Попковское Пушкино, и не только…

02 апр
00:22 2024
Категория:
Край родной

Доска на монументе при съезде в Пушкино.

 …Пушкино было основано в 1499 г. знатным боярином Григорием Александровичем Морхининым.

Из Интернета.

 Ну, юбилеи-юбилеями (в следующем году нашему городу исполнится 100 лет!), а мы поговорим вот о чем…

    Наверняка многие помнят фильм «Большая перемена», где Нестор Петрович Северов (его блестяще сыграл Михаил Кононов) на вступительном экзамене в аспирантуру рассказывал про некоего Сенку, митрополичьего посельского, и, вообще, о «Деле судном по тяжбe о селище ПОПОВСКОМ».

Нестор Петрович на вступительном экзамене в аспирантуру. Кадр из фильма «Большая перемена» (1972-1973 гг.).

 И давайте-ка ближе познакомимся с тем самым делом (см.: Акты, относящиеся до юридического быта древней России. Том первый. СПБ., 1857). Вот его слегка отредактированное изложение.

«По государя своего слову великого князя Ивана Васильевича всея Руси, суд судил великого князя писец Констянтин Григорьевич Заболотской.

Тягался Ондрейко Пелепелкин с митрополичьим посельским с Сенкою.

Став на земле на митрополичьей Бисеровского села на поле, на ржище, на селище на ПОПОВСКОМ, тако рек Ондрейко Пелепелкин: то, господине, селище ПОПОВСКОЕ, земля великого князя, а митрополичьи [слуги], господине, тем селищем завладели тому пятьдесят лет.

И Констянтин спросил митрополичья посельского Сенку: отвечай.

И Сенка тако рек: то, господине, селище ПОПОВСКОЕ митрополичье у Бисеровского села третье поле.

И Костянтин спросил Ондрейку Пелепелкина: почему ты называешь то селище ПОПОВСКОЕ – великого князя землею, и кому то ведомо?

И Ондрейко тако рек: ведомо, господине, хрестианам-старожильцем Митюку Костину да Олису: на тех ся, господине, и шлю.

И Костянтин спросил митрополичьего посельского Сенку: а у тебя кому то ведомо, что то селище ПОПОВСКОЕ – митрополичья земля?

И Сенка тако рек: ведомо, господине, старожильцам Саве Перетрутову, да Мите Шишолу, да сотнику старому Лазарю, да сотнику Степану, да Бисеровским хрестианам Сухому Кузнецову, да Севке Мартакову, да Илье Савину, да Наумку Матфееву, да Гриде Ларионову.

И Костянтин велел обоих старожильцев перед собою поставити, и обои старожильцы перед Костянтином стали.

И Костянтин спросил Ондрейковых старожильцев Митюка Костина да Олиса: скажите вы, в Божью правду, чья та земля, на которой стоим?

И Олис тако рек: яз, господине, помню за пятьдесят лет, что – то земля великого князя, а митрополит, господине, завладел тою землею тому тридцать лет.

А Митюк Костин тако рек: яз, господине, слыхал у отца своего, то было селище ПОПКОВО, а жил туто ПОПКО, а дал то селище Бисеру, и Бисер дал митрополиту Фотею (Фотий – митрополит Киевский и всея Руси: 1408-1431. – И.П.) по душе село Бисерево да и селище ПОПКОВО, а тому лет с пятьдесят.

И Костянтин спросил Сенкиных старожильцев Саву Перетрутова, да Митюка Шишола, да сотника старого Лазаря, да сотника Степана, да Сухова Кузнецова, да Сенку Мартакова, да Илью Савина, да Наумка Матвеева, да Гридю Ларионова: скажите вы, в Божью правду, чья та земля, на которой стоим?

И Сава Перетрутов с товарищи тако рекли: мы, господине, как и запомним то – село Бисерово, а то, господине, – ПОПКОВО, у села третье поле, пашня Бисеровская; а сказывали нам, господине, отцы наши, да и мы запомнили, что из старины то ПОПКОВО тянет к Бисерову, а дал Бисер то село митрополиту Фотию и с тем ПОПКОВЫМ; а то, господине, селище – того села третье поле.

И Костянтин Григорьевич митрополичьего посельского Сенку оправил [оправдал], а Ондрейку Пелепелкина обвинил, потому что о той земле молчал митрополичьим пятьдесят лет и князю великому о той земле не бивал челом, и старожильцы его за поле не поимались, и присудил ту землю – митрополиту к его селу к Бисерову».

    Так и хочется сказать: уж очень все это похоже на наши старые дела, особенно, если заменить ярославское «село Бисеровское» на ПУШКИНСКОЕ. Да и Сенка в те времена у нас свой был: из села ПУШКИНО деревни Митькино.

Но об этом позже…

*     *     *

Но вот в первом документе 1401-1402 гг., где говорится о нашем Пушкино, оно названо… «на Учи ПОПКОВСКОЕ».

Источник: 37. [Ок. 1401-1402 гг.]. – Духовная грамота кн. серпуховского и боровского Владимира Андреевича: http://rgada.info/4/index2.php?opisanie=37.

 

Вчитаемся.

   Где-то в самом начале XV в. князь серпуховской и боровский Владимир Андреевич отписывал: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, се аз, грешный, худый раб Божеи Володимер Ондреевич, пишу грамоту душевною при своем животе, целым своим умом. Даю ряд моим сыном и княгине моеи. <…> А из Московских сёл сыну, князю Ивану – Микулинское село, Губкино село, Немцово, ПОПОВСКОЕ на Коломенке с мелницою… <…> А благословил есмь сына, князя Андрея, дал есмь ему Раданеж с тамгою и с мыты, Бели, Черноголовль… А из Московских сел сыну, князю Андрею – Михайловское село с мельницею, КАЛИТКИНОВО село, на Учи ПОПКОВСКОЕ, да Илии святыи…» (Духовная грамота князя серпуховского и боровского Владимира Андреевича / Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1950).

Тут много всего интересного.

Первое – это названия сел: наше ПОПКОВСКОЕ (на Уче), а перед ним – ПОПОВСКОЕ (на Коломенке).

Ну, таких селений с тождественными или, во всяком случае, близкими именами было (да и сейчас есть) – превеликое множество.

Вот лишь некоторые из них.

   Деревня ПОПОВСКОЕ, она же Малое Завражное, Дмитровского уезда (речь идет об Инобожском стане – по р. Инобожке, ныне Имбужки, к востоку от Дмитрова и к северу от Хотькова. – И.П.) – упоминается в «Духовной» Захарьи Федорова, сына Катунина 1519 г. Кстати, где-то здесь имелось свое Пушкино (Акты Русского государства 1505-1526 гг. М., 1975).

   ПОПОВСКОЕ, село в Дмитровском уезде – в «Жалованной грамоте царя Ивана Грозного», 1547 г. (Хрисанф Лопарев. Описание рукописей Императорского общества любителей древней письменности. Часть первая. СПб., 1892. с. 321; Тихомиров М.Н. Села и деревни Дмитровского края // Московский край в его прошлом. Очерки по социальной и экономической истории XVI-XIX веков. / Тр. О-ва изучения Московской губ. Вып. 1. М., 1928.).

   ПОПКОВО, деревня Московского уезда в «Выписи» из писцовых книг князя В.И. Голенина на митрополичье село Пушкино 1498-1499 гг: «А се переченек того ж села ПУШКИНА: к митрополичю селу к ПУШКИНУ деревень старых писменных: дрв. Софроново, дрв. Ельница, дрв. ПОПКОВО…» (Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI веков. Часть первая. М. 1951).

   ПОПКОВО, деревня, и ПОПОВО, сельцо Ростовского уезда, упоминаются в «Меновной» Ивана Васильевича Лятцкого 1515/16 гг. (Акты Русского государства 1505-1526 гг. М., 1975).

И, вообще, только в Московском уезде в XVI в. существовали селения:

   ПОПКОВО, пустошь Бохова стана в Московском уезде; 1573-1574 гг. (Писцовые книги XVI века. Отд. I. Местности губерний Московской, Владимирской и Костромской. СПб., 1872).

ПОПКОВО, пустошь; Манатьин, Быков и Коровин стан; Федоровское поместье Васильевича Шереметева; 1585-1586 гг. (Там же).

ПОПКОВО, пустошь, Манатьин, Быков и Коровин стан (на р. Всходне?); 1585-1586 гг. (Там же).

ПОПКОВО, пустошь, Бохов стан, «за дьяком за Елизарьем за Вылузгиным на оброке Одинцовское поместье Беклемишева»; 1585-1586 гг. (Там же.).

   ПОПКОВО, Бухалово тож – в XVIII в. пустошь в Волоколамском уезде, владение князя Ивана Ивановича Лобанова Ростовского (Кусов В.С. Земли Московской губернии в XVIII веке. Карты уездов. Описал землевладений. Т. 1. М., 2004).

ПОПОВА, деревня, она же Зубарева, Муромского уезда – в «Разъезжей» Ивана Федорова сына Елизарова 1511-12 гг. (Акты Русского государства 1505-1526 гг. М., 1975).

Некоторые из таких селений дожили до нашего времени:

Село ПОПКОВО. Калужская обл., Сухиничский р-н. Источник: https://olan.ru/r-n-suhinichskiy/s-popkovo/sale-house/71249290-73-1-m-na-uchastke-32-0-sot-etazhey-1...

Село ПОПОВСКОЕ, Вологодская обл., Сокольский округ. Источник: Alla. Село Поповское. 16.01.2021: https://ldk-sokol.ru/derevni-i-poseleniya-sokolskogo-rajona/selo-popovskoe.html.

 И вот еще один значимый для нас документ, где уже прямо говорится о селе с названием ПУШКИНО.

Читаем «выпись» из писцовых книг князя В.И. Голенина (внимание: получается, бумаге никак не меньше 525 лет! Для нашего города это солидный юбилей).

«А се великого князя писец князь Василей Голенин село ПУШКИНО и деревни того села описал…

   Село ПУШКИНО, а в нем христиан: в. Митка, в. Захарко, в. Сергейко, в. Ивашко, в. Панька, в. Нестерик, в. Ивашко, в. Ивашко, в. Ефимко, в. Якушко, в. Тараско, в. Игнатко, в. Якуш, в. Тимоха, в. Петрок, в. Нестерик.

Того ж села деревни: Дрв. Софроново: в. Забела, в. Степанко, в. Михалко. Дрв. Мельница: в. Климко да Ортёмко.

   Дрв. Костромино: в. Михалко, в. Илейка. Дрв. Словенкино: в. Степанко, в. Осташ. Дрв. Бурдукино: в. Куземка да Митька. Дрв. Марково: в. Исачко. Дрв. Орлово: в. Ондрейко, в. Корман, в. Ларивонко, в. Ивашко. Дрв. Ласткино: в. Васько, в. Ондрейко. Дрв. Митькино: в. Лызло, в. Фомка, в. Ивашко, в. Сенка. Дрв. Долгое селище: в. Осифко. Дрв. Косты: в. Онанка да Матюк. Дрв. Добрынино, а Доронино та ж: в. Федько да Некрас. Дрв. Горки: в. Васько, в. Онанка, в. Бобрец. Дрв. Сахарниково: в. Палка, в. Игнатко, в. Максимко, в. Климко, в. Доронка.

Пашни в селе и в пятнадцати деревнях – соха.

Митрополичи ж починки без пашни: поч. на Маренке: в. Коряка. Поч. Филин: в. Демка.

А се переченек того ж села ПУШКИНА:

   К митрополичю селу к ПУШКИНУ деревень старых писменных: дрв. Софроново, дрв. Мельница, дрв. ПОПКОВО (уж не она ли е есть то самое «на Уче Попковское»?), дрв. Костромино, дрв. Словенкино, дрв. Бурдукино, дрв. Марково, дрв. Орлово, дрв. Ласткино, дрв. Никиткино, дрв. Долгое селище, дрв. Косты, дрв. Добрынино, а Доронино та ж; дрв. Горки, дрв. Сахарниково.

Пашни в селе и в пятнадцати деревнях соха.

Да митрополичи ж починки писменные без пашни: Поч. на Маренке: в. Коряка. Поч. Филин: в. Демка.

   А опосле письма деревень и починков прибыло: дрв. Коняево, дрв. Михеево, дрв. Ваганово Завражное, дрв. Пожарье, дрв. Новинки, дрв. Обозовское, а Чирикова та же, дрв. Карманово, поч. на нове Меглино» (Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI веков. Часть первая. М. 1951).

*     *     *

И все же, почему в одном документе речь идет о селе «на Уче ПОПКОВСКОМ», а в другом – о селе с названием ПУШКИНО?

   Тут, как полагает известный историк К.А. Аверьянов, мы имеем дело с идентичностью двух названий, что подтверждает и факт их нахождения на одной реке Уче: «случайное совпадение здесь маловероятно». А во время разрухи и феодальных войны наша местность могла запустеть, и центр вотчины переместился из ПОПКОВСКОГО в ПУШКИНО. Князь же Андрей (сын Владимира Андреевича), – полагает историк, – как и его брат, умер осенью 1426 г. По-видимому, вскоре это владение досталось митрополиту (Аверьянов К.А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха. М., 2006).

 А, вообще, «поповская» тематика не редкость в русских селениях.

И как один из вариантов, вот еще что.

   Помните роман «Соборяне» Николая Семеновича Лескова, увидевший свет в 1866-1872 гг.? Он как раз начинается с фразы: «Люди, житье-бытье которых составит предмет этого рассказа, суть жители Старгородской соборной ПОПОВКИ». А во второй главе читаем: «Жили все эти герои старомодного покроя на старгородской ПОПОВКЕ, над тихою судоходною рекой Турицей. У каждого из них, как у Туберозова, так и у Захарии и даже у дьякона Ахиллы, были свои домики на самом берегу, как раз насупротив высившегося за рекой старинного пятиглавого собора с высокими куполами»…

   Или возьмём «Пошехонскую старину» (1887-1889) Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, глава IX «Заболотье»: [В с. Заболотье] «священников было трое, и всё «ученые», кончившие курс в семинариях… Кроме того, было два дьякона и шестеро причетников. Всему причту была отведена под усадьбы, возле церкви, особая слобода, которая так и называлась «ПОПОВСКОЕ». Жили они чисто и зажиточно, никакой земледельческой работой лично не занимались; некоторые держали работников, а большинство отдавало свои земельные участки в кортому (в наём, аренду. – И.П.) крестьянам. Доход с прихожан вполне обеспечивал их; к тому же у церкви был и довольно значительный капитал, проценты с которого тоже делились между священно-церковнослужителями»…

   Наконец, и у нашего «земляка» Михаила Михайловича Пришвина в его автобиографическом романе «Кащеева цепь» (1927 г.) говорится: «Рядом с деревней, разделенная невысоким валом, была усадьба помещика, рядом с усадьбой — церковь, рядом с церковью «ПОПОВКА», где жили священник, дьякон и псаломщик. Одна судьба человека, родившегося в Хрущеве, родиться в самой деревне под соломенной крышей, другая — в ПОПОВКЕ и третья — в усадьбе» (Пришвин М.М. Собрание сочинений: В 8-ми тт. Т. 2. М., 1982)…

    А в одном из старинных словарей среди старинных имен-прозвищ находим: ПОПКО, землевладелец, ок. 1400; Тимошко ПОПКО, Микитка ПОПКО, крестьяне; ПОПКО Труфанов, крестьянин, 1495; ПОПКО Ефимов, крестьянин, 1536 г. и др. (Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имен // Записки отделения Русской и Славянской археологии Императорского Русского Археологического общества. Том VI. СПб., 1903).

Ну, и каково?..

    Добавим, бывали в нашем ведомстве и некие… «ПОПОВСКИЕ старосты»: «избираемые из священников поповские старосты и десятские должны были, каждый в своём приходе, наблюдать за церковным благочинием и за исполнением обязанностей духовенства… Собор устанавливал род духовной цензуры поверяя её поповским старостам. Книгописцы состояли под их надзором» (Благочинные – старосты поповские // Журн. «Слово Церкви». 1917. № 39). И, по энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона (1890-1907 гг.), самое раннее упоминание о поповских старостах относится к XIV в., потом, в следующем столетии, они уже числились в епархии московского митрополита по финансовому ведомству – «как органы архиерея, к которым, по выражению грамот, тянули всякими сборами тяглые попы»…

*     *     *

Еще и вот такое.

Если прочитать слова все той же грамоты князя Владимира Андреевича (см. выше) как – «КАЛИТКИНОВО, село на Учи попковское», – тоже стоит задуматься.

   Ведь у нас, не ранее 1584 г. упоминается пустошь КАЛИТИНА, владение Троице-Сергиева монастыря в округе села Черкизова, но… близ Тарасовки на Клязьме (Писцовые книги XVI века. Отд. I. Местности губерний Московской, Владимирской и Костромской. СПб., 1872).

   А по писцовой книге 1585-1586 гг., уже на территории нынешнего г. Пушкино – «за Иваном за Дмитреевым сыном КАЛИТИНА старая его вотчина: дер., что было с. Гаврилово на рчк. на Ямце (ныне Серебрянке. – И.П.), а в ней двор вотчинников, пустошь КАЛИТИНА, что было селцо» (Писцовые книги…). Надо заметить, что на протяжении всего XVI в. КАЛИТИНЫ – землевладельцы Московского уезда. А наш Иван Калитин в 1577 г. – шатерничий-«бараш» в Ливонском походе, в 1602/03 гг. – выборный дворянин из Переяславля с окладом в 300 четвертей (Калитин Иван Дмитриев сын: https://russian-court.spbu.ru/personalii/details/1/4435.html).

Есть, конечно, одно «но»: наша пустошь «сидит» на речке Ямце-Яменце (Яменке). Впрочем, она ж, как-никак – приток Учи…

 В заключение обратимся к наследию нашего, пожалуй, самого авторитетного исследователя – Василия Коршуна.

Вот, в очерке «Сегодня «Пушкино», а раньше?» (08.02.2021) он приводит схему, где обозначено то самое КАЛИТИНО.

Пушкино и Калитино на современной основе. Источник: Василий Коршун. Сегодня «Пушкино», а раньше?». 08.02.2021: https://pushkino.tv/news/kray-rodnoy/172378/.

    Далее разъясняется: наши земли КАЛИТИНЫХ упомянуты еще в разъезжей грамоте 1501 г. Потом, «в 1546/1547 г. сыновья Матвея Матвеевича Калитина – Левонтий и Зиновий, «по отца своего приказу и матери своей благословением Марьи Ивановны», разделили отцовскую вотчину.., причем Зиновию досталось сельцо Гаврилково, а Левонтию – деревня КАЛИТИНА. <…> Из чтения документов конца XVI в. можно сделать вывод, что передача сельца во владение обители была оспорена и при царе Фёдоре Ивановиче возвращена Калитиным. Согласно писцовым и переписным книгам, в 1623 г. сельцо Гаврилково и пустошь КАЛИТИНО числились за женой Ивана Калитина Ульяною; в 1646 г. – сельцо КАЛИТИНО во владении Нехороша Фарсова…».

    А «земельный чертеж второй половины XVII в. определяет местоположение деревни КАЛИТИНО и границы ее наделов, а также называет еще одно имя владельца – Яков Лутохин» (Василий Коршун. Сегодня «Пушкино», а раньше?». 08.02.2021: https://pushkino.tv/news/kray-rodnoy/172378/)

Старинный «чертеж» села Пушкино и окрестностей. Источник: Василий Коршун. Сегодня «Пушкино», а раньше?». 08.02.2021: https://pushkino.tv/news/kray-rodnoy/172378/)

    Теперь цитата и схема из другой работы В.Е. Коршуна: «По писцовым книгам 1584-1586 гг., «за Романом Михайловым сыном Пивовым старое отца его вотчина деревня ПЫШКОВА на реке на Уче <…> пустошь Хорохная, а Скорынино тож <…> деревня Обурдино на реке на Уче», которые хорошо локализуются по вышеуказанной даче пустоши ПЫШКОВОЙ «с пустошами». При помощи планов Генерального межевания определяется и пограничная участку сельца Офросинова «земля вотчинная Ивана КАЛИТИНА» деревни Гавриловой и пустоши КАЛИТИНОЙ. Представление о внутреннем разграничении в этой даче и расположении на ней населенных пунктов дает земельный чертеж конца XVII в.» (Василий Коршун. Троицкие земли и их соседи на юге современного Пушкинского района в конце XVI в. // Сайт «Пушкинский краевед»: https://vk.com/wall-211159439_508)...

Селения Пушкино, Пышкова и Калитины. Источник: В.Е. Коршун. Троицкие земли и их соседи на юге современного Пушкинского района в конце XVI в.: https://vk.com/wall-211159439_508.

 К слову, владелец деревни ПЫШКОВОЙ на Уче – Роман Михайлович Пивов представляется занятной личностью.

   Пивовы вели свою родословную от смолянина боярина Михаила Васильевича Пивова, который перешел на службу к великому князю Василию III в 1514 г., были окольничими Смоленскими. А Роман Пивов, дворовой Ярославля и тысячник 3-й статьи, в 1552 г. встречал царских воевод под Свияжском, в мае 1556 г. – «голова», ходил против арских людей под Казанью. В июле 1566 г. был отправлен к литовским послам для обмена на русских детей боярских, а в июне 1570 г. встречал в Москве литовских послов и держал с ними речь от имени государя. Пивов – дворянин 1-й статьи на Земском соборе 25 июня – 2 июля 1566 г. и стрелецкий голова, участник переговоров с литовскими послами в июле 1566 г. Через пять лет, в 1571 г. «вошел» в опричнину, был в «поезде» на свадьбе короля Магнуса и княгини Марии Владимировны Старицкой, а осенью 1574 г. – на свадьбе царя Ивана Грозного и Анны Васильчиковой. В 1578-1584 гг. входил в Особый двор Ивана Грозного; думный дворянин. В конце 1583 г. – дворянин на посольском приеме в Москве; летом 1585 г. возглавил передовой полк в походе на Казань; в 1585 г. – думный дворянин. В 1584-1586 г. за ним сохранялась вотчина отца в Бохове стане Московского уезда с 4 деревнями и 11 пустошами (337 четвертей) и много других имений, в т.ч. село Левково (наше! – И.П.) и 15 деревень в том же Бохове стане. Постригся в Ростовском Борисоглебском монастыре – родовой усыпальницей рода Пивовых – как инок Рафаил. Умер во второй половине 1595 г. (Пивов Роман Михайлович: https://russian-court.spbu.ru/personalii/details/1/2340.html)...

*     *     *

 Вот так у нас сплелись «ПОПКОВСКОЕ на Уче» и «ПОПОВСКОЕ на Коломенке» (а ярославское ПОПОВСКОЕ даже в кино попало!), ПОПКОВО-ПОПОВКИ, имя-прозвище ПОПКО и поповские старосты, КАЛИТКИНОВО-КАЛИТИНО, ПЫШКОВО и, наконец – ПУШКИНО…

 На этом, пожалуй, и закончим наше небольшое расследование.

   И полюбуемся на старинную русскую деревню, что изобразил на своей картине Александр Владимирович Маковский (1869-1924), сын младшего из именитых братьев-художников.

Деревня у реки. А.В. Маковский, 1922. Русский музей, Санкт-Петербург.

 

Игорь Прокуронов

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
invalid
Часто покупали в Мортаделе их ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Отпевание Артюхиной Татьяны ...
Iryna Harkusha Iryna Harkusha
Что-то у автора статьи пошло не ...
invalid
Ждем график ППР, ...
Alex Alex
С учетом того, что 27 апреля ...
Fly
Звучит, конечно, сильно 196 домов. ...
O9 O9
Пробки всегда будут. На ...
09 09
Ага. Уже построили убогую ...
09 09
Так сколько быдла лезет на ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: