"Сенсационный" рассказ краеведа Владимира Парамонова о потомке Бруни, проживавшем у нас в Пушкино... Увидев небольшую заметку своего коллеги Ивана Клязьминского, он решил подготовить расширенный вариант рассказа об известной династии Бруни.
«Полуофициальный приём»
Начав читать («В контакте» — «Пушкинский район (Наша история)» от 11.11.2018) заметку И. Клязьминского «Жил в Пушкино художник…» о художнике Олеге Фёдоровиче Лысенко, я сразу же обратил внимание на фамилию «Бруни», и мне вспомнилось сообщение из светской хроники от 3 марта 2010 года под названием «Карла Бруни встретила Медведева в откровенном платье». Вот из неё короткий отрывок: «…Во время визита президента Дмитрия Медведева (
на тот момент он являлся нашим президентом – В.А.) во Францию Николя Саркози (
на тот момент он являлся президентом Франции – В.А.), как и полагается, устроил в Елисейском дворце ужин. Несмотря на то, что встреча была полуофициальной, все постарались соблюсти протокол и пришли в строгих нарядах. За исключением первой леди Франции Карлы Бруни. Бывшая супермодель появилась в сопровождении мужа, одетая в длинное обтягивающее платье цвета морской волны. Под тонкой тканью явно просвечивала грудь первой леди французской державы – очень красивая и прекрасной формы. Вполне понятно, что с таким бюстом Карла предпочла не носить бюстгальтер – у неё и так всё в порядке…».
Но дочитав заметку И. Клязьминского до конца, я понял, что это только «вершина айсберга», а основные сведения и уточнения о многих известных личностях, да ещё связанные с нашим краем, нам только предстоит узнать!
«Основатели династии Бруни»
Автор пишет: «Мама его (
Олега Фёдоровича Лысенко – малоизвестного художника из Пушкино – В.П.), Анастасия Николаевна Бруни, была потомком двух известных фамилий российских художников – Бруни Фёдора Антоновича, художника больших художественных полотен, и ректора Петербургской Академии художеств Петра Александровича Соколова, известного акварелиста-портретиста».
Олег Фёдорович Лысенко
Итак, Бруни Фёдор (Фиделио) Антонович (10.06.1799, Милан – 30.08.1875, Санкт-Петербург) в 1807 году вместе с семьёй перебрался в Россию и устроился преподавателем в Царскосельский лицей. Когда Фёдору исполнилось 10 лет, он поступил в Академию художеств. А после учёбы стал работать в Риме.
Фёдор Антонович Бруни. Автопортрет
Из произведений Фёдора Антоновича итальянского периода наиболее известно полотно, заказанное князем Борятинским, «Смерть Камиллы, сестры Горация», созданное в 1824 году. В 1836 году автор вернулся в Петербург, чтобы получить звание профессора Академии художеств. В следующие два года он выполнял многочисленные церковные заказы, в том числе и для Казанского собора. В 1838 году Фёдор Антонович снова отправляется в командировку в Италию, чтобы создать свой главный шедевр – «Медный змий». В 1840-1850-е годы художник в основном занимался росписями петербургских зданий, в частности Исаакиевского собора, для которого создал двадцать пять композиций. С 1855 по 1871 год Бруни являлся ректором Академии художеств. Но нам, Фёдор Бруни наиболее известен, как автор уникального натурного рисунка, затем литографии, «Пушкин в гробу». Так неожиданно произошло удивительное «соединение» А.С. Пушкина и города Пушкино! Удивительно!
А вот, с «Петром Александровичем Соколовым» произошла накладка. Которого из художников Соколовых автор имел в виду, пока не ясно… Скорее всего, имелся в виду, Соколов Александр Петрович (29.10.1829, Санкт-Петербург-19.11.1913, Санкт-Петербург) (
скорее всего были просто перепутаны имя и отчество – В.П.), но он никогда не был ректором Петербургской Академии художеств, а только служил с 1892 года в Академии художеств хранителем Музея… Он являлся сыном основателя акварельной живописи России Петра Фёдоровича Соколова и младшим братом живописцев Петра и Павла Соколовых. Александр Павлович в 1847 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, из которого через два года перешел в ученики Императорской Академии художеств. После её окончания приобрел известность в акварельной портретной живописи. В 1881 году примкнул к Товариществу передвижных художественных выставок. Особенно ему удавались дамские портреты, которые можно видеть в Музее императора Александра III (ныне «Русский музей» в Санкт-Петербурге – В.П.) и Третьяковской галерее в Москве. А так же неоднократно писал портреты вдовствующей императрицы Марии Федоровны…
«Прабабка — Анна Соколова-Бруни»
С трудом, но разобрались с основателями династии нашего пушкинского художника Олега Федоровича Лысенко. А вот, если откроем материал Марии Мономеновой «Штрихи к утраченному портрету: Бруни-Соколовы и старец Нектарий (
старец Оптиной пустыни – В.П.)», узнаем о непростой судьбе прабабки нашего героя – Анне Александровне Соколовой-Бруни (ум. 30.10.1948), свершившей огромный духовный подвиг: «… Позже паломница вошла в небольшую комнату – приёмную старца, куда выходила дверь из его кельи и где уже сидели две богомолки. Она вежливо поздоровалась и присела. Келейник отца Нектария спросил, кто она и откуда. “Анна Александровна Соколова, из дворян…” — ответила он, начиная страшно волноваться, что даже не заметила, как через пару минут вышел к ним сам батюшка. … Старец Нектарий … ласково обратился теперь к ней самым тоном таким, как будто много лет они уже были знакомы и дружны: “А Вы задержитесь тут у нас, сударыня, — сказал он. – И душой отойдете, а то озябли, и поразмышляете вдоволь без суеты, и во мне у Вас надобность исчезнет. А не исчезнет – приходите и побеседуем. Жизнь у Вас разнообразная будет, с сыновьями и внуками побудете вдоволь, рано вам себя хоронить…".
Анна Александровна Соколова-Бруни
Так описывает Игорь Губерман (
известный прозаик, поэт – В.П.) приезд матери известных художников Льва и Николая Бруни Анны Александровны Соколовой-Бруни в Оптину пустынь… Анна Соколова была внучкой известного акварелиста пушкинских времен, её дед, отец и два дяди были художниками. Дед Пётр Фёдорович, автор знаменитого портрета А.С. Пушкина (1836), в своё время был настолько популярен, что как говорил писатель В.А. Соллогуб, ”каждая невеста, выходя замуж, заказывала свой портрет Соколову». Сама Анна Александровна обладала немалыми литературными способностями: писала и печатала рассказы, переводила с немецкого и норвежского, а кроме того, была женщиной глубоко и истово религиозной. Анна Соколова (
более подробно см. книгу Лидии Либединской «Зелёная лампа» — В.П.) стала женой архитектора Александра Бруни, который происходил из старинного и богатого рода Бароффио-Бруни, известного в Италии со времен Возрождения. Его предок Антонио Бруни, приехал из Италии в Россию еще в XVIII веке. Здесь он был возведен в дворянское достоинство, занял пост придворного художника. Среди представителей династии были художники, архитекторы, музыканты: Фёдор Бруни – ректор Петербургской академии художеств, его картины представлены в Русском музее; художник Николай Бруни, архитектор Александр Бруни, акварелист Лев Бруни (его кисти принадлежит фреска Крещения в Елоховском соборе), теоретик Юлий Бруни: в родстве с Бруни состояли Карл Брюллов (по линии Соколовых) и Константин Бальмонт".
И далее: “Слова старца сбылись, и постепенно Оптина пустынь стала родным домом для всего знаменитого семейства Бруни. В 20-х годах у стен Оптиной уже жили и художник Л.А. Бруни (
шутя, говорил, что в его жилах течёт не кровь, а акварель, подробнее см. книгу Андрея Сарабьянова ”Жизнеописание художника Льва Бруни», М.: Галерея Г.О.С.Т., 2009 – В.П.) с женой Н.К. Бруни (Бальмонт) (
это семья имела семерых детей – В.П.), вокруг которой близ монастыря … сложилось своего рода художническое братство – «коммуна пастухов всемирного искусства». В этот же период сюда приезжали друзья Льва Александровича художники Е.Татлин, П.Львов, В.Киселев, Н.П.Ульянов, бывали Михаил Чехов и Павел Флоренский (
бывали и в Пушкино – В.П.)…". Наконец-то всё встало на своё место!
(окончание следует)
Владимир Парамонов
Комментарии