Пытаясь больше узнать о жизни и творчестве В. Маяковского (с 1919 года в течении десяти лет отдыхал в летнее время в Пушкино, на Акуловой горе — В.П.), я наткнулся на любопытнейшие сведения. Предание гласит (по воспоминаниям Вадима Баяна — В.П.), что в январе 1915 года, будучи в гостях, поэт Владимир Маяковский обмакнул в бокал с шампанским кусок ананаса, съел и похвалил результат сидевшему с ним рядом за столом поэту Игорю Северянину, и тоже посоветовал так сделать… А поэт Игорь Северянин пошёл дальше — он не только обмакнул и съел кусочек ананаса, но еще тут же сочинил первую строфу стихотворения:
«Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо, остро!
Весь я в
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!»
Маяковский и Северянин
Это стихотворение сразу стало олицетворением жизни поэтической богемы того времени. Но возникает вопрос: «Откуда в тот период времени в России могли появиться ананасы, когда уже шла война?» Действительно, торговые пути через Балтийское и Чёрное моря были блокированы Германией и Турцией. Выходит, что ананасы везли либо из Индии, либо из
В этой связи интересны воспоминания поэта Павла Антокольского, как он был потрясён, когда Северянин в его присутствии заказал в ресторане не воспетые им «ананасы в шампанском», а штоф водки и солёные огурцы…
И В.Маяковский в «Облаке в штанах» (поэма 1914–15 гг. — В.П.) весьма нелицеприятно «прошелся» по своему недавнему приятелю:
«А из сигаретного дыма
ликерную рюмкой
вытягивалось пропитое лицо Северянина.
Как вы смеете называться поэтом
и, серенький, чирикать, как перепел!
Сегодня
надо
кастетом
кроиться миру в черепе!»
И уже как итог появляются строки октября 1917 года В. Маяковского:
«Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний проходит, буржуй!»
Эти строки я впервые увидел на плакате, как ни странно, в буфете «Театра на Таганке» перед началом спектакля «10 дней, которые потрясли мир» по Джону Риду. А об истории происхождения этих строк сам поэт рассказал в статье «Только не воспоминания» (1927): «К Привалу („Провал комедиантов“ — аристократический кабачок, обустроенный на Марсовом поле, 7 в подвале дома Адамини, в Питере — В.П.) стали приваливаться остатки фешенебельного и богатого Петербурга. В такт
«Шоколад — враг шампанского»
В советское время ананасы я видел только на картинках или на экране в западных кинокартинах. Шампанское стало только «Советское», а в бокалы стали бросать кусочки шоколада… Хотя, как утверждали специалисты — виноделы, «заедать» шампанское шоколадом — неправильно, так как какао, содержащееся в шоколаде, нещадно «убивает» уникальный букет напитка, и что это явный признак дурного вкуса. Возможно, это была только подсознательная тоска по ананасам и «богемной» жизни, но все вокруг продолжали крошить шоколад в шампанское. Скорее всего, в память о прошедшем Серебряном веке в наши дни начали выпускать шоколад.
«Ананасы в шампанском»…
Ну, а когда не оказывалось под рукой шоколадки, шампанское заедали шоколадными конфетами. Кто помнит: «А
«
Очень интересна история появления конфет «
А уже на фантике художник изобразил свирепого вида мальчугана с битой в одной руке (схожая картина есть у Пьера Огюста Ренуара «Ребёнок с прутиком» (1885) — В.П.) и надкусанной плиткой шоколада в другой. Увидев это изображение, не вызывало сомнений, что мальчик готов на всё, чтобы доесть шоколадку. Сейчас это изображение на фантике назвали бы «агрессивной рекламой». Появилось даже стихотворение «Сила в шоколаде»:
«Шоколадку получивши
И кусочек откусивши,
Вдруг увидел Вася Степку
Забияку и растрепку…
Ты что? — Хочешь половины?
Не угодно ли дубины?
И пошел махать дубьём…
Степка вышел с фонарем.
Получив большой конфуз.
Бросил палку карапуз.
Он бежал что было сил
И про шоколад забыл.
Победитель храбрый Вася,
Силой мускулов хваляся,
Говорил, что этим всем
Он обязан лишь Эйнем!»
А еще была пущена в народ считалочка, сразу подхваченная детворой:
«Добыл я плитку шоколада
И мне товарищей не надо,
Пред всеми говорю людьми,
Съем всю, а
«Православный художник»
В советское время посчитали, что наш малыш не мог иметь такой свирепый вид, поэтому появилась милая девочка и белая собачонка. И оказывается, автором обёртки конфет «
Он родился 24 июня (7 июля — день празднования Рождества Иоанна Предтечи — В.П.) 1907 года в селе Болшево Мытищинской волости Московского уезда, ныне посёлок Болшево, в черте города Королёв. Михаил Ефимович — потомок известного русского строителя железных дорог Петра Ионыча Губонина, получившего дворянское достоинство, и сын Ефима Семеновича Губонина, крупного знатока мехового дела. В день его семнадцатилетия — 24 июля 1924 года скоропостижно скончался отец, и для юноши началась самостоятельная жизнь. Во время учения в Московском художественном училище на живописном отделении Михаил Ефимович часто бывал на богослужениях в различных храмах Москвы, а чаще всего в Сретенском монастыре. В 1930 году нараставшие гонения на Церковь настигли и
1946 году Михаил Ефимович похоронил первую жену, оставившую малолетнего сына, и через два года женился второй раз на её сестре. А последнее десятилетие своей жизни он отдал делу, которому был предан с юности - многотомному труду, посвященному Святейшему Патриарху Тихону и истории Русской Православной Церкви. Без книг, изданных на основе его архива документов, сегодня невозможно представить исследования по истории церкви…
А уже в 1961 — 1967 годах, работая художником на кондитерской фабрике «Красный Октябрь», создал незабываемые рисунки на знаменитых этикетках и обертках…
«Мишка Косолапый»
Не менее интересна история и конфеты «Мишка Косолапый» с иллюстрацией картины Шишкина (картина «Утро в сосновом лесу» была написана художником на острове Городомля, куда были переселены после войны из Мамонтовки пленные немцы, на озере Селигер — В.П.) на фантике. А на самом же деле эта конфета снова берет своё начало не в СССР, а в царской России начала ХХ века в мастерской «товарищества паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений «Эйнем».
«Мишка Косолапый» — самая старая конфета из тех, что до сих пор производится на фабрике «Красный Октябрь» по практически неизменному рецепту и в неизменной обёртке. Художник Эммануил Андреев, которому заказали обертку, взял за основу сюжет картины
В
«Мишка на Севере»
Если конфеты «Мишка Косолапый» занимали первое место по популярности у детей и взрослых в СССР, то «Мишка на Севере» твердо укрепились на втором. В моём детстве даже ходила такая шутка, сравнивая эти два вида конфет, говорили: «Мишка на севере, а Машка на юге (мол, осталась одна с детьми — В.П.)». Марка шоколадных конфет «Мишка на Севере» выпускалась с 1939 года Кондитерской фабрикой им.
У этих сладостей есть даже своя героическая страничка — в 1943 году в блокадном Ленинграде было произведено три тонны конфет «Мишка на Севере»!
Кондитерская фабрика им.
«Товарищество
В 1914 году в
Владельцы этого производства имели дачу «Дубы» (моё любимое место в детстве — В.А.) у нас в Клязьме (подробнее смотри материалы —
Но решающим аргументом успеха «Товарищества
Владимир Парамонов
Комментарии 2
Кстати, на днях опубликуем материал одного из городских депутатов о работах по благоустройству дворов.
А краеведам — да, спасибо за их работу. Узнаём много нового, интересного.