Выдающийся просветитель Николай Альбертович Кун — наш земляк
Этапы жизни
Николай Альбертович Кун родился в Москве, в семье представителей передовой русской интеллигенции. Отец, Альберт Францевич, из давно обрусевшего
В 1903 году Кун окончил
В
Творческое наследие Куна велико. С 1910 по 1922 год им написано девять книг, включая переводы с иностранных языков; некоторые из них двухтомные. На протяжении всей своей просветительской деятельности он писал многочисленные статьи, пособия, методические руководства.
В жизни Николай Альбертович был увлечённым, романтической натуры человеком. Он владел многими языками, в том числе мёртвым латинским, хорошо знал звёздное небо, любил театр, писал пьесы, рассказы, стихи, хорошо рисовал, фотографировал. Мебель своего кабинета: письменный стол, шкафы для книг, кресло, рамки для картин, он сделал своими руками. В Черкизово, где он снимал дачу, он разводил цветник и свой «научный» огород. Уделял много внимания воспитанию детей, был опекуном внуков.
Куны в Клязьме и Черкизове
По воспоминаниям Любови Михайловны Ноткиной, старожила Клязьмы, многочисленная семья (четверо детей и внуки) Николая Альбертовича Куна проживала в Москве на Зубовском бульваред.15. В этой квартире ей довелось несколько раз побывать,
В середине
Младший сын Куна Николай Николаевич женился на дочери Митрофанова Ксении Максимовне. Семьи Кунов и Митрофановых теперь связывали не только дружественные, но и родственные отношения.
У Николая и Ксении родились две дочери Людмила и Марина (1934–2014). Дача Митрофановых стала недостаточной для семьи Кунов, и Николай Альбертович подыскивал другую дачу. В Черкизове с 1917 года существовал Народный дом, преобразованный в 1923 году в феноменальный музыкальный техникум — первую в республике «крестьянскую консерваторию». В эти годы Кун читал лекции по истории искусства для учащихся техникума, что, вероятно, и послужило смене дачи, в непосредственной близости от техникума, в Черкизовском парке (дом пока не установлен). Семья же его сына Николая в летний период оставалась в доме Митрофановых.
С Клязьмой и Черкизовым связана существенная часть жизни Кунов и Митрофановых. Их семейные захоронения расположены в непосредственной близости. За могилами ухаживают внучка Куна
Внучки Куна Людмила и Марина годы детства и юности летний период и зимние каникулы проводили в Клязьме в компании сверстников.
Ещё одна внучка Инна Ипполитовна
Людмила Николаевна продала свою переднюю часть дома в Клязьме, живёт в Клину. В задней части — до 2014 г. жила Марина Николаевна. Сейчас там живут дальние потомки Куна. С Любовью Михайловной, подругой юности, Людмила Николаевна на телефонной связи, всё договариваются о встрече.
Главное произведение Куна
Любовь Михайловна трепетно хранит книгу, подаренную Людмилой "Что рассказывали древние греки о своих богах и героях» 1940 года издания.
Я
Впервые книга Куна вышла в 1914 году в Московском издательстве
Перед смертью Кун успел подписать сигнальный экземпляр издания 1940 года. Из названия исчезли римляне. Можно предположить: 1937 год, Италия, Рим, Муссолини. В последующих изданиях книга выходила под более лаконичным названием «Легенды и мифы древней Греции».
Автор уделил большое внимание оформлению книги. В ней отражены только великие творения античности, иллюстрации, рисунки на вазах, фотографии подлинников, художественные заставки — всё строго научно. Книгу предваряет обстоятельное введение автора. В нём он пишет: «Мифы Греции не могут быть забыты, так как они являются одним из прекраснейших созданий гения греческого народа, вся культура которого оказала неизмеримое влияние на культуру Европы».
Вокруг этого издания было много споров:
С тех пор книга издавалась свыше сотни раз, миллионными тиражами, во многих городах страны, на разных языках, в том числе и на европейских. К сожалению, в некоторых изданиях допускались досадные сокращения, не авторское предисловие. Ни в одном из изданий нет портрета автора, а он был красивым человеком, и нет хотя бы краткой его биографии.
Зачем надо знать мифологию древних греков
Дошедшая до нас мифология древних греков возникла в
Художественные образы богов и героев, их взаимоотношения, драматургия событий, на протяжении последующих веков не только вызывают у людей читательский интерес, но и широко используются в разных сферах познания и деятельности. Чтобы понять мысль учёного, политика, художника, писателя, когда они употребляют те или иные имена греческой мифологии необходимо её изучать.
Приведу примеры использования греческой мифологии.
В астрономии: созвездия Андромеды, Персея, Пегаса, Кассиопеи, Ориона, Близнецов, Овна. Планеты: Юпитер, Марс, Сатурн.
В политике. Карл Маркс использовал образы Вулкана, Юпитера, Гермеса, Ахиллеса, Прометея.
В литературе. Наши классики, а среди них особенно Пушкин, а также Гоголь, Лермонтов; из зарубежных писателей: Шекспир, Шиллер и Гёте, часто прибегали к античным образам.
В изобразительном искусстве, и особенно в скульптуре, художники эпохи Возрождения и более поздние, а также русские художники академического направления тоже использовали сюжеты греческой мифологии.
В повседневной жизни мы употребляем слова и выражения и не задумываемся об их происхождении: гигантский, титанический, талантливый, яблоко раздора, сизифов труд, плеяда, цербер, амазонка, эротика, между Сциллой и Харибдой, прокрустово ложе и др. Эти понятия оставила нам греческая мифология, ярким проповедником которой был историк античности Николай Альбертович Кун.
Кеик и Алкеона
Эта одна из самых поэтических легенд представлена в первых изданиях книги Куна; в более поздних она встречается редко. Фабула там такая.
Кеик, сын бога утренней зари Фосфра, отправляется в дальнее морское путешествие вопреки рыданиям и уговорам жены Алкеоны, дочери бога ветров Эола, не покидать родной дом. Во время морской бури Кеик погибает в пучине волн. Алкеона молит богов о возвращении мужа. И он возвращается к ней в сновидениях. Проснувшись, она понимает, что муж погиб. Она идёт на высокий берег моря и видит, что волны тихо несут тело утонувшего мужа. Простёрла к нему Алкеона руки, бросилась в пучину. Летит над волнами Алкеона, превращённая богами в птицу зимородок, далеко разносится её печальный крик. Припала Алкеона к телу, обнимает крыльями, целует его клювом. Почувствовал Кеик поцелуи жены. Боги и его превратили в зимородка. Вспорхнули два зимородка и, сверкая крыльями, полетели к берегу. Снова стали неразлучны Кеик и Алкеона, и снова сильна их любовь друг к другу.
Птица зимородок обитает в речных обрывистых берегах, питается мелкой рыбёшкой. Особи отличаются особой верностью друг к другу; поочерёдно высиживают и вскармливают потомство.
В славянской мифологии образы
Вот Алконост печалью мощной
Истощена, изнурена…
Тоской вседневной и всенощной
Вся грудь высокая полна…
А. Блок
Птица Сирин мне радостно скалится —
Веселит, зазывает из гнёзд,
А напротив
Травит душу чудной Алконост.
В. Высоцкий
Эти же образы использовал художник
Образ парящей над морскими волнами мифической Алкеоны (Алконоста) в гербе мкр. Клязьма.
Александр Федорович Малявко
В статье использованы воспоминания
о своём деде и введение к книге
«Что рассказывали древние греки о своих богах и героях»
Комментарии 4