Олег Кодола
Государственно-церковные игры
Директором средней школы на Соловках стал директор монастырской воскресной школы. Как могло случиться такое назначение, явно противоречащее классическому принципу «отделения школы от Церкви»? Давайте попробуем взглянуть на события, предшествующие этому назначению.
Те, кто следит за ситуацией на Соловках, знают, что после того, как некая «инициативная группа» из 12 соловчан (многие из которых живут там всего несколько лет и не имеют детей!) написала письмо президенту о «ситуации в школе», началась череда комиссий. Первым и последним действием высоких чиновников областной архангельской администрации было увольнение с должности директора соловецкой общеобразовательной школы Ирины Викторовны Совалёвой с заведением на неё уголовного дела. О правомерности этих действий пусть выносит решение суд (я лично убеждён, что из Ирины Викторовны просто делают козла отпущения, выполняя «для галочки» наказы Москвы). Речь о другом.
Естественно, что большинство здравомыслящих соловчан (почти полторы сотни) написали письмо в защиту Ирины Викторовны, где требовали восстановить её в должности директора. Письмо было отправлено президенту и премьеру. Также естественно, что в защиту Ирины Викторовны поднялась волна публикаций — и в сети, и в газетах, и даже на центральном телевидении. Пока неизвестно, чем закончится «дело Совалёвой», но дальше началось самое интересное.
Монастырь (изрядно позже соловчан) также написал своё письмо. И подписало его не менее внушительное число монахов, послушников, прихожан… Вот только в письме монастыря наблюдается одно существенное отличие от письма светских соловчан. Монастырь вроде бы тоже поддерживает Ирину Викторовну, но в «монастырском» письме выражено… согласие с увольнением директора школы, и вся просьба состоит лишь в прекращении уголовного дела.
В тот же день, когда монастырь «благословил» сбор подписей под своим письмом, директор монастырской воскресной школы был «благословлён» занять должность… опальной Совалёвой! В срочном порядке «благословлённый» монастырём кандидат и был назначен приказом министерства образования Архангельской области на должность директора вместо опальной Ирины Викторовны.
Дальше началась прямо-таки детективная история: районный чиновник Мигунов (упоминающийся в отчёте прокуратуры о проверке школы и уже уволенный в тот момент) лоббировал в министерстве образования кандидатуру «воскресного директора», а чиновница министерства образования Поташева, курировавшая назначение «воскресного директора», уволилась в день назначения «монастырского» директора. Таким образом, монастырь с помощью областных и районных чиновников протащил на должность директора светской школы «своего» человека. Так что, если судить по результатам, «инициативная группа-12», добивавшаяся увольнения прежнего директора, трудилась во благо монастыря и ради «воцерковления» школы. Думаю, что жалобщики сами не знали, на какого дядю они работают. Оказалось — на дядю в рясе и с бородой.
Напомним, что буквально недавно директором Соловецкого государственного музея был назначен монах, а теперь и директором соловецкой государственной школы назначена женщина «в юбке и платочке». И это несмотря на Конституцию РФ, по которой школа должна оставаться светской. Тем более на Соловках, возле мощного монастыря.
Ну что тут скажешь? Остаётся только напомнить фанатам «православной империи», что октябрь 2017 года не за горами…
14 ноября 2011 г.
Статья опубликована на сайте portal-credo.ru
*Статья 14
1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Комм. Пяткина С.А.
Статья посвящена одному из наиболее рано сформировавшихся признаков современного правового государства. Статья действует в единстве со ст.28 Конституции и Законом РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990г. Светский характер государства подразумевает признание ряда принципов в сфере отношений государства с религиозными организациями. Основой этих отношений является свобода совести, поскольку, согласно ч.1 ст.14, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Светский характер Российского государства означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Это отделение проявляется, в частности, в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определенную религию, а также в гражданском статусе верующих, поскольку, согласно ст.6 указанного Закона, граждане России равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии. Указание в официальных документах на отношение к религии не допускается.
В соответствии с принципом отделения религиозных объединений от государства ст.8 Закона «О свободе вероисповеданий» определяет, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в законную деятельность религиозных объединений и не поручают им выполнение каких-либо государственных функций. В свою очередь, религиозные объединения не должны вмешиваться в дела государства. Они не могут быть составной частью государственных органов и учреждений, в том числе таких, как государственные школы, университеты, больницы, дошкольные учреждения.
Статья 9 Закона конкретизирует такое свойство светского государства, как светский характер государственной системы образования и воспитания. Поскольку образование и воспитание формируют духовный мир личности, постольку государство уважает право личности в сфере духовного самоопределения. Кроме того, государственные учреждения образования и воспитания содержатся на средства налогоплательщиков различных вероисповеданий, что исключает привилегии для какой-либо определенной религии.
Согласно ст.5 Закона в указанных учреждениях по желанию граждан (родителей, детей) преподавание вероучения может осуществляться факультативно, т.е. носить добровольный характер и не рассматриваться как обязательный предмет для остальных учащихся. Принуждение к посещению таких занятий недопустимо.
В Законе также четко проводится разграничение между преподаванием вероучения с соблюдением религиозных обрядов и получением знаний о религии в историко-культурном, информационном смысле. Дисциплины религиоведческого и религиозно-философского характера, не сопровождающиеся совершением религиозных обрядов, могут включаться в программу государственных учебных и воспитательных учреждений.