами, следуя евангельским заповедям, конечно, с падениями (как без этого), человек приобретает опыт духовной жизни и порой особые дары Святого Духа - прозорливость. Поэтому старцу не всегда обязательно видеть кого-то лично, Духом Святым открываются ему все «язвы» и душевные болезни страждущего, как опытному врачу - опухоли на рентгене.

   К чему я об этом пишу? К тому, что каждому верующему человеку Господь, по милости Своей, открывает духовное зрение. Душу нашу можно сравнить с забрызганным грязью стеклом. Много мы увидим через такое стекло? Только какие-то нечеткие очертания. Даже притча такая есть. Трое разных людей увидели бегущую молодую женщину и каждый мысленно расценил ее поступок по-своему. Первый: «Наверное, что-то украла и пытается скрыться». Второй: «К любовнику, небось, торопится». Третий: «Видимо, кому-то срочно нужна ее помощь, и она не медлит».

   Постепенно очищая «стекло» нашей души утренними и вечерними молитвами, соблюдением постов, чтением Священного Писания, а также проникаясь опытом святых отцов Церкви, мы начинаем видеть мир духовным зрением, что позволяет отличать добро от зла. А это, в общем-то, и есть ключ к спасительному милосердию. «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающихся от просящих по любостяжательности. Кто дает угнетенному бедностью, тот дает Господу, а кто дает всякому мимоходящему, тот бросает псу, который докучает своей неотвязностью, но не возбуждает жалость своей нищетой», – пишет святитель Василий Великий.

   Опытность, конечно, не приходит сразу. Господь постоянно нам предоставляет «задачи доброты», выполняя которые, мы учимся. Учимся, как в школе – от простого к сложному. Рассмотрим несколько вариантов, где я постараюсь обобщить советы разных людей, а также немного личных впечатлений.

   Самый простой уровень – просители в электричках и метро. Женщины цыганистого вида, которые якобы потеряли ребенка и показывают его фото, причем идут вдоль вагона и прямо-таки заглядывают каждому в лицо. Как говорил мой духовник, универсальный способ вообще, а для таких случаев особенно, это подать столько, что «и ты не обеднеешь, и она не разбогатеет». Значит, мелочь 5, 10, 15 рублей. Сумма незначительная, но при этом вам не придется гордо и холодно отворачиваться, или со злобным равнодушием смотреть в одну точку, будто вы не замечаете, что просят. Подали, помолились про себя – дай Бог тебе использовать собранное во благо – и вопрос исчерпан. Если увидите вдруг возмущенный взгляд, мол, чего так мало, также с легкой улыбкой изобразите на лице выражение - уважаемая, все, что могу!

   Другой случай. Ходят в основном мужчины, которые якобы отбились от поезда, или говорят, что у них украли все деньги и надо собрать на билет домой. Скорее всего, это тоже обман. Но если у вас есть время и желание, то можно остановить этого просителя и узнать: «А куда вам надо ехать?» Если врет, то сразу замнется и просто пойдет дальше. Если остановится и начнет рассказывать свою печальную историю, а вы действительно хотите помочь, можно купить ему билет онлайн с помощью мобильного, не давая денег. Придя к поезду, он просто показывает документ и его пускают. Если говорит, что потерял документы, то без них его в междугородний транспорт не пустят, надо восстанавливать. В Москве есть несколько так называемых «ангаров спасения», в том числе, на Ярославском вокзале, где помогают людям бездомным или попавшим в тяжелое положение. Там можно поесть, согреться и получить квалифицированную помощь в восстановлении документов.

   Вспоминаю случай, когда не справилась с задачей проявить милосердие. Это было давно. Сидела молодая девушка в подземном переходе в Москве. Она не кликушествовала, не вопила, молча сидела, опустив глаза, перед ней стояла коробочка с надписью «Помогите уехать домой». Надо было остановиться, поговорить, возможно, пойти и вместе купить билет. И деньги у меня имелись, спешила за какой-то новой шмоткой. Но очень уж не хотелось отказывать себе в покупке, а еще не было желания заниматься чужими проблемами. И прошла мимо... Думаю, что мимо реальной беды.

   Здесь мне хотелось бы сделать акцент, что милостыня и вообще милосердие – это труд, если мы действительно хотим получить спасительную пользу для своей души. Труд, потому что надо преодолеть свою инерцию. Мы так привыкли двигаться каждый день по намеченным планам, а тут надо остановиться, сделать шаг в сторону, хоть ненадолго, но проникнуться чужой болью. Еще и стеснение мешает: а что люди вокруг скажут, если буду с «попрошайкой» общаться? Тут надо сразу вспомнить, что Христос общался в основном с нищими, мытарями, грешниками, слепыми, хромыми, словом, с самыми несчастными, потому что знал, что нужен им. И если мы Христовы, то тоже должны следовать по Его стопам, помогая тем, кто нуждается в нашей помощи. Но именно нуждается, а не собирается нами манипулировать.


   Вот пара зарисовок в метро. Издалека слышится женский голос с надрывом: «Помогите, пожалуйста, помогите!» Подходим ближе. На мохнатом коврике на коленях стоит беременная молодая женщина, и вопиет, протягивая руки к проходящему потоку людей. Длинные волосы разметались, макияж, глаза блестят. Как-то все по-театральному. Замечаю, что руки тянет, усиливая крик, в основном, к респектабельным мужчинам с портфелями. Ага, у «несчастной», видимо, психологический расчет: «Эти щедро подадут, потому что за плечами, наверняка, не одна брошенная, возможно, и беременная. Захотят откупиться от прошлых грехов». А под платьем-то у нее явно обозначилась подушка. Любая женщина отличит настоящую беременность от «дутой». Прохожу мимо со спокойной совестью и мыслью: «Переигрываете, девушка! Не буду вам в этом потакать».

   В другой день спешу по переходу с одной станции метро на другую. Впереди люди сначала отклоняются в одну сторону, потом в противоположную. Что такое? Вижу молодого человека, у которого огромная сине-черная опухоль на виске. Люди кладут ему деньги и сразу шарахаются в сторону, видимо, думая: «Хорошо, что эта гадость не у меня». Моя первая мысль: «Бедняжка...». Но что-то не так. Опухоль уж больно отвратительная, словно намеренно, и какая-то глянцевая, «как новая». И тут щелкнуло - отличный грим! Браво, ребята, вы умельцы (одному тут явно не справиться), только ведь это ложь, а ложь и отец лжи у нас известно кто. В глазах парня нашла подтверждение своим мыслям - в них горел огонек злорадства и дерзости, он наслаждался производимым на людей эффектом, хотя изображал смиренное страдание. Заработанное таким способом во благо не пойдет.

   А вот музыкантам всегда щедро подаю! Они дарят нам музыку, которая способна в один миг изменить настроение с печали и смятения на радость. Если человек еще и профессионально играет, это вызывает особое уважение. Все мы знаем, сколько надо потрудиться, чтобы достичь музыкального мастерства.

   Считаю, что обязательно надо подавать нищим и всем просящим возле храма. Они ведь пришли, зная, что православные – это милосердные. И мы не можем обмануть их чаяний. Мы ведь сами чаем жизни будущаго века. Но в данном случае не просто надо подать милостыню, а попросить их помолиться (раз уж они к храму пришли) за болящего, а лучше всего - за усопшего родственника. На полном серьезе попросить и назвать имя. Помолится потом нищий или нет – это уже на его совести, но даже если просто перекрестится, помянув имя, и то хорошо! По свидетельству Священного Писания, особенно ценна пред Богом молитва благодарного нищего. «Блажен, кто помышляет о бедном и нищем! В день бедствия избавит его Господь» (Пс. 40). Когда наступит наш «день бедствия», мы не знаем, но можем догадываться. Это день Страшного суда. И если живущие еще могут что-то сделать для спасения своей души, то усопшие, увы, нет. Их спасают молитвы живых.


   К слову, милостыня может быть не только денежная. Вот стоят, например, или сидят люди возле магазина, просят. А вы скажите: «Могу вам что-то купить?» Конечно, не сырокопченой колбасы, но что-нибудь элементарное, чтобы люди подкрепили свои силы - булочку, бутылку молока или кефира, воды, шоколадку. У аптеки, помню, сидел нищий. Проходящий мимо мужчина проявил милосердие и спросил: «Может, что-то нужно из лекарств?» Оказалось, у человека рана, пусть небольшая, но болит, нарывает. Мужчина купил все необходимое по совету фармацевта, помогли обработать, перевязали. Если человек просящий легко одет, а уже холода, и вы недалеко живете, можно вернуться и принести одежду - куртку, например, не новую, но еще добротную, которую можете пожертвовать. Иногда спасает даже шарф и шапка, теплые носки, зимняя обувь. Всегда ведь дома есть что-то устаревшее, которое собирались поменять.

   А еще может быть милостыня совсем не материальная, но при этом самая дорогая и для человека, и для Бога. Потому что в этом случае мы приносим в жертву свою заносчивость. Здесь мне хотелось бы привести отрывок одной из бесед митрополита Антония Сурожского (годы жизни 1914 – 2003 гг.) из цикла «Я хочу поделиться»: «Во время немецкой оккупации я преподавал в Русской гимназии в Париже. Среди воспитателей был очень суровый, строгий человек, который когда-то был моим руководителем в летнем лагере; он был замкнутый, ни с кем почти не общался, и никто, собственно, о нем ничего не знал; в частности, не знали, в какой нищете он живет. Мы получали нищенский оклад, и те из нас, кто мог, просто работали где-то еще ради того, чтобы иметь возможность преподавать в гимназии. Он мало что мог делать по возрасту, и по здоровью, и по незнанию французского языка. И вот такая картина: мальчики, девочки бегут в школу, идет туда же этот воспитатель. У дороги сидит нищий, пред ним – шапка. Много народу проходит. Некоторые проходят мимо, «не замечая», потому что стыдно посмотреть и не дать ничего. А некоторые, проходя, просто в эту шапку кидают монетку, а на человека даже не посмотрят. Они свое сделали; он для них не человек, он - нищий; а нищий – это просто шапка. И вот подходит этот воспитатель. Он остановился, снял шляпу и что-то сказал нищему; ничего ему не дал, а нищий вскочил на ноги, обнял его, и они расстались. Это видели дети. Когда он пришел в гимназию, дети его окружили и засыпали вопросами: «Кто этот человек? Он что, вам родственник? Или знакомый? Почему вы сняли шляпу? Вы ничего ему не дали, почему же он вскочил и вас поцеловал?» И загнали воспитателя в угол, ему пришлось ответить. И он ответил им приблизительно следующее: «Я шел пешком с другого конца Парижа, потому что у меня на метро денег не было; я шел по дороге и издали видел этого нищего; видел, как проходили люди мимо, видел, как некоторые бросали монетку в его шапку, даже не взглянув на него. И я подумал, если я мимо него пройду и не окажу ему внимания, у него, может, умрет последняя вера в человека: на него не только не взглянули, но даже не потрудились от своего достатка самую малую полушку бросить ему. А денег не было! Давать было нечего... Я остановился и снял шляпу перед ним, чтобы он почувствовал, что мы на равных, что я в нем вижу равного себе человека, а не нищего, и ему объяснил: простите – ничего вам не могу дать, у меня ничего нет. И этот человек вскочил и обнял меня».

   Я сам с этим нищим говорил и прежде, и поговорил после этого события. И он мне сказал, что никогда его никто не одарил так богато, так щедро, как этот человек, который не дал ему ничего, но признал в нем равного себе человека, снял перед ним шляпу, объяснил, почему он не может ему помочь, и попросил у него за это прощение».

  Итак, давайте подытожим. Делиться с ближним, то есть, подавать милостыню, обязательно надо, она отклик сердца на чужую боль. Милостыня – это труд, и рассуждение, и конкретные дела ради Христа, которые делают нашу православную веру живой, а не мертвой. Милостыня может быть разной в зависимости от ситуации. Чтобы не позволять манипулировать собой, надо вести духовную жизнь, читать молитвы и аккуратно соблюдать посты, совершать хоть маленькие, но подвиги в преодолении своих страстей. Видя наше прилежание, Господь дарует нам духовное зрение, чтобы отличать добро от зла и помогать действительно нуждающимся.

   Что касается вопроса, давать в долг или нет, то тут мне нравится совет отца Димитрия Смирнова: давайте столько, сколько не жалко потерять. Но если речь идет о жизни и смерти – например, надо срочно купить дорогие лекарства или за операцию заплатить, нужно, безусловно, помочь, чем можете. А одолжить на новую машину, недвижимость или поездку – дело другое. Если готовы, то надо отдать и сразу забыть про эту сумму. Вернут – будет приятная неожиданность.

   В заключении мне бы хотелось напомнить слова Апостола Павла: «При сем скажу: кто сеет скупо, скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор. 9:6). Думаю, речь идет не о сумме, а о расположении души к милостыне вообще - давать, делиться, выручать! И сколько бы вы ни подали, делайте это обязательно с радостью, иначе жертва ваша не будет принята Богом, как жертва Каина. Он, вроде, и сделал все, как положено. И жертвенник построил, и плоды хорошие на него положил, да только с сожалением и «по обязаловке», а не с сердечной добротой. «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор. 9:7).

   А нам какая награда, что будем «щедро пожинать», спросите вы? Конечно, благодать, которая начнет исцелять наши сердца. Сначала нищему подали, потом одеждой с кем-то поделились, на лекарства одинокой соседке добавили. Потом всем близким вдруг подарки на Рождество купили с удовольствием и без обычной жадной экономии, а вот и зависть к друзьям отступила, мучившая долгие годы по любому поводу. И в душе постепенно, но неуклонно поселяется мир и умение радоваться тому, что имеешь – слава Богу за всё!

По материалам газеты «Православное Пушкино»
https://www.troitsa-pushkino.ru/gazeta-pravoslavnoe-pushkino

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Отпевание Артюхиной Татьяны ...
Iryna Harkusha Iryna Harkusha
Что-то у автора статьи пошло не ...
invalid
Ждем график ППР, ...
Alex Alex
С учетом того, что 27 апреля ...
Fly
Звучит, конечно, сильно 196 домов. ...
O9 O9
Пробки всегда будут. На ...
09 09
Ага. Уже построили убогую ...
09 09
Так сколько быдла лезет на ...
O9 O9
Подземные стоянки нужны. И зачем ...
ktynzq1
Возродить будет не просто. Дай ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: