Азовская икона Божией Матери
Почитание Азовской иконы начинается при царице Софии Алексеевне (1657–1704), со времени первого похода к Азову в 1686 г. под предводительством кн. В. В. Голицына.
Азовская икона Божией Матери написана в память о русско-турецкой войне на Азовском море 1735 – 1739 годов. Пресвятая Богородица изображена в рост с Младенцем Христом на лоне с молитвенно воздетыми вверх руками. Она представлена на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу – символы государственности. В верхней части иконы, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Святой Дух в виде голубя. Слева и справа от Нее в молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор и Марк Печерские. Ниже – великомученик Георгий поражает копьем змия, символизирующего Оттоманскую Порту, справа – пешие и конные воины; на нижнем поле помещены вирши. В нижней части изображены освобождённые города и русские крепости на Азовском море – Азовская и Кизи-Кер-мен с подписями (Кизи-Кермен – турецкая крепость на правом берегу Днепра, захваченная войсками Б. Шереметьева в 1695 году), и на самом низу – подпись: «писалъ сей образъ Попъ Климентъ Макарьевъ».
Иконография иконы восходит к прориси для гравюры, которая в 1914 хранилась в Историческом музее имени Александра III (в настоящее время местонахождение неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л. Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого.
Существует два варианта иконографии Азовской иконы: с поясным и ростовым изображение Богоматери. Изучавший до революции историю Азовской иконы Божией Матери исследователь В. Борин пишет: «... икона писана несколько позднее взятия Азова Шейном при участии Петра I, т.е. после 1696 года ... Исследуя икону, я нахожу на ней до трёх записей; из-под них видно, что первоначальное изображение Богоматери было «поясное», а не «ростовое»; из этого можно заключить, что к этой иконе Азовской Божией Матери возвращались, когда возвращался политический интерес к Азову. И только во второй половине XVIII века... образ, надо полагать, остается уже без всякого изменения, так что икона в том виде, в каком её находим, относится к концу XVIII века, ко времени Императрицы Екатерины II (1763–1796)».
Бытует версия о написании Азовской иконы в память явления Богородицы во время осады Азова и её заступничества за азовцев. Свидетельства божественной помощи казакам описаны в «Сказочной повести об Азове» А.С. Орлова, хранящейся в Азовском археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. По свидетельству «Повести», во время осады появилась с северной стороны великая туча, «а по той тучи вышла Дева, а с нею множество прекрасных избранных юношей», Которая прогнала турок.
Есть и несколько другая информация от 1829 года: «...В 1711 году, возвращаясь с победой из Азова, Петр I служил молебен в Покровской церкви. Петр на этот раз останавливался в доме местного священника, который в память этого посещения написал «калеографическую» икону «Знамение Множества Мира», то есть Азовскую икону.
Азовская икона Божией Матери находится в Государственном Историческом музее в Москве. В настоящее время неизвестно, является ли она копией или оригиналом иконы.
Жанна БЕЛИК,
Ольга САВЧЕНКО
Азовская икона Богородицы в истории России
На Русь икона пришла из Византии с принятием христианства в 988 году. Пришла и оказалась ко двору. Не так много времени минуло - икона стала самым распространенным видом живописи. Она украшала храмы и жилища. Причем не только знатных, но и простых людей. Писать образы разрешалось только в соответствии с регламентами, которые устанавливала церковь. Но и в их рамках талантливые мастера на Руси всегда могли выразить свое представление о красоте и человеческих чувствах.
Самыми любимыми у православных были иконы, изображающие Царицу небесную. Христос, воплотившись в теле Богоматери, освятил ее. Через освящение чистой плоти Девы Марии совершилось соединение несоединимого - земного и небесного, плоти и духа. А сама Богоматерь удостоилась святого права молиться и представительствовать перед Сыном за всех христиан. Обращаясь к матери Бога, православные верят, что ее материнская любовь распространяется на каждого из них. В то же время Мария сохранила целомудрие, которое дает ей духовную стойкость, крепость, непобедимость. Именно поэтому к ней, заступнице, защищающей от врагов, обращались и города, и государства.
Почитание этой иконы началось при царице Софии Алексеевне, со времён первого похода к Азову в 1686 году под предводительством князя В. В. Голицына. Богородица на ней изображена во весь рост, стоящая на облаках с воздетыми в молитве руками. За спиной у нее - двуглавый российский орел, а это значит, что Азовская Божья матерь - заступница всего государства Российского. Лично меня это и особенно тронуло, и навело на многие размышления малых городах, русском народе.
Распространено суждение, что Азовская икона написана после явления Богородицы во время осады Азова и её заступничества за азовцев. Эту версию можно услышать даже от священнослужителя. Так ли на самом деле? Свидетельства божественной помощи казакам удалось найти в «Сказочной повести об Азове» А. С. Орлова, хранящейся в Азовском археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике.
«Повесть» гласит: когда казакам пришлось особенно трудно — турки шесть суток беспрестанно вели огонь по крепости из пушек, разбили до подошвы стену азовскую, когда увидели они, «что приходит смерть скорая, и вси казаки притомишася, а иные у них ранены, и начаша казаки Господу Богу молитеся и обещатися, глаголюще: аще нас Господь Бог от сея смерти избавит, то мы не будем в Азове городе жить, идём на тихой Дон и построим мы казаки монастырь во имя Иоанна Предтечи и Николы Чудотворца». Кинули казаки оружие на сырую землю и начали прощаться между собой, просить прощения у православного царя Михаила Фёдоровича, у святейших патриархов, всех православных христиан, жён и детей малых. И был в крепости «плач и вопль и рыдание неутешное».
В тот же день, по свидетельству «Повести», появилась с северной стороны великая туча, «а по той тучи вышла Дева, а с нею множество прекрасных избранных юношей». И прогнала та Дева с юношами турок с той горы высокой, откуда обстреливали крепость. И побежали воины Османской империи, топча друг друга, многие ослепли от страха и начали биться между собой. А Дева пришла к шатру царя турецкого и сказала: «ой еси злочестивый царю поганый, доколе тебе людей божих томити! Да изыдеши ото всюду, дондеже не умреши смертию».
С великим страхом и ужасом убежали с царём поганым последние воины.
Поняли казаки, что заступилась за них Пречистая Дева, а с нею ангелы и покровители казаков — Иоанн Предтеча и Николай Чудотворец.
Взятие Азова в 1696 году армией и флотом Петра I отразило изобразительное искусство того времени. Азовские походы нашли выражение в двух памятниках иконографии — Прорись и икона Азовской Божьей Матери.
Только в 80-е годы прошлого века Азов впервые увидел копию «своей» иконы. Ее освятили, казаки ходили с ней крестными ходами. В прошлом году копия иконы Азовской Божьей матери экспонировалась во время выставки православных икон в выставочном зале «Меценат». А в наступившем году ее можно будет увидеть
в Азовском музее-заповеднике в экспозиции, посвященной Азовским походам Петра I.
Каждая икона заключает в себе целый мир образов и идей, близких людям тех далеких времен, когда она создавалась. И если мы хотим понять, кто мы и откуда, мы непременно должны вжиться в это мир.
Новая эпоха открывает иконы заново. Ведь при всем своеобразии религиозных представлений о мире, в иконах отразился реальный жизненный опыт, извечная мечта о мире и справедливости, раздумья о любви, жизни и смерти. Разве все это не волнует нас в начале третьего тысячелетия?
Виталий НОВИКОВ