Информация о проводимой Пушкинской городской прокуратурой антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления
На основании Положений Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Пушкинской городской прокуратурой с использованием Правил и методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, а также методических рекомендаций, разработанных Генеральной прокуратурой Российской Федерации, проводится работа по выявлению и устранению коррупциогенных факторов в проектах и принятых нормативных правовых актах поднадзорных органов местного самоуправления.
В ходе проведенных в истекшем периоде 2010 года проверок выявлены коррупциогенные факторы в проектах девяти нормативных правовых актов органов местного самоуправления: Пушкинский муниципальный район, город Пушкино, городские поселения Ашукино (два), Зеленоградский, Софрино (два), сельские поселения Тарасовское, Ельдигинское.
По результатам экспертизы в Советы депутатов городских и сельских поселений внесены информационные письма, по результатам рассмотрения которых из нормативных правовых актов исключены коррупциогенные факторы, они приведены в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Кроме того, в ходе проведенной Пушкинской городской прокуратурой в мае 2010 года проверки исполнения законодательства, регламентирующего использование и приватизацию государственного и муниципального имущества, проведена антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых в данной сфере.
Установлено, что в Положении о порядке передачи в безвозмездное пользование движимого и недвижимого имущества (нежилых помещений), находящегося в собственности городского поселения Ашукино Пушкинского муниципального района Московской области, утвержденном решением Совета депутатов городского поселения Ашукино от 28.03.2008 № 84/17, и Положении о порядке передачи в безвозмездное пользование движимого и недвижимого имущества (нежилых помещений), находящегося в собственности городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области, утвержденном решением Совета депутатов городского поселения Зеленоградский от 26.06.2008 № 134/30, содержатся коррупциогенные факторы.
Так, п. 2.2 Положений содержит обязанность лица, заинтересованного в предоставлении муниципального имущества в безвозмездное пользование, по требованию администрации представить заключения (согласования) государственных надзорных органов (СЭС, пожарного надзора, экологии и др.) по вопросу возможности использования испрашиваемого имущества для определенных видов деятельности.
Вместе с тем, действующим федеральным законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда необходимо заключение (согласование) государственных надзорных органов для использования имущества для определенных видов деятельности.
Указания на конкретные виды деятельности, для которых необходимы заключения (согласования) с конкретными соответствующими надзорными органами в Положении не содержится, что устанавливает для администраций поселений необоснованно широкие пределы усмотрения при истребовании согласований и создает предпосылки для истребования заключений (согласований), не предусмотренных действующим федеральным законодательством.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, по общему правилу осуществляется только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. В исключительных случаях, предусмотренных Законом, заключение договоров безвозмездного пользования возможно без проведения конкурсов или аукционов.
Однако рассматриваемые Положения не содержат норм, указывающих на то, что заключение договоров безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляется по результатам проведения конкурсов или аукционов.
Пунктом 1.16 Положений закреплена обязанность пользователя при прекращении действия договора передать администрации городского поселения Зеленоградский имущество по акту приема-передачи в состоянии не хуже того, в каком имущество было получено, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Действующим федеральным законодательством и в правоприменительной практике не используется категория оценочного характера «не хуже», что приводит к неопределенности и двусмысленному толкованию данного термина.
Согласно ч. 1 ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Применение данных правовых норм противоречит п.п. «а», «ж», «з» п. 3 п.п. «а», «в» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Учитывая выявленные нарушения, в Советы депутатов городских поселений Ашукино и Зеленоградский в порядке ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» 12.05.2010 внесены требования об изменении нормативных правовых актов с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов, которые будут рассмотрены на ближайших заседаниях Совета депутатов.
Пушкинский горпрокурор
советник юстиции Р.И. Резуменко
На основании Положений Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Пушкинской городской прокуратурой с использованием Правил и методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, а также методических рекомендаций, разработанных Генеральной прокуратурой Российской Федерации, проводится работа по выявлению и устранению коррупциогенных факторов в проектах и принятых нормативных правовых актах поднадзорных органов местного самоуправления.
В ходе проведенных в истекшем периоде 2010 года проверок выявлены коррупциогенные факторы в проектах девяти нормативных правовых актов органов местного самоуправления: Пушкинский муниципальный район, город Пушкино, городские поселения Ашукино (два), Зеленоградский, Софрино (два), сельские поселения Тарасовское, Ельдигинское.
По результатам экспертизы в Советы депутатов городских и сельских поселений внесены информационные письма, по результатам рассмотрения которых из нормативных правовых актов исключены коррупциогенные факторы, они приведены в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Кроме того, в ходе проведенной Пушкинской городской прокуратурой в мае 2010 года проверки исполнения законодательства, регламентирующего использование и приватизацию государственного и муниципального имущества, проведена антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых в данной сфере.
Установлено, что в Положении о порядке передачи в безвозмездное пользование движимого и недвижимого имущества (нежилых помещений), находящегося в собственности городского поселения Ашукино Пушкинского муниципального района Московской области, утвержденном решением Совета депутатов городского поселения Ашукино от 28.03.2008 № 84/17, и Положении о порядке передачи в безвозмездное пользование движимого и недвижимого имущества (нежилых помещений), находящегося в собственности городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области, утвержденном решением Совета депутатов городского поселения Зеленоградский от 26.06.2008 № 134/30, содержатся коррупциогенные факторы.
Так, п. 2.2 Положений содержит обязанность лица, заинтересованного в предоставлении муниципального имущества в безвозмездное пользование, по требованию администрации представить заключения (согласования) государственных надзорных органов (СЭС, пожарного надзора, экологии и др.) по вопросу возможности использования испрашиваемого имущества для определенных видов деятельности.
Вместе с тем, действующим федеральным законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда необходимо заключение (согласование) государственных надзорных органов для использования имущества для определенных видов деятельности.
Указания на конкретные виды деятельности, для которых необходимы заключения (согласования) с конкретными соответствующими надзорными органами в Положении не содержится, что устанавливает для администраций поселений необоснованно широкие пределы усмотрения при истребовании согласований и создает предпосылки для истребования заключений (согласований), не предусмотренных действующим федеральным законодательством.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, по общему правилу осуществляется только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. В исключительных случаях, предусмотренных Законом, заключение договоров безвозмездного пользования возможно без проведения конкурсов или аукционов.
Однако рассматриваемые Положения не содержат норм, указывающих на то, что заключение договоров безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляется по результатам проведения конкурсов или аукционов.
Пунктом 1.16 Положений закреплена обязанность пользователя при прекращении действия договора передать администрации городского поселения Зеленоградский имущество по акту приема-передачи в состоянии не хуже того, в каком имущество было получено, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Действующим федеральным законодательством и в правоприменительной практике не используется категория оценочного характера «не хуже», что приводит к неопределенности и двусмысленному толкованию данного термина.
Согласно ч. 1 ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Применение данных правовых норм противоречит п.п. «а», «ж», «з» п. 3 п.п. «а», «в» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Учитывая выявленные нарушения, в Советы депутатов городских поселений Ашукино и Зеленоградский в порядке ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» 12.05.2010 внесены требования об изменении нормативных правовых актов с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов, которые будут рассмотрены на ближайших заседаниях Совета депутатов.
Пушкинский горпрокурор
советник юстиции Р.И. Резуменко