ПушКИНО: «Свинарка и пастух» на ВДНХ!

26 июн
10:19 2018
Категория:
Край родной
   24 июня 2018 года исполнилось 110 лет со дня рождения настоящей суперзвезде советского кинематографа Марине Ладыниной.
Каждый из нас хоть раз в жизни видел фильм «Свинарка и пастух», хотя этому фильму уже более 75-ти лет. Но мало кто знает, что перед началом съемок в фильме, в 1938 году, исполнительница главной роли — Марина Ладынина отдыхала все лето на даче в нашей Тарасовке. Об этом мне неоднократно рассказывали местные старожилы… 


   А идея фильма «Свинарка и пастух» пришла режиссеру Ивану Пырьеву (уже известному широкому зрителю по фильмам «Трактористы» и «Богатая невеста»), когда он увидел на выставке федоскинскую шкатулку (изделие тоже из наших краев!), на которой были изображены пастушка и пастух. А еще он услышал изумительный вологодский хор. Эти все события и воплотились в сюжете фильма. Получился новый жанр – соцреалистический народный лубок, где сталкиваются два фольклорных начала: представления о Кавказе и вологодском севере. На роль Мусаиба актера искали довольно долго. В итоге роль досталась тогда молодому актеру Центрального театра транспорта (по-моему, он находился на площади «Трех вокзалов») Владимиру Зельдину. Молодой артист сразу понравился Пырьеву, своей колоритной внешностью он без труда смог пленить женщин на съёмочной площадке. Его даже не пришлось сильно гримировать, лишь соединили брови на переносице да немного подкрасили усы. Владимир умел носить черкеску, танцевать лезгинку (недаром, в свои 100 лет он играл в спектакле «Учитель танцев»), ездить на коне. 

   Все это несомненно пригодилось на съемках картины. Зельдин наотрез отказался от помощи дублеров и сам уверенно сыграл все сцены, где горец лихо скакал в седле по извилистым горным дорогам. Как рассказывал сам актер: «Для меня было принципиально играть эту сцену самому. Я всерьез занимался верховой ездой. Окончил в 1935 году кавалерийское училище, имел диплом Ворошиловского всадника». Роль дагестанского пастуха стала для Зельдина ярким и успешным дебютом в кино. 


   Очень яркую роль в фильме сыграл и Николай Крючков, до этого игравший только героических личностей. В «Свинарке и пастухе» его герой – деревенский повеса Кузьма, всеми правдами и неправдами пытающийся жениться на Глаше. Интересно, но эта роль чуть не стоила ему актерской карьеры. «Когда я начал сниматься в этой картине, — вспоминал Крючков, — ко мне заявился “под градусом” мой друг Василий Сталин и начал орать, чтобы я не смел играть эту роль, не похабил мои прежние образы, любимые народом. Грозился даже “сослать в Сибирь”. А я ему в ответ пропел: “А я Сибири, Сибири не боюсь, Сибирь ведь тоже русская земля”. Утром он звонил, извинялся». 

   А вспоминает Марина Ладынина следующее: «С самой первой сцены я почувствовала себя Глашей, а я ею и была в жизни, потому что приехала из сибирского села… Я была сельской учительницей, деревенская всю жизнь – она была моя, моего детства и юности». 
 
   «Хорошо смотри выставку, начиная с поросят, разузнай, как их кормят, из чего пища делается. Всё-всё на выставке разглядывай, расспрашивай и в тетрадь аккуратно записывай. Оправдай высокое доверие» — наказывала Глаше бабушка. Оказывается фильм «Свинарка и пастух» снимался совсем недалеко от наших мест, на территории нынешней ВДНХ (в то время ВСХВ). Уже в конце 1930-х годов выставка стала главной «витриной» колхозного изобилия. Сегодня от построек ВСХВ, часто мелькавших на экране, сохранилась лишь малая часть. Например, белоснежная арка, что стоит у павильона №75, напоминающая римский пантеон. Главным местом съемок в то время стал павильон «Грузия», но на его месте сейчас стоит Выставочный центр профсоюзов. А в 1941 году павильон «Грузия» был самым шикарным. На его белоснежных колоннах играли лучи света, во внутреннем дворике стояли пальмы в кадках, а в оранжерее, примыкавшей к павильону, росли мандарины. А рядом располагались павильоны «Армения» и «Азербайджан», они и до наших дней сохранились в первозданном виде. Владимир Зельдин не устает повторять: «ВДНХ вернули историческое название, а теперь возвращают ее историческую суть. Выставка всегда объединяла людей. Совсем как в песне Тихона Хренникова, которую я пел в фильме “Свинарка и пастух” как раз на ВДНХ: “Друга я никогда не забуду, если с ним повстречался в Москве!”.
 Хочу пожелать, чтобы эта песня вновь стала для ВДНХ смысловым ориентиром. Будет очень хорошо, если Выставка станет местом объединения всех хороших и талантливых людей, местом их встреч и знакомств! Чтобы в новом облике она полюбилась москвичам и приезжим людям. Чтобы молодежь нашла здесь не только приятный отдых, но и открыла для себя сокровища нашей страны. Здесь всегда есть чему удивиться: памятники архитектуры, шедевры искусства, современные достижения, парки, фонтаны. Сегодня как никогда нам нужно объединение, чувство общей гордости, что все мы граждане одной страны, имя которой – Россия. Так что будем встречаться на ВДНХ! Лучшую судьбу для Выставки сложно и придумать!». 
 
   Интересны воспоминания об этом фильме и композитора Тихона Хренникова, чья музыка там звучит: «Я, конечно, просто влюбился в этот сценарий. Сам Виктор Гусев (автор слов — В.П.) – это был талантливейший поэт, к сожалению, он умер, когда ему было 33 года, во время войны от перегрузки, потому что он работал на радио начальником литературного вещания, там работа была и днем, и ночью, и он страдал еще гипертонией, тогда не было средств лечения, особенно этой болезни. Короче говоря, я прочитал это сценарий и сказал, что я с удовольствием буду писать музыку. Первая песня, которую я сочинил, это была “Песня о Москве”, показал ее Пырьеву, она ему очень понравилась, эта песня. И я начал песня за песней (там очень много вокальных номеров), начал писать музыку. Фильм начал сниматься… Писал музыку, оркестровал, записывал постепенно. Некоторые куски картины снимались просто под музыкальные номера, под музыку, последние записи музыки были уже в июне 41 года. У меня абсолютно не было никакой надежды, что фильм может появиться, потому что он настолько не был связан со всеми драматическими событиями. Вдруг я совершенно обалдел просто: это фильм вышел на экраны и – колоссальный успех». 
 
   Фильма могло вообще и не быть. Съемки начались в апреле 1941 года. Весть о войне всех застала в поезде при возвращении из Кабардино-Балкарии. По возвращению в Москву Пырьев ушел воевать добровольцем (есть сведения, что он в это время бывал у нас в Ашукинской), а Зельдин поступил в танковое училище… Но уже через месяц, их отозвали для возобновления съемок… 
 
   И вновь воспоминания Марины Ладыниной: «На фронте картина принималась очень хорошо, сотни писем приходили. И вы подумайте, эти любовные дуэты – “И в какой стороне я ни буду, по какой ни пройдусь я траве, друга я никогда не забуду, если с ним повстречался в Москве” — это принимало форму какого-то гимна»!

Владимир Парамонов

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии 1

Написать
Сергей
Интересная статья! Спасибо!
Ответить
Написать
Последние комментарии
evgeniy-bes
написал человек с убогим ...
invalid
Убогая власть-убогий ...
invalid
Очевидно,после рейдерского ...
Hellen
9 вопрос : О внесении изменений в ...
Сергей Лебедев
Я знаком с сотрудниками ...
... ... ... ...
Культура объединяет все стороны ...
... ... ... ...
Как же приятно и тепло на душе от ...
aktk Фин
Легендарная школа, прошедшая ...
Alpatov
В статье есть ряд существенных ...
Валентина
Когда же наши власти прекратят ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: