Порядок проведения богослужений в храмах в Вербное воскресение, дни Страстной седмицы и в Светлое Христово Воскресение.
Дорогие братия и сёстры!
Мы все вступаем в особый период, которого все христиане ожидают целый год – святые дни праздника Входа Господня в Иерусалим, Страстной седмицы, Светлого Христова Воскресения и Пасхального периода.
В настоящее время, эти святые дни, омрачены распространением в мире коронавирусной инфекции. Светскими властями и церковным священноначалием принимаются меры по недопущению дальнейшего распространения вируса, публикуются соответствующие рекомендации. Святейший Патриарх призывает прихожан понести «временные лишения ради сохранения жизни и здоровья наших ближних».
В соответствии с упомянутыми рекомендациями в предстоящие святые дни
молящимся рекомендуется:
1. Соблюдать установленную властями безопасную дистанцию в 1,5 метра.
2. Молиться можно и на прихрамовой территории, соблюдая дистанцию
3. Носить за богослужением медицинские маски.
4. Исповедующимся рекомендуется готовить список совершенных ими грехов на бумаге и подавать его принимающему исповедь священнику.
5. Аудиотрансляция Богослужений будет вестись на прихрамовую территорию.
6. Причащение верующих, не вошедших в храм (по причине ограниченной вместимости) будет организовано на паперти (на улице).
Материал предоставлен Пушкинским благочинием
Почему ожидание праздника у нас оказывается лучше самого праздника? Мы подвизаемся в Великий Пост, концентрируя все силы, карабкаемся по духовной лестнице вверх, раскрывая сердце Богу и очищая совесть, стоически проходим Страстную Седмицу и вот оно, Светлое Христово Воскресение! Но через два-три дня, а то и раньше, благодать пасхальной литургии вдруг сменяется... чувством потери.
Бегуны-марафонцы, особенно с опытом, хорошо знают, что не так тяжело пройти дистанцию, как остаться после нее на ногах. Наверное, многие видели, как по-разному финишируют спортсмены этого вида спорта: кто-то, пересекая финиш, сразу падает на землю замертво - дотянул, остальное неважно! Кто-то хватает из рук тренеров бутылку воды, хлебает и льет на себя, одновременно пытаясь восстановить дыхание, охладить тело, справиться с жаждой. Потом все равно коленки подгибаются, и его уносят под аплодисменты болельщиков, видимо, в реанимацию. А кто-то после финиша продолжает еще тихонько бежать. Он не работает на публику, он занимается собой, своим состоянием. В итоге, пока тех откачивают, этот восходит на пьедестал, как говорится, без посторонней помощи, получая свою награду сполна.
Великий пост - наш главный ежегодный марафон, а пасхальная радость - награда, плод наших усилий, который мы, увы, теряем прямо из рук. Откуда же после яркого света Христова - томление, грусть и будто снова потерянный рай? Со времен Адама и Евы ничего не изменилось: люди теряют рай из-за греха. Воспринимая окончание поста как этакий финиш, долгожданное освобождение от тяжелого бремени, после Пасхи мы впадаем буквально «во все тяжкие». В русском лексиконе еще есть такое выражение: как с цепи сорвались.
Сценарий первый: «Да, поехали с компанией в лес на природу отметить, оторваться по полной - праздник-то какой, теперь все можно! Ели, пили, веселились, танцевали, бегали вокруг костра, пели под гитару, хохотали... Господи, как я оказалась на коленях чужого мужа?!» Или так: «Почему же мы с Володькой подрались? Так он материться начал, а праздник-то какой, ну, я и врезал».
Второй сценарий - нокаут за столом: «С начала поста мы не собирались с родными, нельзя ведь, да и последние дни все время думала о еде, вот и хотелось посидеть большой семьей. Да, именно в этот день, прямо на Пасху, а чего тянуть, праздник-то какой! Салаты с майонезом, буженина, копченая рыба, рулька в маринаде, семга жареная, утка с яблоками, кулич, торт шоколадный, еще кулич и яйца (потому что подарили), кофе, сливки, шоколад, фрукты, активированный уголь, панкреатин, минералка, еще панкреатин, не помогает, плохо, очень плохо... Где же ты, легкость тела на Светлой Седмице, ощущение внутренней чистоты и парения души с Богом?»
Наверное, есть и другие подобные сценарии, но итог их один - потеря пасхальной радости. Апостол Петр предостерегал всех нас сразу после воскресения Христа: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (Первое Соборное послание св. Ап. Петра, 5:8). Кого может схватить неожиданно лев? Только легкомысленных, отбившихся от стада, потерявших бдительность. А мне такая ситуация напоминает случаи на войне. Сейчас много показывают фильмов к 75-летию Великой Победы, и можно увидеть примерно такие эпизоды: солдаты сидят в окопах, все время ожидая боя, максимально сосредоточены, осторожно передвигаясь по траншеям, победа близко, но враг со всех сторон, надо быть начеку. И вдруг крик: «Войне конец, Германия капитулировала, по-бе-да!" Кто-то на радостях сразу поднимается из окопа во весь рост, снимает каску с криком «ура-а-а!» и... получает пулю в лоб.
Ад капитулировал в Великую Субботу, но кто сказал, что зло в земной жизни человека побеждено совсем? Весь пост мы шли за Христом, читая Евангелие, внимали Богу в Псалтири. Зачем? Чтобы пасхальным утром захлопнуть Священное Писание и сказать: «Все, я старался, я терпел, я заслужил отдых от всего». Вот так и отбиваемся от стада Христова, чтобы стать легкой добычей льва-диавола. А ведь в ночь на Светлое Христово Воскресение мы все становимся в чем-то апостолами и мироносицами, чтобы дальше передавать нашу пасхальную радость всем-всем-всем, как и заповедал Господь. Что сказано в Священном Писании об апостолах? «И всякий день в храме и по домам не переставали они учить и благовествовать об Иисусе Христе» (Деяния апостолов 5:42); «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деяния апостолов 2:46). Учить нас никто не уполномочивал, а вот благовествовать мы можем. Более того, все наше поведение, каждый поступок - это уже проповедь, если окружающие знают, что мы православные.
И, конечно, главная ошибка после Пасхи в том, что мы забываем дела милосердия. Православные, подчас, считают, что Великим постом делали великое одолжение Господу, а не над своей душой работали, и с началом Светлой Седмицы, поэтому, могут расслабиться и всячески себя ублажать в питании и развлечениях, чтобы «наверстать упущенное». Вот и теряем то, к чему так долго и упорно шли! Давайте усилим наши заботы о ближних именно во время пасхальных дней, мы ведь празднуем жертвенность ради любви. Купим, например, или напечем вкусные куличи, чтобы поделиться с теми, кто себе такого позволить не может. Привезем свежие, качественные молочные продукты в приюты для обездоленных, в богадельни и дома престарелых, в ангары спасения. Перечислим средства в православную службу «Милосердие», или направим конкретному человеку на лекарства, покупку инвалидного кресла, ребенку на лечение. Мир полон возможностей делать добрые дела! И тогда сбудутся над нами, как и над апостолами, слова воскресшего Господа нашего Иисуса Христа: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». (Евангелие от Иоанна 16:22).
По страницам газеты
"Православное Пушкино"
Комментарии