О Черкизово, черкизовских чтениях и царевиче, которого не было

02 мар
19:13 2018
Категория:
Край родной

…В минувшее воскресенье, 25 февраля, троим из пушкинцев — Александру Братанову, Александру Толмасову и автору этих заметок, Игорю Прокуронову — довелось принять участие во II Черкизовских чтениях, организованных Московскими Краеведческим и Межприходским Православным Историко-Краеведческим (МПИКО) обществами и приходом храма пророка Божия Илии (Крестовоздвижения) в Черкизове.

   Мероприятие было приурочено к престольному празднику храма — дню памяти Свт. Алексия (1292–1378), митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, и посвящены топонимике и истории сел, происхождение которых связано с царевичем Серкизом и его сыном Андреем, героем Куликовской битвы, а также истории окрестностей Черкизова (Преображенское и др.), московского Чудова монастыря, которому принадлежало село Черкизово на речке Сосенке, святым, подвижникам благочестия и историческим деятелям, связанным с этими селами, традициям и современной жизни приходов. Среди участников Чтений — видные историки, географы, архивисты, искусствоведы, писатели, религиоведы, журналисты, издатели, экскурсоводы…

Рис. 1. Анонс II Черкизовских чтений

   Вначале усилиями организаторов была организована содержательная экскурсия по Илиинскому храму — он был выстроен в 1690 г. (это на два года раньше нашей Никольской церкви), — и некрополю, с посещением могилы, где был похоронен знаменитый московский юродивый Иван Яковлевич Корейша (1783–1861) — ясновидящий, прорицатель и блаженный: он увековечен в произведениях русской классической литературы Ф. М. Достоевским, А. Н. Островским, Н. С. Лесковым, Л. Н. Толстым, И. А. Буниным и др.

Рис. 2. Храм пророка Божия Илии в Черкизове. Старое фото: Интернет

Рис. 3. Храм пророка Божия Илии в Черкизове. Современный вид. Фото: Интернет

Рис. 4. Иван Яковлевич Корейша. Фото: Интернет


Рис. 5. Могила И. Я. Корейши

Собственно же Чтения проходили в одном из залов восстановленной исторической резиденции Московских митрополитов.

Рис. 6. Резиденция московских митрополитов, 1888 г. Источник: Интернет

Рис. 7. Резиденция московских митрополитов. Совр. фото

   Со вступительным словом, по благословению настоятеля храма Пророка Божия Илии архимандрита Саввы (Тутунова), выступил диакон Олег Заломаев. Затем последовали доклады доктора исторических наук К. А. Аверьянова («О летописном упоминание царевича Серкиза»), историка, председателя Совета МПИКО В. Е. Романова («Старковы в русской истории»); проф., члена Союза писателей Росии В. И. Мельника («Один эпизод из жизни святителя Иннокентия. Встреча с писателем И. А. Гончаровым»); члена Совета МПИКО Виктора Храпко («Духовный подвиг новомучеников Московской епархии на примере Черкизовских исповедников Церкви Христовой»), и др.

Рис. 8. Участники Чтений. Фото А. Толмасова

Рис. 9. В кулуарах Чтений. Справа налево: доктор исторических наук К. А. Аверьянов, действительный член Союза геральдистов России А. А. Братанов, кандидат географических наук И. Б. Прокуронов. Фото А. Толмасова

Всего выступили десять докладчиков.
В ходе Чтений ряду участников Александр Братанов вручил свою книгу «Гербы и флаги Пушкинского района» и юбилейные значки нашего Черкизово.

Рис. 10. Александр Братанов вручает свою книгу ученому секретарю МПИКО Анне Лазаревой

Рис. 11. Участник чтений А. Л. Толмасов

Участниками Чтений тепло был принят и доклад автора данной публикации, изложение которого предлагается нашим читателям…

ЧЕРКИЗОВО — СЕЛО КАЗАЧЬЕ!..

…Вся история России сделана казаками. 
Недаром нас зовут европейцы казаками. 
Народ казаками желает быть… 
Л. Н. Толстой. Запись от 4 апреля 1870 г.

…При упоминании о нашем Черкизово, пожалуй, всякий начинает вспоминать о «царевиче Черкизе» — столько об этом понаписали историки и литераторы. Слов нет, внешне все выглядит убедительно. Вот, дескать, сбежал «из татар» на Москву этот «Черкиз-Серкиз-Саркис-Чекиз-Секиз-бей», или как его там, и было ему дадено сразу несколько селений, в том числе и наше Черкизово, что на Клязьме. 

 
Да вот только одно «но».
Дело в том, что в документальных источниках нет не только сведений о принадлежности «царевичу» сел со сходными названиями, но и вообще следов этого мифического «потомка Чингиз-хана». Вот, уже сплошь и рядом отмечается: «по документам, имя Черкиза/Серкиза не прослеживается»… 

 
А селений с названием Черкизово (изначально «Серкизовское») у нас несколько: и на Клязьме в Пушкинском районе; и в Москве, на речке Сосенке, притоке Хапиловки, которая в свою очередь — приток Яузы; и еще под Коломной, и еще… Даже на Украине есть свой Серкизов (Серкiзiв) — это что ж получается, и туда «царевич» доскакал?..

Рис. 12. Село Черкизово. С рис. А. Мейерберга. XVII в. Источник: Интернет

   Или взять созвучные Черкасск и Новочеркасск в Ростовской области, Черкасск — в Пензенской области и Красноярском крае. Плюс город Черкассы на Украине (там же — Черкесы); также Черкассы — две деревни и село в Башкирии, хутор в Курской области, села — в Липецкой, Оренбургской и Тульской областях, деревня — в Пензенской области, нынешний микрорайон в Твери. К этому — две деревни с именем Черкасово в Витебской области Белоруссии, одноименные села и деревни в России: Владимирской, Калужской, Лениградской, Псковской, Тверской, Ярославской и даже Челябинской областях, в Алтайском крае, Марий Эл и Татарстане.
Добавим, еще неподалеку от нашего Черкизова было селение с названием Черкасова Гора (это где Пестово).

Рис. 13. Черкизово и Черкасова Гора на карте XVIII в. Источник: Интернет

Это как, всё владения Черкиза?.. 

* * *

Так вот.
Совсем другая история получается, когда мы используем «казачью» версию. 

Впервые об этом говорилось в очерке «Черкизово — село казачье?!." („Маяк“, 17.08.2016). А дальнейшие поиски позволили не только убрать знак вопроса (оставив только восклицательный!) в названии той публикации, но и получить много новых и, на наш взгляд, интересных сведений о возможной связи селений Черкизовых, Черкасовых и т. п. — с казачьим народом.
Ведь „черкиз-серкиз“ — это не что иное, как форма слова „черкес-черкас-черкис“, коим в давние времена у нас прозывали… — да-да, именно казаков! Какого роду-племени были эти „черкизы“ — другой разговор. Во всяком случае, все они были христианами. Православными.
Помните строки из пушкинской „Полтавы“ — „Мария, бедная Мария, / Краса черкасских дочерей!“, — где речь идет о дочери Генерального писаря и судьи казачьего Войска Запорожского, Кочубея?.. 

А если же говорить о документах, то для нас в истории представляет интерес единственное реальное действующее лицо — это Андрей Серкизович. 

…К примеру, у В. И. Татищева в „Истории Российской“ сказано: когда, готовясь к Куликовской битве, пришел князь великий Дмитрий Иванович на Коломну, в субботу, 28 августа, его там, на речке Северке, уже поджидали „воеводы многие“. А на следующий день, в воскресенье, рано утром князь назначил каждому полку воеводу: в передовой же полк, кроме прочих, был назначен „переславский же воевода Андрей Серкизович“. (Это от него, „лже-чингизида“, по легенде XVII в., повели свой род Старковы, владельцы Черкизова на Москве-реке под Коломной). 

Тут, на наш взгляд, сразу два любопытных момента.
Первое. Что, если „Серкизович“ — это вовсе не отчество, а прозвище, означающее принадлежность к тому самому казачьему сословию. Ведь вот в летописях под 1397–98 гг. не раз упоминается псковитянин, посол в Новгород — Филипп Козачкович (Казачкович). Причем „Козачкович“ трактуется как прозвище посла, указывающее на его корни. Почему бы и нет? Ведь в тех краях издавна, во всяком случае, с XIII в., были известны атаманы-„ватаманы“, предводители „вольных ватаг“, по сути, тех же казаков на Русском Севере. (А о казачьих атаманах Смаге Чершенском, Агузе Черкасе, Михаиле Черкашенине, Корнее Яковлеве-Черкасе будет сказано ниже).
И второе. Случайно ли наш Серкизович был назван именно переславским воеводой?
Посмотрим. 

…Близ старинного города Переславля-Залесского (как, впрочем, и в других местах) встречаются любопытные названия: Берендеево болото, Берендеева слобода, Берендеево и т. п. По этому поводу авторитетные исследователи высказываются следующим образом: в этих местах, в районах Владимиро-Суздальской земли издавна селились… берендеи, попавшие туда еще в период войн Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского за стол в Киеве. Считается, эти берендеи с середины ХII в. были внушительной силой и, играя видную роль в междоусобных распрях, служили владимиро-суздальским, ростовским, переславским, а позже и московским князьям. 

К тому же полагают, именно берендеи, будучи княжескими дружинниками и имея сильное влияние „на руководство“, могли стать первыми русскими дворянами, своего рода „ядром“ для образования русского военного сословия. 

А еще, берендеи вместе с летописными торками, — что еще в XII в., как и „все Черные Клобукы, еже зовутся Черкасы“, т. е. опять же — казаки!..

  

Рис. 14. Торки и берендеи. Летописный рисунок. Источник: Интернет

Рис. 15. Черные клобуки (берендеи). Источник: Интернет

Так может, воевода Андрей Серкизович, — как и двадцать других переславских бояр, вместе с ним сложивших головы на поле Куликовом, — и был таким берендеем-черкасом-казаком?..
Но вот насчет его владений под Москвой, ничего, как говорят, „науке не известно“…

* * *

Теперь немного об истории казаков.
Авторитетный исследователь Е. П. Савельев в своей „Древней истории казачества“ выводил их корни из глубины тысячелетий. Казаки же упоминалсь в летописных источниках XV в.: „Тое же весны царь Махмет и сын его Мамутяк послали в Черкасы по люди, и прииде к ним две тысячи казаков…“; „Князь великии послал на Каму воевати Руна с казакы…“ и т. д. Другие документы под 1444 г. сообщают о казаках, обитавших по Червленому Яру. А еще бытует наказ вел. князя московского Ивана III рязанской княгине Агриппине: „Твоим служилым людям и городовым казакам быть всем на моей службе…“. 

Что же касается „городовых казаков“ — то это одна из основных ветвей казачества, „представители которой впоследствии вошли в состав почти всех современных казачьих Войск. Эту ветвь представляли из себя рязанские черкасы и всевозможных наименований городовые казаки, сформированные правительством для защиты окраинных городов от неприятельских вторжений. <…> Всех их переработало могучее духом основное казачество, потомки вольных воинственных черкас, вдохнуло в них казачью душу, усыновило и сделало истыми доблестными казаками, глубоко гордящимися казачьим званием и совершенно забывшими о своем происхождении“ (Савельев Евграф. Племенной и общественный состав казачества. 1913).

  

Рис. 16. Украинские казаки-черкасы. Источник: Интернет

Кстати, среди казачьих предводителей-атаманов числились, к примеру, Смага Чершенский и Агуз (Август)-Черкас. А в 1572 г. на пути Крымской орды, идущей на Москву, встали казаки во главе со знаменитым донским атаманом Михаилом Черкашенином. Его имя в казачьем фольклоре не менее популярно, чем имя Ермака Тимофеевича. А фамилия указывает на его украинское происхождение — ведь в русских источниках XVI—XVII вв. выходцев с Украины прозывали черкасы (черкашеня, черкашаня), а „Черкашенин“ писали с маленькой буквы, как обозначение места, откуда тот родом. 

 
Сохранилось в истории и имя Корнилия (Корнея) Яковлева, по прозвищу Черкас — донского войскового атамана, оставшимся верным Москве во время бунта Степана Разина. Кстати, он неоднократно, начиная с 1646 г., бывал в Москве с Донскими станицами, приезжавшими почти ежегодно для получения государева жалованья и дачи отчета о делах на Дону… 

* * *

…А первыми служилыми казаками Москвы стали казаки городецкие и рязанские, их же называли " служилыми татарами» (покинувшими Золотую Орду к началу XV в.). Служак же, несших службу в крепостях на подступах к Москве, называли попросту — русскими казаками.
И с 1468 г. впервые в летописных сказаниях стали упоминаться казаки московские. До сих пор в столице известна Казачья слобода в районе Якиманки на месте современных 1-го и 2-го Казачьих переулков — предположительно, ранее на этом месте существовала Коломенская (вспомним Черкизово под Коломной!) слобода. Неподалеку — Татарская слобода (XIV в.?) в районе Большой Татарской и Пятницкой улиц; ее, якобы населяли выходцы из Золотой Орды (вспомним «ордынских казаков»). Ведь уже в XIV—XV вв. казаки и «татары» (кстати, «татары», равно как и «монголы — отнюдь не самоназвание народов, а искусственно созданные термины для обозначения разноплеменных „воинственных орд“) буквально наполнили московские улицы и предместья.
  

Рис. 17. Казачья застава. Источник: Интернет

А в 1489 г. к Москве была присоединена Вятка (Хлынов), где еще в XII в. обосновались „вольные люди“ (казаки-ушкуйники), возглавляемыми „атаманами“. Главарей казнили, часть обратили в холопов, „земских людей“, наделив землей, переселили ближе к Москве, купцов же — в Дмитров. Полагают, что память о „хлыновских ворах“ хранит деревня Хлыново в Раменском районе Подмосковья… 

 
Позже на помощь московскому царю Ивану IV под Казань в 1552 г. пришел с войском донских казаков атаман Сусар Федоров: „и если б только не они., то не были б давно в подданстве за московским царем Казанское и Астраханское царства с городами и землями. <…> По летописным сказаниям второй половины XVI в. казаки принимали весьма деятельное участие во всех войнах, которые вела Москва с своими соседями: казанцами, астраханцами, крымцами, Польшей и Ливонией“ (Е. П. Савельев, „Древняя история казачества“), за что Иван Грозный дозволил казакам свободно торговать во всех российских городах. 

 
А после завоевания Казани и Астрахани в XVI в. сношения с Доном становятся теснее. В Москву для получения „жалованья“ оттуда стали посылаться внушительные по составу посольства, „легковые“ и „зимовые станицы“. 

 
И такая деталь.
Когда в Коломне после опричнины опустело много дворов, их заняли казаки-черкасы, входившие в состав местного военного гарнизона. Они имели собственные не только дворы, но и торговые лавки, и даже „своего“ старца при монастыре. Любопытно, на окраине Коломны есть район (бывшее село) Городищи с урочищем „Таборы“ — так у запорожских казаков назывался укреплённый полевой лагерь; такие „таборы“ служили главной базой городовых казаков-черкасов. А на другой окраине Коломны при слиянии Москвы-реки и Оки находится Старо-Голутвин монастырь, где находили свой последний приют состарившиеся и измученные ранами мещёрские казаки. В старое время там же находилась Голутвенная слобода: „голутвой“ же у донских казаков называли одиноких и холостых казаков. 

 
Опять же в Коломне, в период, предшествующий Смутному времени, были поселены дополнительно 25 человек черкас из запорожского полка Конши, который перешёл на службу московскому царю. Так, может, и тамошнее село Серкизовское, упомянутое в духовной Василия II во второй половине XIV в., тоже имеет отношение к переселениям в московские земли вольных казаков?.. 

 
Много интересного содержат документы 1614–15 гг. В них, в частности, упоминаются основные направления, по которым перемещались казачьи отряды (как „сторонники“, так и „противники“ царской власти): Коломенская и „Коширская“ дороги, путь из Тушина на Москву, „как шли те казаки [от Троице-Сергиева монастыря] к Москве“ — через село Пушкино на р. Уче, места содержания опальных „вольных людей“ — тот же Троице-Сергиев монастырь, Коломна… Не раз упоминается и московский Казачий приказ (слобода) у Яузских ворот; особо говорится о взаимоотношениях „татарских“ и казачьих соединений. Любопытна одна из челобитных, содержащая просьбу об освобождении из заточения „иноземца“ — казака Черкашенина»…

Рис. 18. Городовой казак-черкашенин. Источник: Интернет

В исследовании А. Л. Станиславского «Гражданская война в России XVII в. Казачество на переломе истории» (1990) особо подчеркивается активная роль этой вольницы в тогдашних событиях: «Полтора года «без съезду» они стояли под Москвой и… не собирались так просто уходить из освобожденной столицы. Казаки «всю казну московскую взяша, и едва у них немного государевы казны отняша». Тогда в столице обреталось до 15–20 тысяч казаков, что было сравнимо с численностью дворянства: «казаки бояром и дворяном сильны, делают что хотят».

 Казаки даже выдвигали своих кандидатов на царский престол, в частности, Д. М. Черкасского и М. Ф. Романова: «А без государя ратные люди… и атаманы, и казаки… — на черкас (украинских казаков — И.П.) и на Ивашку Заруцкого итти не хотели».
В конце концов, именно с помощью казаков и был избран Михаил Романов, за что юный царь обещал им «великое» жалованье: части казаков «позволили построиться в Москве и в других городах, не платя два года налогов и долгов», причем им отдавали «в кормление» целые территории… 

*  * *

А теперь о наших селениях. С названием Черкизово.
Начнем, пожалуй, с нашего Черкизова, что на реке Клязьме.
«Черкизовский луг» на «земле Дятлова» впервые упоминается под 1504 г., затем владельца с. Серкизовского, М. В. Дятлова, встречаем в «Списке с записи Куровы Мельницы на Клязьме» под 1507–08 гг. (Из старинного родословца, «Бархатной книги», узнаем: «Дятловы — выехали из Литвы. Родословная в росписи Владычкиных»)… 
 
А дальше среди владельцев Черкизова на Клязьме — князья Глинские.
И здесь вот что интересно.
В той же «Бархатной книге» читаем: «Глинские князья, выехали из Литвы, а в оную из Татар, где до выезду в Россию даны были им вотчины Глинеск, да Глинище, а от того и название свое получили». 
 
Но татары татарами (иногда считают, Глинские — прямые потомки золотоордынского темника Мамая, «героя» Куликовской битвы, и их родословная якобы ведется чуть ли не от Чингиз-хана и Чингиз/Книгиз-царя), но ведь «Мамай» — это традиционный псевдоним «гайдамаков» и запорожцев. В связи с этим замечают: «остается только удивляться, что никто из… писавших о «козаке Мамае», не вспомнил о Глинских, а столь же многочисленные историки, занимавшиеся Глинскими, не заметили «козака»!
Опять казаки в Черкизове?!..

 

Рис. 19. Герб князей Глинских. Источник: Интернет

Рис. 20. Казак Мамай. Источник: Интернет

Теперь — московское Черкизово.
Традиционно считается, что первое упоминание этого села (Серкизовское) — в духовной митрополита Алексея, который, дескать, купил его у Ильи Озакова (Азакова), а в 1366-м, или в 1378 г., завещал его Чудову монастырю.   

Но с этим «завещанием» много неясного. Во-первых, документ под названием «духовной грамоты» был найден только в 1779 г., а во-вторых — упомянутые там села и деревни не имеют однозначной адресной привязки, и, вообще, «эта грамота — подделка середины XV в.»!..
А Илья Озаков (Азаков) — не Козаков-Казаков ли?..   

Ну, и о Черкизове под Коломной.
Впервые, наверное, оно упоминается в духовной великого князя Василия Васильевича 1461–62 гг. «Да даю своеи княгине село Серкизовское с Мезынкою и со всеми селци и з деревнями… оу города оу Коломны…». Но с конца XVII в. оно становится вотчиной князей Черкасских, ведущих свой род — внимание! — от одного из черкесских (и тут эти черкесы-черкасы-черкизы!) султанов Египта!..

Рис. 21. Герб князей Черкасских. Источник: Интернет

О Черкизове же на Сходне (Новоподрезково) известно, что в начале XVI в. этим селом владел Петр Яковлевич Захарьин, представитель рода, ведущего начало от небезызвестного Андрея Кобылы, который, возможно, как-то связан с Ростовом Великим. А там недалеко и Переславль-Залесский с его казаками-берендеями… 

* * *

На этом, пожалуй, закончим наши заметки, заметив лишь следующее.
…Сплошь и рядом в поисках истины мы стараемся обратиться к чему-то экзотическому, ненашенскому, пришедшему «из-за бугра». 
 
А ведь часто откровения — буквально рядом с нами: стоит поглубже вникнуть в пласты родного языка, хорошенько покопаться в своей родовой памяти и обратиться к порой малоизведанным страницам нашей истории. Тогда, может быть, и отпадет нужда искать мифического «татарского царевича-чингизида Черкиза»?.. 
 
Что касается наших сел…
Скорее всего, они были основаны в XIV—XV вв. как казачьи таборы, станы-становища с соответствующими названиями Серкизовских-Черкизовских.

 

Рис. 22. Древний путь с Ярославля на Коломну на карте XVII в. Источник: Интернет

Рис. 23. Местоположение сел Черкизовых на карте XVII в. Источник: Интернет

И все наши села расположились вдоль древнейшего пути — с северо-востока Московской Руси к ее южным и юго-западным окраинам: с Волги, от Костромы и Ярославля через Ростов, Переславль-Залесский, позже и Троице-Сергиев монастырь, на Москву и далее, по Москве-реке на Оку. Пути, по которому издавна следовали «вольные ватаги» русских казаков, черкесов, черкасов, черкизов, наконец!.. 

* * *

А тем, кому интересно,

Краткая библиография по теме:

  • 1504 г. июня. Данная и отводная грамота волоцкого кн. Фед. Борисовича Тр.-Сергиева м-ря иг. Серапиону на Курову мельницу и 3 деревни на р. Клязьме, в Боховом стану Москов. у. // Акты социально-экономической истории северо-восточной Руси конца XIV — начала XVI в. Т. I. М., 1952
  • 1507–08 г. Запись Михаила Васильева сына Дятлова и келаря Троице-Сергиева м-ря Нифонта о соблюдении старых меж и постановке «огороды» между дятловской землей с. Серкизовского д. Зенкинской и троицкой д. Мельницкой Куровы [в Московском у.] / Акты Русского государства. 1505—1526 гг. М., 1975
  • Аверьянов К. А. Выявление средневековых подделок актовых источников по ранней истории подмосковных сел / Методика и опыт изучения сельских поселений Нечерноземья. М., 1991. С. 117–119
  • Аверьянов К.А. «Приложение» к Акту научно-исследовательской экспертизы Института российской истории РАН о времени основания города Перевоз Нижегородской области. 29.04.2011 // www.perevozadm.ru
  • Ахматнуров Сабит. Участие казаков в создании Московии // hunn.ru/uchastie-kazakov-v-sozdanii-moskovii/
  • Беляков В. А. Чингисиды в России XV–XVII веков: просопографическое исследование. Рязань, 2011
  • Боярченков А. В. Казаки и Коломна / Центр казачьей воинской культуры «Ермак» // vk.com/topic-148640473_35941136
  • Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987
  • Гордеев А. А. История казачества. М.: Вече, 2014
  • Грамота великого князя Андрея Александровича на Двину с сообщением о договоре с Новгородом о кормах и подводах для великокняжеских ватаг 1294–1304 / Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л., 1949
  • Документы о восстании 1614—1615 гг. // www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ /XVII/ 1600–1620/Dok_vosst_1614_1615/ text.htm
  • Духовная грамота великого князя Василия II Васильевича 1461–62 гг. / Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV—XVI вв. М.-Л., 1950
  • Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV—XVI вв. М.-Л., 1950
  • Историческое описание земли Войска Донского. Новочеркасск, 1903
  • История московских районов: энциклопедия / под ред. К. А. Аверьянова. М., 2005
  • Казачий словарь-справочник / Сост. Г. В. Губарев, ред.-изд. А. И. Скрылов. В 3 тт. Сан. Ансельмо, Калифорния, США, 1970
  • Конев С. В. Синодикология. Ч. 2: Ростовский соборный синодик // Историческая генеалогия. Екатеринбург; Нью-Йорк, 1995. Вып. 6
  • Кормовая книга XVI в. б-ки Троицкой Сергиевой Лавры. № 812, л. 92 / Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры… Ч. 2. М., 1890
  • Краснов П. Н. История войска Донского. М., 2007
  • Кратнов А. Е. История Берендеев. Ярославль, 2009
  • Маркедонов С. Казачий атаман Михаил Черкашенин // Донской временник, 1998. С.75–78
  • Никоновская летопись // ПСРЛ. Т. XI. СПб., 1897
  • Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского // ПСРЛ. Т. XLIII. М., 2004
  • Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950
  • Первые летописные упоминания о казаках / Сайт ассоциации «Стяг» // www.stjag.ru/index.php? option=com_k2&view=item&id=29375
  • Плетнева С. А. Половцы. М., 1990
  • Похлебкин В. В. Татары и Русь. 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в XIII—XVI вв. 1238—1598 гг. М., 2000
  • ПСРЛ. Т. XVIII. Симеоновская летопись. СПб., 1913
  • ПСРЛ. Т. XXIII. Ермолинская летопись. СПб., 1910
  • ПСРЛ. Том двадцать пятый. Московский летописный свод конца XV в. М.-Л., 1949
  • Родословная книга князей и дворян Российских и выезжих., которая известна под названием Бархатной книги… М., 1787
  • Савельев Е. П. Древняя история казачества. М., 2005 (по изд.: Новочеркасск, 1915 г.)
  • Савельев Евграф. Племенной и общественный состав казачества. (Исторические наброски) // Донские Областные Ведомости. № 129, 15.06.1913
  • Семенченко Г. В. Духовная грамота митрополита Алексея (К изучению раннего завещательного акта Северо-Восточной Руси) / Источниковедческие исследования по истории феодальной России. М., 1981. С. 7–28
  • Смирнов Александр. Берендеи // www.proza.ru/2016/09/11/715
  • Станиславский А. Л. Гражданская война в России XVII в. Казачество на переломе истории. М., 1990
  • Татищев В. История Российская. В 3 тт. М., 2003
  • Финошина А. П. Загадочна и таинственна страна берендеев. М., 2010
  • Хвостов Д.И. О знаменитости Переславля Залесского в древние и новые времена… М., 2005
  • Церковь святителя Николая села Черкизово // kolomna-hram.ru/cerkov_svyatitelya_nik3
  • Черкес / Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х тт. Т. 4. М., 2004
  • Черкесы-керкесы-черкизы-шеркесы-киргизы-хыргызы… // open.kg/blog/195-cherkesy-kerkesy-cherkizy-sherkesy-kirgizy-hyrgyzy
  • Чернышев Евгений. Тюркские и адыго-черкесские корни Малой Руси // ruskline.ru/analitika/2015/12/28/ tyurkskie_i_adygocherkesskie_korni_ maloj_rusi/
  • Шенников А. А. Княжество потомков Мамая. Деп. в ИНИОН, 7380. Л., 1981. С. 20–22 // zarusskiy.org/ history/2008/06/29/mamay

И. Б. Прокуронов,
кандидат географических наук

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Читайте также
20 Мая 2018
Наши – первые! К истории футбола в Пушкино. Знаете ли вы, что Акулова Гора — «родина» женского футбола? Материал известного пушкинского краеведа, отметившего на днях 70-летний юбилей, Игоря Прокуронова
15 Мая 2018
Хорошо известный пушкинцам священник, краевед Андрей Дударев обнаружил под основанием старой Боголюбской церкви останки захоронения священнослужителя. Подробнее в материале телеканала "360"
15 Мая 2018
Известный не только пушкинским краеведам Всеволод Маркович Егоров-Федосов, потомок двух французских семейств Арманд и Демонси, руководитель ассоциации потомков французских семей в Москве, историк рода Армандов, краевед, публицист, оказался ещё и замечательным экскурсоводом
Комментарии
Календарь новостей
Май 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31





Ритуальные услуги в Пушкино





Наши партнеры:




Портал "Пушкино сегодня"

Последние новости портала "Пушкино сегодня"

добавить на Яндекс

Нашли ошибку?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER