7 июля уже в шестой раз в Мамонтовке провели ставший традиционным праздник. Венки, травы, зелья от Кикиморы, костры да настоящие Иван да Марья – Управление культуры Администрации Пушкинского муниципального района, Районный дом культуры «Строитель» и Группа компаний «АртЭвентЦентр» постарались воссоздать все народные традиции и атмосферу праздника «Иван Купала».
Языческий праздник и по сегодняшний день остается одним из самых любимых в народе. Обряды, связанные с водой, огнем и травами, – главные особенности и забавы. Вот и в этом году любимый праздник собрал, как никогда много пушкинцев.
Традиционное место проведения праздника «Иван Купала» в Пушкино берег речи Уча в Мамонтовке – место красивое, живописное, с обильно растущими травами и цветами для купальских венков. Традиция отмечать Ивана Купалу у моста в микрорайоне пошла от известного жителя, нашего земляка, ветерана А.К. Озернова, который в свое время обустроил родник «Ивушка».
Зрители и участники праздничного действа прыгали через костер, плели венки, искали цветок папоротника, а самые удачливые смогли получить приз от кампании «Мегафон». Особая находка режиссера программы Елены Шамоняевой, которая сама активно участвовала в разных конкурсах – поцелуйный коридор, в котором, несмотря на стеснение, можно было встретиться с любимым человеком, или другом, обняться, а кто-то мог даже поцеловать суженного или невесту. Гости водили хороводы, дарили кольца, и заряжались энергией любви от большой куклы – символа праздника «Иван Купала». Всем участникам праздника вручали конфеты и подарки.
Творческую часть праздника проводили актеры Пушкинского музыкального театра под руководством Бориса Урецкого. Всех веселили смешной Иван (Андрей Мончаковский) и забавная Марья (Елизавета Забелло). Поражали своим вокальным мастерством солистка театра Светлана Деркач, также исполнившая роль Аграфены-Купальницы, и солист Русского народного хора имени Кутузова Дмитрий Артеменко, исполнявшие народные песни. Был и самый настоящий Иван Купала (Игорь Дьяков).
Известный художник из Кемерово Нина Куценко, которая с недавних пор работает в РДК «Строитель», здесь устроила выездной мастер-класс по изготовлению народных кукол.
Профессиональная Кикимора, которую сыграла артистка Пушкинского музыкального театра Галина Якубовская варила приворотное зелье из змей и жаб, а жители пытались обыграть ее в азартные игры. Ан не выходило – хитра Кикимора! Потом она уже просто так угощала гостей чаем из трав, которые собирали на поле. Кроме нее, был и другой герой сказок – Водяной в исполнении культорганизатора РДК Строитель Сережи Воронова. Именно он и Татьяна Бенц, художника по костюмам РДК «Строитель», которая плела веночки, помогли отправить традиционные купальские венки в плаванье в поисках суженого для многих девушек нашего города.
Это был очень веселый праздник, конечно, наверное, было бы лучше, если бы Иван Купала проходил в выходной день, но ведь отмечается он традиционно 7 июля, а иначе гадание не состоится…Вот такой он этот Иван Купала
Заряжались энергией любви
Символ праздника
Приз от Megafon
Иван Купала и Аграфена-Купальница
Иван да Марья
Мастер-класс по изготовлению куколок
Перетягивание каната
Кикимора, ее зелья и азартные игры
Борис Федорович, Евгения Фрисман и жители
Борис Федорович и Александр Константинович
Мария Сергеенко
Комментарии 5
Да, в выходной было бы народа побольше.
"Как Русская Православная Церковь относится к празднику Ивана Купалы? Не грех ли его праздновать (разжигать огромные костры, прыгать через них, пускать по воде венки и т.д.)?Есть ли в Православном календаре схожие праздники?
21.12.2005, Александр , Россия,Санкт-Петербург
Уважаемый Александр!
Так называемый «праздник Ивана Купалы» — чисто языческий праздник, приуроченный к летнему солнцевороту, когда солнце, достигнув самой высокой точки на небе, начинает спускаться вниз. И, хотя он утратил былой религиозный дух поклонения духам природы, но смердящий дым пылающих костров приятен демонам и прискорбен ангелам и христианам, тем паче, что «праздник» сей совершается в ночь под Рождество св. Иоанна Предтечи. Церковь однозначно осуждает эти языческие игрища.
Мир Вам."
фициальный сайт Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря
Вопрос:
Проясните, пожалуйста, с русским праздником Ивана Купалы. Как и почему христианский праздник переплёлся с языческими суевериями на Руси? Заранее спасибо.
Игорь
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Купала – древний праздник летнего солнцестояния (24 июня ст. ст.) у славян и некоторых народов Европы. Ф.Буслаев считал корень куп (кип) по смыслу близким с корнями яръ и буй. Образованные от них слова кипучий, ярый, буйный означают яростный, раздраженный, бешенный. Обрядовые обычаи этой ночи вполне подтверждают эту этимологию. В Послании игумена Спасо-Елиазарова монастыря Памфила (1505) к псковскому наместнику и властям обличается языческое буйство жителей Пскова в ночь Купалы: «зело не престала зде еще лесть идольская, кумирное празднование, радость и веселие сатанинское... тому (сатане) я(ко)же жертва приносится всяка скверна и беззаконие богомерзкое празднование... стучат бубны и глас сопелий и гудут струны, женам же и девам плескание (ударенье в ладоши) и плясание и главам их накивание, устам их неприязнен кличь и вопль, всескверненые песни, бесовская угодил свершахуся, и хребтом их вихляние и ногам их скакание и топтание». Это буйство в ночь, когда совершался праздник Рождества св. Пророка и Предтечи Иоанна – великого пустынника и постника, пастыри Церкви воспринимали как кощунство.
Вековая живучесть в народе некоторых обычаев дня Купалы не свидетельствует о двоеверии, а скорее о неполноте веры. Ведь сколько людей, никогда не участвовавших в этих языческих развлечениях, склонно к суевериям и мифологическим представлениям. Почвой для этого является наше падшее, поврежденное грехом, естество.