Третьяков и его Вера

15 дек
09:54 2017
Категория:
Край родной
   15 декабря - 185-летие Павла Михайловича Третьякова. Публикуем юбилейный материал пушкинского краеведа Владимира Парамонова.

    Все хорошо знают про нашу Алексеевскую Любимовку, взрастившую великого Станиславского. Но там же, совсем рядом находилось еще и имение Сапожниковых (ныне территория г. Королёва – В.П.). Дело в том, что Вера Владимировна Алексеева-Сапожникова и ее уже взрослые сыновья Александр и Владимир Григорьевичи Сапожниковы купили земли в соседнем сельце Финогеновка и построили собственный дом – «Белую дачу», оставив Алексеевым полностью старый в Любимовке. От нового дома Сапожниковых, окруженного садами, цветочными клумбами, к реке Клязьма спускалась каменная лестница, выводившая на пристань, где всегда были лодки и стоял даже большой пароход «Александр», вывозивший молодежь и гостей, прибывших на бал, смотреть фейерверки с воды. 

   А в Куракино (ныне тоже территория г. Королёва – В.П.), в селе, что располагалось чуть поодаль, Сапожниковы купили суконную фабрику, переоборудовав её в шелкоткацкую. А при фабрике существовал господский дом, который они 19 лет подряд сдавали под дачу родственникам семьи Павла Михайловича Третьякова, основателя знаменитой Третьяковской галереи. Это был бревенчатый оштукатуренный одноэтажный дом с мезонином – дюжина окон по первому этажу, три крытые террасы. С противоположной стороны, выходящий по направлению к реке Клязьме – балкон мезонина, ступеньки в парк. Старинные липовые аллеи, сосны, лужайки, кусты сирени, шиповника, жасмина, пруд с кувшинками и плакучими ивами… Из Любимовки гости часто просто ходили пешком: «на шоколад к Третьяковым, обедать к Сапожниковым»… Именно эту дачу многочисленная семья Павла Михайловича Третьякова очень полюбила! 


Павел Третьяков

   О таких людях, как Павел Михайлович Третьяков, говорят, что их встретить, знать или только вспоминать – уже большое счастье. Вместе со своим братом Сергеем Михайловичем он в течении четверти века приобретал картины русских художников и составлял самую обширную галерею в России, которая в 1892 году вместе со зданием была принесена в дар городу Москве. А годом рождения его галереи принято считать 1856 год, так как именно тогда были приобретены две первые картины – «Искушение» Н. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова. А чуть-чуть позднее «Сбор вишен» И. Соколова, «Разносчик» В.Якоби, «Вид в окрестности Ораниебаума» А. Саврасова и «больной музыкант» М. Клодта… Теперь об этом ходят легенды – присмотренную им на выставке картину не мог перекупить даже император. «это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем», — говорил о нем художник Крамской. Важное место в собрании Третьякова занимали портреты: он создал портретную галерею выдающихся деятелей русской культуры – композиторов, писателей, художников. Третьяков высоко ценил талант И. Крамского, с которым особенно сблизился в 1876 году. В это время художник жил у Третьяковых в доме в Лаврушинском переулке, где и писал портрет Веры Николаевны Третьяковой – жены коллекционер. 

   Давайте остановимся на семейной жизни Третьякова. Женился Третьяков, по тем временам, поздно – в 33 года. А до этого целых два года он буквально по пятам бродил за Верой Мамонтовой, не решаясь подойти и заговорить. Однажды в театре так на нее засмотрелся, что чуть не упал с первого яруса. Мамонтовы, как мы знаем, обосновались по нашей дороге в Абрамцево, а еще содержали частную оперу. И Третьякову было послано официальное приглашение на музыкальный вечер, а через несколько месяцев состоялась свадьба. 


Вера Третьякова
 
   А вот и еще одно любопытное совпадение, связанное с нашим краем. В 1865 года Павел Михайлович Третьяков женился на Вере Николаевне Мамонтовой, свадьбу сыграли 22 августа в Киреевке, усадьбе Ивана Мамонтова (дядюшки Веры – В.П.). А вот 25-летие совместной жизни они широко отмечали 22 августа 1890 года в Куракине (ныне г. Королёв — В.П.), что рядом с нашей Любимовкой, где А.П. Чехов гостил летом 1902 года. Очень вероятно об этом событии, вспоминая, ему рассказывали окружающие… Такие совпадения, думаю, явно не случайны, что даже эту дату Чехов вставил основной в пьесу «Вишневый сад». 


Вера и Павел Третьяковы
 
   А после венчания молодожены укатили в Петербург, а оттуда во Францию. А по возвращению в Москву, войдя в дом молодого супруга, Вера была крайне удивлена – на самом видном месте, вместо портретов домочадцев, висела картина Перова «Сельский крестный ход на Пасху», написанная, кстати, у нас в Мытищах. Да и создание галереи произошло от нашей Мытищинской картины… Однажды Вера Николаевна высказала недовольство: «Я недавно мимо “Чаепития в Мытищах” Перова прошла, так толстый поп с картины на меня столь презрительно глянул, будто я ему действительно чай пить мешаю…». Третьяков озабоченно ответил: «Я вот что подумал – пристрою-ка к дому крыло, перенесу туда картины – будет художественная галерея!».
 
   Интересно проследить духовную связь Веры Третьяковой и Достоевского. Они познакомились 6 июня 1880 года на торжественном «думском» обеде в честь открытия памятника А.С. Пушкину. Вот что находим в ее дневнике: «На обеде этом познакомилась с Достоевским Фед. Михайловичем, который сразу как бы понял меня, сказав, что он верит мне, потому что у меня и лицо и глаза добрые, и всё то, что я ни говорила ему, всё ему было дорого слышать, как от женщины. Собирались мы сесть вместе за обедом, но увидев, что я имела уже назначенного кавалера, Тургенева, он со злобой удалился и долго не мог угомониться от этой неудачи…».
 
   Первую дочь назвали тоже Верочкой, а всего у Третьяковых было четыре дочери и два сына. Но один мальчик родился душевнобольным, другой умер в младенчестве, то есть наследников не оставалось. 


Дочки Третьякова

Павел Михайлович придумал оригинальный способ, как можно продолжать собирать коллекцию, не нанося ущерба собственному карману и семье. В 1893 году он передал галерею с 1276 картинами и 500 рисунками в дар Москве, а сам стал директором, получив возможность покупать картины ха счёт городского бюджета… 

   После открытия галереи Третьякову предложили дворянское звание, но тот решительно это отверг: «Я купцом родился, купцом и помру!».
 
   А в марте 1898-го года Веру Николаевну разбил паралич. У нее сильно нарушалась речь, и даже Павел Михайлович не понимал ни слова. А однажды, не сдерживая эмоций, разрыдался: «Всю жизнь на проклятые картины грохнул, даже не мог решить, что мне дороже: галерея или ты, Верушка… Теперь вижу, ты! Теперь все бы картины отдал, лишь бы ты поправилась!».


Павел и Вера Третьяковы

   В конце концов и сам свалился, 4 декабря 1898 года вызвал священника. По окончании исповеди последними словами стало: «Берегите галерею! Верую!» Вера Николаевна едва разборчиво написала: «Требую быть там», и в инвалидном кресле присутствовала на прощании, неразборчиво шепча: «Я скоро!». Через четыре месяце не стало и её…

Владимир Парамонов,
член Союза краеведов России
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии 1

Написать
Pavlick
Спасибо за рассказ!
Ответить
Написать
Последние комментарии
Alex Alex
С учетом того, что 27 апреля ...
Fly
Звучит, конечно, сильно 196 домов. ...
O9 O9
Пробки всегда будут. На ...
09 09
Ага. Уже построили убогую ...
09 09
Так сколько быдла лезет на ...
O9 O9
Подземные стоянки нужны. И зачем ...
ktynzq1
Возродить будет не просто. Дай ...
ktynzq1
Про Зверосовхоз при делёжке ...
invalid
Прокуратура почему-то не ...
Александр
Интересно на чем он ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: