Управления по культуре, делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму администрации Пушкинского района приглашает на персональную выставку пушкинского мастера-берестянщика Коломина-Щербачова Н.В. на ВДНХ в павильон № 69 с 3 по 5 октября 2013 года.
Николай Валентинович Коломин-Щербачов — мастер-берестянщик, по профессии инженер, родился в 1961 году. Окончил художественную школу в г. Черновцы и Педагогический институте им. Крупской г. Москва, с 1981 года, учясь у ведущего мастера России Юрия Михайлова, самостоятельно разработал свой стиль в росписи по бересте под названием «Контурная роспись растительного орнамента по бересте» и назвал ее «Братовщинская роспись».
Культоролог — искусствовед Николай Коломин-Щербачов ведет большую научную практическую деятельность по краеведению, этнографии и истории берестяных промыслов Подмосковья, участник более 18 международных выставок, ярмарок и фестивалей.
Задолго до появления Московского княжества на территории нашего Пушкинского района жили угро-финские племена, росла береза, и не использовать ее природные особенности человек просто не мог – местные жители, конечно, изготавливали туеса. В словаре Брокгауза и Ефрона, изданном в 1902 г., говорится, что слово «скалба» означает туесок. Очевидно, что в районе реки Скалбы, которая течет по Пушкинскому району Московской области, были берестяные промыслы, а в старейшем селе на берегу реки — Братовщине — центр берестяного промысла.
С незапамятных времен на Руси было множество изделий из бересты, которые имели практическое применение в быту. Вспомним хотя бы новгородские берестяные грамоты X–XV веков. На Руси во времена язычества берестяные обереги вешали над дверями и окнами: по поверьям, они охраняли жилище от злых духов.
По способу изготовления их можно разделить на 3 группы: Плетённые изделия, изделия из пластовой бересты и комбинированные изделия.
Плетёные изделия выполнялись из полос бересты косым или прямым плетением. Ширина полосы могла быть от 5 мм. до 6-7 см. Размеры самих изделий очень разные. Походная солонка могла быть размером меньше кулака, а сундук из бересты не уступал по размерам своему собрату из досок. Основные типы это – корзина, пестерь, зобня, горлатка, сумка, короб. Форма и размер зависил от применения. С корзиной и пестерём ходили в лес для сбора ягод, грибов. Сумки были незаменимы у рыболовов, охотников и пастухов. В коробах, горлатках, зобнях хранили продукты. На кухне среди утвари можно было увидеть плетёные чашки, коробочки и солонки. Последние были очень разнообразны по форме.
В употреблении крестьян была берестяная обувь. Ступни, лапти, башмаки были рабочей обувью, в которой убирали за скотом, сено косили, ходили по дому. В разных регионах были свои формы лаптей и своё наименование.
Типов изделий из пластовой бересты на Северо-Западе очень мало по сравнению с Сибирью и Дальним Востоком. Это полотуха, коробка (чуман) и черпак(берестянка). Полотуха изготовлялась из двух-трех пластов бересты, которые прошивались и скреплялись корнем сосны или полоской бересты. Форма обычно прямоугольная в плане и низкая по высоте. Размеры разные в зависимости от назначения. Обычно полотухи использовались для временного хранения, сбора, переработки продуктов. Коробки проще по изготовлению. Они делались из одного пласта бересты, который сгибался и закреплялся обычно прутиком. Могла приделываться ручка из бересты. Коробки делались прямо в лесу по мере необходимости. В деревне Троица Каргопольского района Архангельской области такие коробки называли «Рубуша». Берестянка — простой ковшик, сделанный из пласта бересты, свернутый воронкой. Сведенные края пластины скреплялись расщепленной палочкой, внешний конец которой образовывал рукоять «ковшика». Его можно было встретить у родников в лесу.
Самый распространенный тип из комбинированных изделий туес (сколотень плюс пластовая береста). Сколотень – это цилиндр из бересты, который снимается с березового кряжа. Размеры его могут достигать 50-60 см в высоту, от 5 до 30 см в диаметре. Он придает цилиндрическую форму туесу (бураку). Сверху сколотня из пластовой бересты рубашка, соединенная в замок. Сколотень скрепляется с рубашкой выворотным способом или прошивкой. Дно и крышка делаются из дерева. Крышка может иметь ручку-дужку или ручку-пупочку. Ручка – дужка из дерева или бересты. Рубашка может быть декорирована росписью, тиснением, резьбой. Также к этому типу относится тавлинка. Она небольшого размера, овальной формы. Заплечный короб комбинировался из пластовой бересты и плетенки. Могла использоваться и расщепленная древесина.
Из берёсты делались и простые древнейшие музыкальные инструменты – рожки и дудки. Охотники, подавали друг другу условные сигналы, подражали рёву лося. Пастухи могли с помощью рожка управлять движением стада.
Длинной лентой берёсты обвивали горшки, стеклянные бутыли, рукоятки орудий труда. Её же могли использовать вместо верёвки. Даже конская упряжь из берёсты бытовала в хозяйстве.
Кроме утилитарных предметов в крестьянской избе игрушки: плетёные мячи, погремушки(шаркунки), «берещаные» фигурки. Так как берёста очень легка в обработке, из неё могли делать большое разнообразие вещей. В ткацком стану, на рыболовных сетях (поплавки) и многих других предметах можно встретить детали из берёсты.
Горожане в 19 веке щеголяли с берестяными тростями, табакерки с тиснёной и шкатулки с прорезной берестой украшали их быт, масло, мёд, соления на рынках продавалось в берестяной таре.
Очень многое делалось из этого удивительного материала, он прочно и на долго вошёл в русский дом.
Александр Цветков,
Управление по культуре, делам молодежи,
физической культуре, спорту и туризму
администрации Пушкинского муниципального района
Отрадно узнавать о неординарных людях,к тому же в нашем районе.