Они жили в Пушкино. Загадочные Штеренберги

09 окт
10:33 2017
   Продолжаем знакомить наших читателей со знаменитыми (и не очень) жителями Пушкино прошлых веков, оставившими свой след в истории нашей Родины. Сегодня это Давид Петрович Штеренберг — известный русский и советский художник, один из основных представителей современного русского изобразительного искусства первой половины ХХ века и его семья. Материал известного пушкинского краеведа Владимира Алексеевича Парамонова.

«Милый Давид!
При вашем имени
Обязательно вспоминается Зимний.
Еще хлестали пули-ливни-
нас
с самых низов
прибой-революция вбросила в Зимний
с кличкой странной – ИЗО»
(«Давиду Штеренбергу – Владимир Маяковский» (1922-1923))

   Помните (подробнее см. материал «“ЛЮЛЯ” И ЛИЛЯ») признание Луэллы (10.02.1910-2003) Вашавской (Краснощековой) из книги «Что я помню о Володе» (1951-1952 гг Зима.) об «Акуловой горе» в Пушкино: «Приезжали Штеренберги, я подружилась с Фиалкой, и она осталась на несколько дней у нас. Был дождь, мы с ней забрались с ногами на Лилину кровать и играли в “пьяницу”, и при этом так хохотали, что на шум все сбежались узнать, что случилось, и ничего смешного не оказалось». Итак, кто же такие, загадочные Штеренберги, приезжавшие в гости к Брикам и Маяковскому на дачу в Пушкино?

   Глава семейства, Давид Петрович Штеренберг (14(26).07.1881, Житомир – 1.05.1948, Москва) – известный русский и советский художник, один из основных представителей современного русского изобразительного искусства первой половины ХХ века, родился в еврейской семье в Житомире, был учеником фотографа в Одессе (кстати, его брат — Абрам Петрович Штеренберг (1894-1979) стал известным советским фотожурналистом, в январе 1924 года именно им были сделаны 6 посмертных фотографий В.И. Ленина – В.П.). 


Давид Петрович Штеренберг 


Маяковский Фото А. Штеренберга

   Рано увлекся революционными идеями, и в 1906 году был вынужден эмигрировать из России в Вену. С 1907 по 1917 годы жил со своей первой женой в Париже, в доме, названным «Улей» («La Ruche», основан в 1902 году – В.П.), пристанище художественной богемы. Супруга художника вспоминала: «Не имея возможности платить за мастерскую на Монпарнасе, поселились в “Улье”, где плата была намного меньше: Жили при керосиновой лампе, на втором этаже, вода была во дворе. Отапливались чугунной печкой (которую много раз писал Давид), труба выходила в окно. В мастерскую из жилого помещения нужно было подниматься наверх по лестнице, в мастерской был стеклянный потолок, который протекал. Когда шёл дождь, приходилось сидеть под зонтом. 
Здесь он учился живописи в академии Витти, где среди его сокурсников был голландский художник Кеес ванн Донген. Художник испытал сильное влияние творчества Поля Сезана и кубизма. 
С 1912 года принимал активное участие в экспозициях Парижского салона. Картины Штеренберга парижского периода часто противоречивы и неоднородны. Узнаваемый стиль у художника выработается только к концу пребывания во Франции. 

   В 1917 году в России произошла Октябрьская революция, где политическое прошлое и знакомство с наркомом просвещения А.В. Луначарским сыграли свою немалую роль. Хорошо знакомый с парижским творчеством Штеренберга, Луначарский назначает его заведующим Отделом ИЗО Наркомпроса, уделяя большое внимание организации выставочного дела и вопросам художественного образования. В 1918 году в Москве при его участии в Москве состоялась выставка участников Еврейского общества содействия искусству. С 1920 по 1930 годы он преподавал во ВХУТЕМАСе, в 1925 по 1932 годы основатель и руководитель Общества станковистов (ОСТ)… 

   Сам же художник – новатор и авангардист. Его картины не были похожи на традиционную живопись. При этом строго конкретны и изобразительны. Это изображения простых вещей, натюрморты, где предметы предельно просты… 


Автопортрет


Портрет супруги


Семья - жена и дочь

   Из воспоминаний современников: “Больше всего в искусстве Давид Петрович не любил надутых и бездарных дураков, посредственностей, деляг, гоняющихся за деньгами и легкой славой. Профессия всегда накладывает отпечаток на облик человека. У Давида Петровича на всех фотографиях лицо добрейшее и значительное без всякого ”наигрыша» и рисовки. Это лицо художника. Человека, который хочет обрести, а не нахватать. Ведь чувства и мысли художника, еще когда он без кисти в руке, концентрируются в формы, в краски, в нечто, чего прежде не было и быть не могло, ибо каждая картина — это представление данного художника о том, что он выбрал из окружающего мира сам. Он нашел композицию плоскости, цветовое решение. И это избранное, выхваченное из видимого мира стало живописью. А в ней-то Штеренберг был к себе абсолютно беспощаден. Он мог целые дни проводить в кропотливой ювелирной отделке и шлифовке каждой своей картины". 

   Среди учеников Штеренберга немало известных ныне российских художников, в 1930 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусства. После же 1930-х годов Штеренберг работает в более реалистической манере, в 1940-х годах он подвергается резкой критике за формализм, его стиль перестает пользоваться спросом, а после смерти в 1948 году художник был практически забыт… Похоронен Штеренберг на Ваганьковском кладбище в Москве…

   Именно, первая супруга художника — Надежда Давидовна Штеренберг (1897-1979) являлась большой подругой Лили Брик. Лили часто вспоминала такую историю: “Однажды мы играли в карты (это было в 1916 году) и прервались, чтобы поужинать. Я сидела и ждала, пока закипит самовар. Володя схватил какую-то картинку, которая лежала среди старых газет, и начал рисовать на обороте. Я не успела опомниться, как портрет был готов. Мне он показался удачным, и я попросила его подписать. Вообще в 15-18-м годах вечерами, когда у нас собирался народ, Маяковский часто рисовал пером, карандашом или спичкой, обмакнутой в чернила. Портреты вручались оригиналам. В ту пору он был уже всероссийской знаменитостью, и его подарками дорожили, их берегли. Где они теперь? В каких запасниках или частных собраниях покоится эта галерея его современников? Мне удалось разыскать несколько рисунков…”.


Супруга Штеренбера - Н.Д.Штеренберг 

   Как-то в 1939 году Надежда Давидовна Штеренберг, жена художника, пришла в гости к своей знакомой. Квартира была коммунальной, и, проходя по коридору, она увидела в соседней комнате на стене картину явно кубистического стиля. Какая-то женщина мыла пол и ничего не могла объяснить, хозяйки не было. Надежда Давидовна подошла поближе, разглядела подпись и тут же позвонила ЛЮ (Лили Брик – В.П.), которая моментально примчалась и выяснила, что владелица картины, старушка, не прочь с нею расстаться за 200 рублей. Она дала ей 300 и стала владелицей автопортрета Маяковского! Он написал его в 1918 году. ЛЮ его помнила и тут же узнала. Картина затерялась где-то в хаосе революции, но всё же нашлась. Поэт изобразил себя в цилиндре и желтой полосатой кофте. Он нахмурился – в правом углу, на него валится город. Это как бы визуальное продолжение его ранних урбанистических стихов. Поскольку от автопортрета веет кубизмом, то его, конечно, нигде не выставляли до последнего времени, и увидеть его можно было лишь дома у ЛЮ… 

   Дети художника пошли по его стопам. Единственная дочь Давида Петровича Щтеренберга – Виолетта Давидовна (3.08.1918, Париж – 06.09.1995, Москва), та самая Фиалка, о которой и упоминает Луэлла Вашавская (Краснощекова) при описании дачи на “Акуловой горе” в Пушкино, стала советским, российским художником, искусствоведом, историком искусства, преподавателем, членом Союза художников СССР. В книге Василия Катаняна “Современницы о Маяковском” читаем о двадцатилетнем юбилее работы Владимира Владимировича (30.12.1929 года – В.П.): "… Затем Фиалка Штеренберг в коротеньком платьице с бантом в волосах, подносит свиток поздравительных стихов, перевязанный ленточкой, — от подрастающего поколения. Разыгрываются шарады из Володиных стихов…".
 Она с детства увлекалась рисованием, в 1928 году окончила ВХУТЕМАС, где преподавал её отец… В 1982 году в Москве состоялась её персональная выставка живописи и графики в помещении Государственной Третьяковской галереи! Её первым мужем был Теодор Соломонович Гриц (1 (14).01.1905, Сухум-07.10.1959, Москва) – детский писатель, литературовед, театральный критик, переводчик с английского языка, большой специалист по русскому футуризму, член Союза художников и член Союза писателей СССР… Вторым же мужем стал Валерий Сергеевич Алфеевский (23.06.1906-4.09.1989) – художник-иллюстратор детских книг. Интересно, что именно ему принадлежит первый – “неканонический” образ Чебурашки в первом издании книги “Крокодил Гена и его друзья” Э. Успенского (который жил в то время в Клязьме – В.П.).

   А сын художника — Давид Давидович Штеренберг, родился 29.12.1931 года в Москве. В одном из писем к своей второй супруге – художнице М.С. Гранавцевой (1904, д. Черемхово, Иркутская губ. – 1989, Москва) он так романтически пишет, в том числе и о сыне: "… Полетим с тобой и сыном обязательно, это чудесное ощущение, и вид земли мой, штеренберговский. Очень интересно… Если бы я мог написать мечту, ведь только это и стоит писать. Я сегодня смеясь глядел на закатные облака: они напомнили мне жженую стену, которую ты увидела на Волге и так тепло передала. Их было много, и чем ближе к солнцу – тем пылающее они желтели. В них все розовело, и казалось, что гнался петух за быком, загоняя его прямо в солнце"… 
По окончании в 1958 году Московского художественного института им. В.И. Сурикова в течение 20 лет работал в издательстве “Детская литература”. В 1967 году вступил в Союз художников, начал активно участвовать в различных выставках, занимаясь как живописью, так и графикой. Произведения Давида Давидовича близки к направлению к направлению гиперреализма. Многие работы этого замечательного художника находятся в музеях городов Каргополь и Тикси, частных собраниях в России, Франции, Австрии, Японии, Дании. Давид Давидович к открытию Музея личных коллекций в 1994 году сделал неоценимый дар – десять классических картин из творческого наследия своего отца, ярко представляющих период творчества художника 1910-1930 годов. Картины этого дара составили целый зал в постоянной экспозиции музея. 


Дети Д.Штеренберга

   В России коллекционером Андреем Ереминым создан Международный благотворительный фонд Давида Штеренберга, основные направления которого — поддержка молодых художников, организация выставок по всему свету, издательская деятельность. При участии этого фонда в апреле 2000 года на Неглинке в Центре искусств была открыта большая выставка натюрмортов Давида Штеренберга.

Владимир Парамонов
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
Hellen
Житель интересуется , ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
Sirian Sirian
Великолепно!Прочёл на одном ...
invalid
Вопрос о чистоте и гигиене в ...
rash_new
Меньше Эльвире Агурбаш надо ...
Александр Малашенко
Хорошо, конечно, что сделали. ...
Hellen
невероятно, но факт ... поезда ...
Законопослушный Гражданин
Да все просто! На баб своих все ...
Александр Орешкин
Замечательный врач! Здоровья и ...
Василий Иванов Василий Иванов
Знакомый как то ехал в ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: