К 115-летию пребывания А.П. Чехова в Любимовке: Блуждания по «ВИШНЕВОМУ САДУ»

09 авг
09:07 2017
Категория:
Край родной
      Пушкинский краевед Владимир Парамонов не смог оставить без внимания такой юбилей, как 115-летие пребывания А.П. Чехова в наших краях, в Любимовке, и прислал интересный материал.


Блуждания по «ВИШНЕВОМУ САДУ»
(К 115-летию пребывания А.П. Чехова в Любимовке)

  С 5 июля по 14 августа 1902 года А.П. Чехов гостил у нас в Любимовке… Именно здесь, и была задумана его последняя пьеса — «Вишневый сад»!



Харьков — «Матерь городов русских»

      Часто слышим такой диалог: «Что такое чеховский “Вишневый сад”? “Это – образ России!” А где, именно, располагался этот вишневый сад на самом деле? Действие “Вишнёвого сада”, как обычно у Чехова, не привязано к конкретным временным и географическим координатам, хотя пьеса, как нам уже неоднократно доказывали, была задумана, именно, у нас, в Любимовке, летом 1902 года (написана в 1903 году – В.П.)… 

     Выходит, что это предельно обобщенный, символический образ? Давайте попробуем найти конкретное время и место действия пьесы!
Когда-то, еще до отмены крепостного права (1861 год – В.П.), когда имение Гаевых процветало, вишню сушили, мариновали и отвозили на возах в Харьков на продажу, о чём вспоминает восьмидесятисемилетний лакей Фирс. Значит, Харьков где-то близко: в него можно попасть не только на поезде, но и на лошадях. Варя лелеет мечту пойти с молитвой по Святым местам: сначала в безымянную пустынь, потом в Киев, затем в Москву… То есть Киев ближе к вишневому саду, чем Москва, что вполне согласуется с недалеким Харьковом, в котором и Лопахин ведёт дела. Скорее всего, это там, где редкость глинобитные дома, так как англичане только что на участке Симеонова-Пищика находят белую глину и выплачивают ему деньги… Общий вывод: чеховский вишнёвый сад находится где-то в центре России, но в то же время, вероятно, не так уж далеко от Малороссии. Но и в то же время, в самом начале Лопахин спрашивает у Дуняши: “Который час?” Та отвечает, что светает, два часа… В мае светает во втором часу где-то под Вологдой, но никак не под Харьковым. Загадка остается. 



Высоцкий в роли Лопахина

“Одесса – мама”

      А вдруг это Одесса (правда, в пьесе нет моря – В.П.). Но мы можем с большой долей вероятности предполагать, что в основу пьесы положена именно история продажи одесской усадьбы Ольги Романовны Васильевой, приемной дочери богатой землевладелицы Ирины Жеребцовой. Ольга унаследовала усадьбу с вишневым садом в самом начале одесской улицы Торговой в 1900 году. Она была знакома с Чеховым и даже переводила его рассказы на английский язык. Например, переведенный рассказ “Егерь” Ольга опубликовала в британском литературном журнале “Нью Эйдж”. По мнению историков и литературоведов, в “Вишневом саде” писатель в образе Ани — дочери Раневской – запечатлел именно Ольгу Васильеву, а реального управляющего одесским имением Лукашова – в образе Фирса. 

     В Одессе Чехов бывал несколько раз. Во время последнего приезда в 1901 году писатель посетил вишневый сад, встретился с маклерами, занимавшимися продажей имения, а позже писал Васильевой за какую сумму следует продавать усадьбу. Вырученные деньги Ольга Васильева хотела вложить в создание одесского санатория для больных туберкулезом. Тем не менее, дом удалось продать только после смерти писателя, в 1909 году. После февральской революции усадьба пришла в упадок, а в войну и вовсе разрушилась и была снесена. Но удивительные вещи открываются только в наше время. Оказывается (это ясно из обнаруженной переписки – В.П.), в 1903 году после редактирования и отсылке единственного экземпляра пьесы Станиславскому в Москву, но каким-то неведомыми путями Ольга Романовна Васильева (на тот момент уже Милеант – В.П.) через две недели уже читала пьесу “Вишневый сад” в Женеве и писала Чехову о ней в слезах… 

     Интересный факт: местечки с названием “Гаевка” есть недалеко от Одессы, Таганрога (родины Чехова – В.П.), в Ростовской области… Какое из них наше?
А велико ли само поместье Гаевых? Кто-то задумывался? Давайте вспомним слова Лопахина: "Если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое 25 тысяч в год дохода (Кстати, первоначальный уставной капитал товарищества МХТ составлял как раз 25 тысяч рублей – В.П.). Вы будете брать с дачников самое малое по 25 рублей в год за десятину. Ручаюсь чем угодно – у вас до осени не останется ни одного свободного клока, всё разберут". Это значит – тысяча десятин, а десятина – это 1,1 гектара. Тысячу с лишнем гектаров был знаменитый вишневый сад Чехова… Это же такой простор, что не видно края…

“Игра на свирели”

      Возможно, мы смогли бы определить нахождение вишневого сада во времени и пространстве по звуковому ряду пьесы? Давайте попробуем… Пьеса “Вишневый сад” переполнена звуками. А начинается она с полной тишины (“Рассвет, скоро взойдет солнце… Холодно, утренник. Окна в комнате закрыты” — В.П.). Тишину нарушается сначала легкими звуками: Лопахин зевает, перелистывает книгу (скорее всего “Грешница” (1858) А.К. Толстого – В.П.), а Дуняша “тушит свечу”… И что интересно, в начале I действия три раза используется ремарка “прислушиваются”, но именно отсутствие каких-либо звуков сознает ситуацию ожидания-напряжения, которое нарастает по мере развития сюжета. И только после приезда Любови Андреевны с дочерью дом оживает, наполняется звуками: смехом, плачем, поцелуями…Но это всё как бы внутренние звуки, а что же за звуки извне? Например, в финале первого акта о звуке свирели мы узнаем из авторской ремарки: “Далеко за садом пастух играет на свирели”… 

      Самое важное упоминание звука во втором действии – “отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный”. И следует ключевая фраза Фирса: “Перед несчастьем то же было. – Перед каким несчастьем? – Перед волей”. А ассоциации у других персонажей совершенно разные. Лопахин (очень знающий человек – В.П.) говорит, что “где-то далеко в шахтах сорвалась бадья”. Неужели речь идет о шахтах в районе Донецка? Трофимов и Гаев считают что “может быть птица какая-нибудь… вроде цапли”, “или филин”… Где же у нас водятся одновременно цапли и филины? Непосредственно струны в пьесе присутствуют на гитаре Епиходова, а еще их напоминают провода на телефонных столбах, по которым приходят вести из ближайшего города (что же это за город? – В.П.) об аукционе, а так же телеграммы из Парижа…

“Аукцион, как похороны” 

      Аукцион по продажи имения и вишневого сада в пьесе намечен на 22 августа (по старому стилю, в 1898 году — понедельник). Но уже с первых фраз в спектакле, число 22 повторяется неоднократно. Так прозвали Епиходова – “двадцать два несчастья”… Что же это за число такое? Полагают, что Чехов, сочиняя образ Епиходова, вспоминал фокусника-виртуоза-жонглера с его программой из двадцати двух номеров «Двадцать два несчастья». Среди своих цирковых упражнений – с яйцом, ядром, тарелками, кинжалами – он «с большим комизмом» разыгрывал неудачника: в конце каждого номера что-то падало и разбивалось, пока он сам не падал, схватившись за шкаф, и шкаф накрывал его под грохот разбившейся посуды… А в письме М.П. Лилиной Чехов пишет: «Пьесу (“Вишневый сад”) писать еще не начал, начну после 20 февраля…» и О.Л. Книппер: «Пьесу начну писать 21 февраля». Это же ровно за полгода до 22 августа – даты продажи вишневого сада в пьесе. Скорее всего, Чехов планировал закончить пьесу к 22 августа, к началу нового театрального сезона. Еще 22 августа – день смерти, потрясшей А.П. Чехова, писателя И. Тургенева (1883 года – ровно за 15 лет от 1898 года — продажи «дворянского гнезда» Гаевых – В.П.). Смерть певца «дворянских гнезд» совпало с днем рождения новой жизни для героев «Вишневого сада». 

      А вот и еще одно любопытное совпадение, в 1865 года Павел Михайлович Третьяков женился на Вере Николаевне Мамонтовой, свадьбу сыграли 22 августа в Киреевке, усадьбе Ивана Мамонтова (дядюшки Веры – В.П.). А вот, 25-летие совместной жизни они широко отмечали 22 августа 1890 года в Куракине (ныне г. Королёв — В.П.), что рядом с Любимовской, где А.П. Чехов гостил летом 1902 года. Вероятно, об этом событии, вспоминая, ему рассказывали окружающие… Такие совпадения, думаю, явно не случайны.

      А также 22 августа (по старому стилю) – это день «Агафона – огуменника» по народному календарю. Полагали, что этого числа леший выходит из лесу и бегает по селам и деревням. Многие даже старались уехать на эту ночь из деревни в город, что, впрочем, и сделали в пьесе Лопахин и Гаев. Считалось, что леший может побить припозднившегося человека. Сам же леший представлялся, как странным на вид человеком, вроде Епиходова. Вот Варя в III акте, как может, и борется с «лешим» Епиходовым, но под «горячую» руку ей попадается припозднившейся Лопахин. В начальном варианте пьесы и сама Варвара «двадцати двух лет», но затем произошла замена на 24 года. Наконец, 22 – это «перебор» в карточной игре.

      Кстати о картах, в третьем акте Шарлотта показывает карточные фокусы. По гаданию Марии Ленорман, популярному в те годы, Пищик достает из бокового кармана восьмерку пик, а это – «сад и радость», Трофимову достается дама пик, а это – «букет цветов и любовь», Пищику снова достается туз червовый, а это – «барин и перемены». Как это все совпадает с приближающимися событиями в пьесе!

      В третьем же действии мы можем услышать еврейский оркестр на балу, но удивительно, что в те времена (ближе к югу России – В.П.) такие оркестры играли, как правило, на похоронах. Создается эффект «пира во время чумы». И здесь снова появляется книга «Грешница» А.К.Толстого (тайный привет первому спектаклю МХАТа – В.П.), её читает, уже вслух, начальник станции… Однозначно, железнодорожная станция расположена недалеко от усадьбы Гаевых, до нее ехать всего четверть часа на лошадях… (как и наша станция «Тарасовка» — ближайшая к Любимовке – В.П.). Вот как заканчивается это произведение:

«И вдруг в тиши раздался звон
Из рук упавшего фиала…
Стесненной груди слышен стон,
Бледнеет грешница младая,
Дрожат открытые уста,
И пала ниц она, рыдая,
Перед святынею Христа».


      Третье действие заканчивается тихой музыкой, а в четвертом действии всё смешалось: «слышно, как вдали стучат топором по дереву», открывается шампанское, «тихие рыдания» Любови Андреевны, Вари и Гаева, звуки ключей, запирающих двери усадьбы… И наконец, шаги старого Фирса… Ремарка: «Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

«Луна, луна…» 

      А может быть можно определить время, в котором разворачивается действие пьесы? Ключевое событие, датирующее события пьесы – это восход луны спустя три недели после приезда Раневской, Ани и Шарлотты… Помните, заявление Лопахина, который в ночь приезда «парижан» пообещал вновь посетить имение через три недели, что и произошло во втором действии пьесы? По признакам астрономической ситуации к данным событиям ближе всего относится весна 1898 года. Удивительно, но в первом действии Шарлотта без какого-либо повода вдруг говорит, что ее собака ест орехи. К чему бы это? А 1898 год по китайскому календарю – год собаки… Тогда майское полнолуние 1898 года пришлось на 23 мая по старому стилю, а восход луны в районе Донецка (помните диалог о шахтах?— В.П.) произошел в 20.39 местного времени, заход солнца – 20.24. Если от этого дня отсчитать назад 21 день (3 недели – В.П.), то получится 2 мая – день, с которого начинается действие пьесы. Пасха в 1898 году была 5 апреля по старому стилю, следовательно, Аня и Шарлота выехали в Париж в конце марта. Поездка заняла у них приблизительно один месяц. И что самое удивительное, весна 1898 года в южных районах России была действительно холодной, в марте наблюдались даже снегопады и значительные морозы (-3 градуса 2 мая вполне вероятно – В.П.). 

      Интересно, что в четвертом действии Гаев говорит: «Помню, когда мне было шесть лет, в троицын день я сидел на этом окне и смотрел, как мой отец шел в церковь…» Кстати, Троица 1898 года пришлась на 24 мая по старому стилю, то есть на следующий день после майского полнолуния (и второго действия пьесы – В.П.). Т.е. Лопахих вновь приезжает к Гаевым, именно, на Троицу! Поразительно, но у А. Блока есть стихотворение без названия, написанное в июле 1898 году, в Шахматово:

«Полный месяц встал над лугом
Неизменным диким кругом,
Светит и молчит.
Бледный, бледный луг цветущий,
Мрак ночной по нем ползущий
Отдыхает, спит.
Жутко выйти на дорогу,
Непонятная тревога
Под луной царит.
Хоть и знаешь: утром рано
Солнце выйдет из тумана,
Где под каждою былинкой
Жизнь кипит».

      А вот, не менее удивительно, что и И. Бунин, написав своё стихотворение уже в конце 1903 года, а опубликовал его в начале 1904-го, как раз, в дни премьеры «Вишневого сада» в МХТ! Знал ли он о пьесе Чехова? Но известно, что когда Чехов в декабре 1903 года приехал в Москву, чтобы присутствовать на репетициях в Художественном театре, они несколько раз виделись и подолгу беседовали. Возможно, они говорили и о пьесе… Судите сами (вот отрывок из этого стихотворения):

« … Я жду веселых звуков топора,
Жду разрушенья дерзостной работы,
Могучих рук и смелых голосов!
Я жду, чтоб жизнь, пусть даже в грубой силе,
Вновь расцвела из праха на могиле».

«12.10.1898»

      Наиболее вероятная дата последнего дня и последнего действия пьесы – 12 октября 1898 года (по старому стилю). Давайте рассуждать. Семеонов-Пищик намерен встретиться с Лопахиным в четверг, а первый четверг октября исключается, поскольку это 1 октября (да, и праздник Покрова по старому стилю! – В.П.). А если считать, что действие пьесы происходит в Любимовке, то можно предположить, что все герои побывали в церкви Покрова Пресвятой Богородицы (в которой венчался К.С. Станиславский летом 1889 года). Из других чисел — 8, 15, 22, 29, более предпочтительным выглядит 15. Для отъезда, на мой взгляд, наиболее подходит понедельник – 12.10.1898 года – в воскресенье можно было бы подготовиться к предстоящему отъезду, и впереди еще есть целая «трудовая» неделя… 



Любимовка. Покровский храм

      И еще несколько невероятных фактов: из биографии А.П. Чехова, подтверждающих день отъезда в пьесе «Вишнёвый сад», это день смерти его отца – Павла Егоровича Чехова, именно, 12 октября 1898 года… А буквально через два дня – 14 октября 1898 года (в среду – В.П.) – открытие МХТ (ровно через 74 года после открытия Малого театра – В.П.). То есть теоретически, Раневская, выехав из усадьбы (если предположить, что имелась в виду Любимовка – В.П.), могла спокойно попасть на первый спектакль МХАТа в Москве… Утверждаю, такие совпадения не могут быть простой случайностью! 





Сцена из Вишневого сада. МХТ

Владимир Парамонов
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Читайте также
16 Февраля 2018
Алексей Житарь, заведующий Комплексом информационного библиотечного обслуживания Межпоселенческой  библиотеки Пушкинского муниципального района, собрал интересный материал на основании сведений из Сборника статистических сведений по Московской губернии
11 Февраля 2018
Где как, а у нас в Пушкино театр начинался с… вокзала. Еще бы. Ведь нынешний вокзал был построен при Савве Мамонтове! О нем, о Станиславском и прочем...
28 Января 2018
Весь 2018 год - год К.С. Станиславского. А 29 января отмечается день рождения А.П.Чехова. Пушкинский краевед Владимир Парамонов делится материалом, являющимся продолжением статьи "Блуждания по "Вишнёвому саду" и связанным с последней чеховской пьесой, впервые поставленный К.С. Станиславским.
Комментарии
artpushkinoartpushkino+89 августа 2017 в 10:18
0
Потрясающий разбор. Браво. Очень достойный труд. Вам надо его отправить в журнал СТД Страстной бульвар, 10. Многие режиссеры будут благодарны , есть очень интересные находки! Ещё раз Браво!
ответная реплика

Календарь новостей
Февраль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28





Ритуальные услуги в Пушкино





Наши партнеры:




Портал "Пушкино сегодня"

Последние новости портала "Пушкино сегодня"

добавить на Яндекс

Нашли ошибку?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER