Куны в Клязьме и Черкизове

25 апр
14:02 2018
Категория:
Край родной

Выдающийся просветитель Николай Альбертович Кун — наш земляк

Этапы жизни

   Николай Альбертович Кун родился в Москве, в семье представителей передовой русской интеллигенции. Отец, Альберт Францевич, из давно обрусевшего англо-шотландского рода — учёный в области русской культуры. Мать Антонина Николаевна из дворянского рода — пианистка, ученица Рубинштейна и Чайковского.

   В 1903 году Кун окончил историко-филологический факультет Московского университета с дипломом первой степени. Его могли оставить при университете, но из-за участия в студенческом движении, направили преподавателем в Тверскую женскую учительскую семинарию. В этом году он женится на Елене Францевне Роупер (1871–1961), принявшей перед замужеством православие. Она происходила из англо-шотландской семьи, пустившей корни в России, владела английским, немецким, французским языками; после революции преподавала английский язык в школе.

   В 1905–1906году Кун работает в Берлине в университете проф. Мейера и в музее народоведения. Затем он возвращается в Тверь и возглавляет Народный университет (ныне государственный Университет им. Лобачевского). В 1908 году его избирают профессором Московских высших женских педагогических курсов, где он читает лекции по истории культуры. На этой должности он оставался до 1918 года. Параллельно руководил экскурсиями российских учителей в Риме, читал лекции в Московском и Нижегородском городских университетах. С 1920 года Кун преподаёт в Московском государственном университете и в 1-м Московском педагогическом институте. С 1933 года — редактор раздела древней истории по составлению Большой и Малой советских энциклопедий. В этот период им было написано свыше 300 статей. С 1935 года и по окончании жизни — профессор Московского государственного института истории философии и литературы. Умер Николай Альбертович 28 декабря 1940 года во время лекции.

   Творческое наследие Куна велико. С 1910 по 1922 год им написано девять книг, включая переводы с иностранных языков; некоторые из них двухтомные. На протяжении всей своей просветительской деятельности он писал многочисленные статьи, пособия, методические руководства.

   В жизни Николай Альбертович был увлечённым, романтической натуры человеком. Он владел многими языками, в том числе мёртвым латинским, хорошо знал звёздное небо, любил театр, писал пьесы, рассказы, стихи, хорошо рисовал, фотографировал. Мебель своего кабинета: письменный стол, шкафы для книг, кресло, рамки для картин, он сделал своими руками. В Черкизово, где он снимал дачу, он разводил цветник и свой «научный» огород. Уделял много внимания воспитанию детей, был опекуном внуков.

Куны в Клязьме и Черкизове

   По воспоминаниям Любови Михайловны Ноткиной, старожила Клязьмы, многочисленная семья (четверо детей и внуки) Николая Альбертовича Куна проживала в Москве на Зубовском бульваред.15. В этой квартире ей довелось несколько раз побывать, т. к. в юности её подругой была внучка Куна Людмила (1932 г.р.). Любовь Михайловна помнит медную полированную табличку на двери -«Профессор Н. А. Кун».

   В середине 20-х годов Н. А. Кун для своей семьи в летний период снимал дачу в Клязьме на ул. Белинской, 19. Куны занимали переднюю часть дома с террасой; в задней части — жила семья хозяина дома Максима Григорьевича Митрофанова. Этот дом, существенно перестроенный, сохранился.
Младший сын Куна Николай Николаевич женился на дочери Митрофанова Ксении Максимовне. Семьи Кунов и Митрофановых теперь связывали не только дружественные, но и родственные отношения.

   У Николая и Ксении родились две дочери Людмила и Марина (1934–2014). Дача Митрофановых стала недостаточной для семьи Кунов, и Николай Альбертович подыскивал другую дачу. В Черкизове с 1917 года существовал Народный дом, преобразованный в 1923 году в феноменальный музыкальный техникум — первую в республике «крестьянскую консерваторию». В эти годы Кун читал лекции по истории искусства для учащихся техникума, что, вероятно, и послужило смене дачи, в непосредственной близости от техникума, в Черкизовском парке (дом пока не установлен). Семья же его сына Николая в летний период оставалась в доме Митрофановых.

   Какой-то злой рок преследовал семью Кунов. При жизни Николай Альбертович похоронил трёх детей: Антонина (1908–1924) утонула в реке Клязьме, Евгения (1902–1932) умерла от туберкулёза, Ипполит (1903–1932), скончался от полученной травмы. И только Николай (1911–1943) пережил отца всего на два года и погиб в результате несчастного случая. Вся семья Кунов, включая супругу Елену Францевну (1871–1961), похоронена на Черкизовском кладбище.

   С Клязьмой и Черкизовым связана существенная часть жизни Кунов и Митрофановых. Их семейные захоронения расположены в непосредственной близости. За могилами ухаживают внучка Куна И. И. Немировская и сын Людмилы Николаевны Ю. Н. Еганян. Здесь ежегодно в день рождения Николая Альбертовича 21 мая о. Фёдор (Верёвкин), настоятель Покровского храма служит по нему панихиду.

   Внучки Куна Людмила и Марина годы детства и юности летний период и зимние каникулы проводили в Клязьме в компании сверстников.
Ещё одна внучка Инна Ипполитовна Кун-Немировская (1931 г.р.) живёт в Москве. Она проводит большую просветительскую деятельность по сохранению памяти и наследия Н. А. Куна: публикует о нём статьи, выступает на конференциях и встречах, посвящённых своему легендарному деду в Нижнем Новгороде, Твери, на Кавказе, в других городах страны, а также в школах и библиотеках нашего района.

   Людмила Николаевна продала свою переднюю часть дома в Клязьме, живёт в Клину. В задней части — до 2014 г. жила Марина Николаевна. Сейчас там живут дальние потомки Куна. С Любовью Михайловной, подругой юности, Людмила Николаевна на телефонной связи, всё договариваются о встрече.

Главное произведение Куна

   Любовь Михайловна трепетно хранит книгу, подаренную Людмилой "Что рассказывали древние греки о своих богах и героях» 1940 года издания.
Я когда-то прочитал Одиссею Гомера в переводе Гнедича, написанную трудно воспринимаемым шестистопным гекзаметром. В этом смысле книгу Н. А. Куна трудно переоценить. В увлекательной художественной форме, современным языком он познакомил нас с содержанием греческих мифов.
Впервые книга Куна вышла в 1914 году в Московском издательстве И. Н. Кушнарёва, и называлась она «Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях». При жизни автора она издавалась два раза в 1922 и 1937 годах. Книга предназначалась для учителей и учеников старших классов учебных заведений.
Перед смертью Кун успел подписать сигнальный экземпляр издания 1940 года. Из названия исчезли римляне. Можно предположить: 1937 год, Италия, Рим, Муссолини. В последующих изданиях книга выходила под более лаконичным названием «Легенды и мифы древней Греции».

   Автор уделил большое внимание оформлению книги. В ней отражены только великие творения античности, иллюстрации, рисунки на вазах, фотографии подлинников, художественные заставки — всё строго научно. Книгу предваряет обстоятельное введение автора. В нём он пишет: «Мифы Греции не могут быть забыты, так как они являются одним из прекраснейших созданий гения греческого народа, вся культура которого оказала неизмеримое влияние на культуру Европы».
Вокруг этого издания было много споров: боги-то голые. Предлагали публиковать фотографии всемирно известных памятников «по пояс». Вопрос долго не решался. И тут в «Известиях» выходит талантливый фельетон «Олимп в трусиках». Помогла сатира; книга вышла с фотографиями античных героев без нижнего белья.
С тех пор книга издавалась свыше сотни раз, миллионными тиражами, во многих городах страны, на разных языках, в том числе и на европейских. К сожалению, в некоторых изданиях допускались досадные сокращения, не авторское предисловие. Ни в одном из изданий нет портрета автора, а он был красивым человеком, и нет хотя бы краткой его биографии.

Зачем надо знать мифологию древних греков

   Дошедшая до нас мифология древних греков возникла вIV—VI вв. до н. э. вначале, как устный героический эпос. С появлением письменности в VI  в. до н. э. мифология появилась в произведениях авторов таких, как Гомер, Софокл, Эсхил, Еврипид, Овидий, Вергилий и др.
Художественные образы богов и героев, их взаимоотношения, драматургия событий, на протяжении последующих веков не только вызывают у людей читательский интерес, но и широко используются в разных сферах познания и деятельности. Чтобы понять мысль учёного, политика, художника, писателя, когда они употребляют те или иные имена греческой мифологии необходимо её изучать.  

  Приведу примеры использования греческой мифологии.
В астрономии: созвездия Андромеды, Персея, Пегаса, Кассиопеи, Ориона, Близнецов, Овна. Планеты: Юпитер, Марс, Сатурн.
В политике. Карл Маркс использовал образы Вулкана, Юпитера, Гермеса, Ахиллеса, Прометея. В. И. Ленин использовал образы Нарцисса, Минервы (Афины), Юпитера (Зевса), Тантала, Кассандры. И даже И. В. Сталин упомянул «Авгиевы конюшни», которые предстояло вычистить большевикам.
В литературе. Наши классики, а среди них особенно Пушкин, а также Гоголь, Лермонтов; из зарубежных писателей: Шекспир, Шиллер и Гёте, часто прибегали к античным образам.
В изобразительном искусстве, и особенно в скульптуре, художники эпохи Возрождения и более поздние, а также русские художники академического направления тоже использовали сюжеты греческой мифологии.
В повседневной жизни мы употребляем слова и выражения и не задумываемся об их происхождении: гигантский, титанический, талантливый, яблоко раздора, сизифов труд, плеяда, цербер, амазонка, эротика, между Сциллой и Харибдой, прокрустово ложе и др. Эти понятия оставила нам греческая мифология, ярким проповедником которой был историк античности Николай Альбертович Кун.

Кеик и Алкеона

   Эта одна из самых поэтических легенд представлена в первых изданиях книги Куна; в более поздних она встречается редко. Фабула там такая.
Кеик, сын бога утренней зари Фосфра, отправляется в дальнее морское путешествие вопреки рыданиям и уговорам жены Алкеоны, дочери бога ветров Эола, не покидать родной дом. Во время морской бури Кеик погибает в пучине волн. Алкеона молит богов о возвращении мужа. И он возвращается к ней в сновидениях. Проснувшись, она понимает, что муж погиб. Она идёт на высокий берег моря и видит, что волны тихо несут тело утонувшего мужа. Простёрла к нему Алкеона руки, бросилась в пучину. Летит над волнами Алкеона, превращённая богами в птицу зимородок, далеко разносится её печальный крик. Припала Алкеона к телу, обнимает крыльями, целует его клювом. Почувствовал Кеик поцелуи жены. Боги и его превратили в зимородка. Вспорхнули два зимородка и, сверкая крыльями, полетели к берегу. Снова стали неразлучны Кеик и Алкеона, и снова сильна их любовь друг к другу.
Птица зимородок обитает в речных обрывистых берегах, питается мелкой рыбёшкой. Особи отличаются особой верностью друг к другу; поочерёдно высиживают и вскармливают потомство.

   В славянской мифологии образы полуженщин-полуптиц Алконоста, Сирина, Гамаюна символизировали соответственно Верность, Печаль, Радость, Надежду. Эти образы встречаются у поэтов Серебряного века: Блока, Бальмонта, Клюева и у современных поэтов — Высоцкого, Гребенщикова.

Вот Алконост печалью мощной
Истощена, изнурена…
Тоской вседневной и всенощной
Вся грудь высокая полна…

А. Блок

Птица Сирин мне радостно скалится —
Веселит, зазывает из гнёзд,
А напротив тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.

В. Высоцкий

   Эти же образы использовал художник В. М. Васнецов, а также почитатель его творчества С. И. Вашков в резном панно на фасаде дачи Александренко в Клязьме.

 Образ парящей над морскими волнами мифической Алкеоны (Алконоста) в гербе мкр. Клязьма.

Александр Федорович Малявко 

   В статье использованы воспоминания И. И. Кун-Немировской 

   о своём деде и введение к книге

   «Что рассказывали древние греки о своих богах и героях» 

   Н. А. Куна.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии 4

Написать
Paradigma
И что, никто не будет возмущаться, что Черкизово просклоняли? ;-)
Ответить
Сергей
Интереснейшая статья! Позволю себе добавить( для истории):автор герба Клязьмы- В.И.Андрушкевич, почётный гражданин Пушкино, заслуженный художник РСФСР, герой ВОВ. У нас был конкурс, выиграл, сов.справедливо, Владимир Ильич! Правда, я попросил в другую сторону символ ада, на кресте( нижний брус), наклонить, как по -канону. Но, не успели , в печать ушло. Ещё одна Клязьминская история!)
Ответить
Pavlick
автор герба Клязьмы- В.И.Андрушкевич, почётный гражданин Пушкино
А внизу герба часом не эмблема ли Фабрики игрушек?
Ответить
Сергей
Ставлю Вам плюсик, за интуицию!
Ответить
Написать
Последние комментарии
Iryna Harkusha Iryna Harkusha
Что-то у автора статьи пошло не ...
invalid
Ждем график ППР, ...
Alex Alex
С учетом того, что 27 апреля ...
Fly
Звучит, конечно, сильно 196 домов. ...
O9 O9
Пробки всегда будут. На ...
09 09
Ага. Уже построили убогую ...
09 09
Так сколько быдла лезет на ...
O9 O9
Подземные стоянки нужны. И зачем ...
ktynzq1
Возродить будет не просто. Дай ...
ktynzq1
Про Зверосовхоз при делёжке ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: