26 сентября День памяти нашего земляка, гражданина, художника-живописца, учителя, Сергея Сергеевича Артова. Мне сложно назвать его исключительно пушкинским художником, так как его работы имеются в коллекциях многих музеев Российской Федерации, музейных и частных коллекциях мира. И поработать успел Маэстро и на территории театральной Москвы, в Калининграде, в Перми, в Абхазии, в Германии, Италии, Чехии список большой…
Сергей Артов. Автор: Г. Антонов
После каждого из нас остаются воспоминания и дела, созданное и сотворенное. Сегодня хочу рассказать историю появления одной работы, объехавшей многие страны и города, рассказывая об утраченной безвозвратно исторической архитектурной изюминке нашего города – Летнем театре. Два цветных эскиза (2004, 2005 гг.) этой работы переданы автором в Краеведческий музей нашего города.
8 августа 1993 года в огне пожара погибло прекрасное строение, сочетавшее в себе стили модерн и готику. Сцена Летнего театра хранила истории многих замечательных актеров: Л.В. Собинова, А.В. Неждановой, В.И. Качалова, актерской династии Садовских, антрепризы, спектакли актеров МХАТа и … золотой бас Федора Ивановича Шаляпина.Не секрет, что Сергей Артов был в дружественных отношениях с Виктором и Тамарой Хозак-Гозак, С.А. Акининым, Г.Б. Китайгородским. Художник не был краеведом, в общем понимании этого слова, скорее иллюстратором истории. Результатом дружеского общения с краеведами и музейщиками, стал большой блок живописных и графических работ, ставший художественным рассказом об истории района и города, часть из которых стала основой краеведческой музейной экспозиции в школе № 8 в 2004 году. В проекте, где живопись Мастера сочеталась с рассказами, составленными прекрасным музейным дуэтом семейной четы Хозак-Гозак. Заключительным аккордом этого цикла стала работа «Летний театр».
В 90-х годах к нам в дом знакомые привезли в гости одного из потомков Ф.И. Шаляпина, это был интересный вечер: рассказы, фотографии, прогулка по городу, туда, где звучал голос Федора Ивановича. Сергей Артов принял заказ на создание работы «Летний театр в Пушкине».
Общеизвестно, что в семье Шаляпиных был и свой, прекрасный художник-портретист, автор множества портретных изображений своего великого отца Борис Федорович Шаляпин, главный художественный редактор журнала "Time". Планка ответственности в работе над произведением была высока.
Было создано и проработано огромное количество эскизов, прорабатывались лица и самого актера и публики, много времени ушло на исторический поиск и разбор детализации элементов дачного костюма того времени. Фотографии Летнего театра, элементы его украшений, башенки, входы, балкон-кафе… Работа над полотном была большой и сложной, но очень интересной. Сложность работы заключалась в языковом барьере между Заказчиком и Автором. Любая заказная работа всегда большое волнение, вызванное разными эмоциями сторон, а тут присутствие переводчика, которому необходимо понять, прочувствовать и правильно передать сказанное. На вопрос «Как продвигается работа?», Артов отвечал: «Пьем историю на троих, сидя на обочине дороги …».
Было создано несколько эскизов в черно белой и цветной графике. И, наконец-то, проработано всё. Заказчик согласовал жанровую сцену, цветовой колорит полотна, определил его размер.
Работа так и не появилась в полноразмерном варианте… Не нашлось у города помещения, где можно было установить мольберты и написать работу из-за её размеров: 2,5 на 6,0 метров. К заказчикам отправился цветной графический эскиз.
Нам осталось графическое изображение и несколько живописных полотен, на которых парк, Летний театр и дух того времени… Большая история в одном кадре.
Елена Артова,
художник, искусствовед.
Комментарии