Недокументальная история в лицах. Часть VI, заключительная

01 авг
00:02 2017
Категория:
Край родной
      В последней части своей статьи о.Андрей Дударев вспоминает священнослужителей Боголюбского храма, его 3-го, 4-го и 5-го настоятелей. Также здесь расставляются все точки над «I» в тёмной истории строительства этой легендарной церкви.



Начало публикации:

***

      Напомним, третий настоятель Боголюбского храма священник Сергей Дмитриевич Лебедев вступил в должность после смерти второго настоятеля — Протоиерея Михаила Николаевича Рождественского в сентябре 1907 года

(ЦИАМ, ф.203, оп.780, д.3065, л.315 об.- 316) 


 
      Вот Метрическая запись о рождении сына отца Сергия – Михаила, 14(17) ноября 1904 года. Здесь мы находим имя его супруги – Марии Григорьевны и в числе крёстных — родственников последней: родного брата — профессора Московского Инженерного Училища священника Николая Григорьевича Попова и родной сестры – дочери священника Московского уезда, села Неклюдова Елены Григорьевны Рудневой. Судя по всему, матушка третьего настоятеля Боголюбской церкви была тоже дочерью священника Московского уезда, села Неклюдова — Григория Попова
 
      Увы, на этом посту отцу Сергию будет суждено прослужить всего семь лет, но именно эти годы станут самыми яркими в истории Боголюбской при станции Пушкино церкви. Эту значимость обеспечит в первую очередь начавшийся в мае 1911 года процесс создания нового каменного храма Святого Духа. Отец Сергий Лебедев не доживёт до его освящения, представьте, каких-то 18-ть дней. 
 
(ЦИАМ, ф.203, оп.780, д.4897, л.28 об.- 29) 


 
Счёт умерших: №4 (мужеска пола).
Смерти: 25 июня (8 июля)
Погребения: 28 июня (11 июля)
Звание, имя, отчество и фамилия умершаго: Московскаго уезда, Боголюбской, при ст. Пушкино, Сев. ж. дор., церкви священник Сергий Дмитриевич Лебедев.
Лета умершаго: 46.
От чего умер: от туберкулеза легких.
Кто исповедывал и приобщал: Священник Алексий Петрович Розанов.
Кто совершал погребение и где погребены: Священник Алексий Петрович Розанов соборне, погребен при Боголюбском храме.
Подписи: Священник Николай Гиляров. Диакон Николай Крылов. Псаломщик Александр Екатеринославский. Псаломщик Андрей Левшинский.
На полях: Выдана метр. 5/VII 27 г.
Выдана метр. 23/IX 29 г. 
 
      Также напомним о том, что 30 мая (12 июня) за 26 дней до смерти отца Сергия у Михаила Семёновича Шарикова умерла мама – Евдокия Ильинична. 
 
      Да, можно вообразить каким было настроение старосты Боголюбского храма перед его освящением 13(26) июля 1914 года. 
 
      В том же 1914 году происходит смена и второго священника. Священник Александр Васильевич Ильинский, автор заметки в «Московских Церковных Ведомостях» об освящении храма Святого Духа, 9 марта 1914 года покидает Боголюбский храм. На его место определяется 41-летний священник Николай Павлович Гиляров. Именно отец Николай станет единственным штатным священником Боголюбского храма в момент его освящения 13 июля, но не настоятелем. 
 
      9(22) августа 1914 года четвёртым настоятелем Боголюбской при станции Пушкино церкви становится сын покойного отца Сергия – 21-летний священник Николай Сергеевич Лебедев.


 
(ЦИАМ, ф.203, оп.780, д.4397, л.198 об.- 199) 


      Об отце Александре Ильинском известно мало – удалось найти две Метрические записи: о рождении его сына Николая – 3(16) ноября 1913 года и более раннее, о рождении сына Петра – 8(21) ноября 1907 года. 
 
      Здесь мы находим имя его жены – Пелагеи Васильевны и имена крёстных – Михаила Семёновича Шарикова и судя по всему мамы отца Александра — Марии Петровны Ильинской
 
(ЦИАМ, ф.203, оп.780, д.3533, л.360 об.- 361) 


 
      Во втором случае в лице крёстных — родные брат и сестра Александра Ильинского: Учитель Московской Даниловского Общества трезвости церковно-приходской школы Иван Васильевич Ильинский и проживающая в Москве личная почётная гражданка девица Анна Васильевна Ильинская
 
      Прежде чем перейти к непосредственной тёмной истории трёх храмов Боголюбского прихода нельзя обойти вниманием его первых дьяконов.
Всего на два года пережил первого настоятеля Василия Ивановича Некрасова первый дьякон Боголюбской церкви — Дмитрий Иларионович Соболев. В 1874 году 22-летним псаломщиком он пришёл в новый Пушкинский храм. Судя по месту его захоронения, он происходил из Московского духовенства.
26 октября 1888 года в возрасте всего-навсего 36-ти лет дьякон Димитрий Соболев умирает. 
 
(ЦИАМ, ф.203, оп.780, д.1381, л.389 об.- 390) 

  
Счёт умерших: №80 (мужеска пола).
Смерти: 26 октября (8 ноября)
Погребения: 28 октября (10 ноября)
Звание, имя, отчество и фамилия умершаго: Боголюбской церкви, что при Пушкинской станции диакон Димитрий Иларионов Соболев.
Лета умершаго: 36.
От чего умер: от апоплексическаго удара.
Кто исповедывал и приобщал: Священник приписной Боголюбской церкви Михаил Рождественский.
Кто совершал погребение и где погребены: Приписной Боголюбской церкви священник Михаил Рождественский со служащими. Тело погребено в Москве на кладбище Данилова монастыря по свидетельству Становаго пристова за №1975.
Подписи: Священник Михаил Рождественский. 
 
     
 Его приемником становится 45-летний пономарь Никольского в селе Пушкино храма, к которому тогда была приписана Боголюбская церковь, Николай Яковлевич Крылов.
О Николае Яковлевиче, благодаря Клировым ведомостям 1916 года удалось выяснить гораздо больше.
Диакон Николай Яковлев Крылов, 73 лет. 
  
(ЦИАМ, ф.203, оп.773, д.316, л.40 об.- 41) 


 
      Имеет серебряную медаль в память царствования императора Александра III. За пятидесятилетнее ревностное служение церкви Божией награжден орденом Анны III-ей степени в 1914 году.
Доходы от прихода получает % с капитала 112р.6к.

(ЦИАМ, ф.203, оп.773, д.316, л.41 об.- 42) 


 
Происходит из духовнаго звания.
Обучался в Московской Духовной Семинарии и по исключении из низшаго отделения определен во псаломщика к Николаевской, села Пушкина Московскаго уезда церкви – в 1864 году, Марта 21-го дня.

П
еремещен на вакансию псаломщика к сей Боголюбской церкви – в 1888 году, Ноября 8-го дня. Произведен во диакона на вакансии псаломщика при той же церкви – в 1892 году, мая 6 дня. Утвержден штатным диаконом – в 1903 году, Сентября 3-го дня. 
Взысканию по суду не подвергался, под следствием и судом не состоял и не состоит.
Вдов. В приходе в родстве ни с кем не состоит. 
 
      Нельзя обойти вниманием, пожалуй, самый тяжёлый период в жизни отца-дьякона Николая Крылова. Тем более что Клировая ведомость весьма сухо определяет его семейное положение – вдовец. 

(ЦИАМ, ф.203, оп.780, д.3035, л.348 об.- 349) 

  
  (ЦИАМ, ф.203, оп.780, д.3080, л.337 об.- 338) 


 
      Сначала, 21 апреля (4 мая) 1902 года от «воспаления печени» умирает его 19-летний сын Владимир. А через два с половиной года, 15(28) февраля 1905 года от «излияния крови на мозг» уходит в лучший мир его супруга Надежда Андреевна Крылова. Видимо, разбитая горем мать не смогла пережить потери сына. 
 
      В той же Клировой ведомости мы находим информацию ещё об одном дьяконе Боголюбской церкви – 49-летнем Андрее Николаевиче Левшинском. 

Диакон (на вакансии псаломщика) Андрей Николаевич Левшинский, 49 лет.
Дохода от прихода получает % с капитала 56р. 3коп.
Происходит из духовнаго звания.
Обучался в Московском Епархиальном училище иконописания и по окончании курса состоял на действительной военной службе. Определен во псаломщика Спасской, села Убор, Звенигородского уезда, церкви – в 1891 году. Перемещен на вакансию псаломщика к
Воскресенской села Белой Колпи – в 1898 году, Марта 8 дня. Перемещен во псаломщика к Влахернской села Влахернскаго-Кузьминки Московскаго уезда церкви – в 1903 году. 
 
Перемещен во псаломщика к Боголюбской при ст. «Пушкино» церкви – в 1903 году, Сентября 22 дня.
Рукоположен в диакона при той же церкви с оставлением на псаломщической вакансии – в 1915 году, Январе.
Взысканию по суду не подвергался, под судом и следствием не состоял и не состоит.
Женат. В семействе у него жена Анна Алексеевна 42 лет, дети: 1) Николай 24 лет на военной службе, 2) дочь Нина 22 лет состоит учительницей в Пашковской земской школе Богород.у., 3) Василий 20 лет состоит псаломщиком Смоленской, села Горбова-Мосальскаго Рузского у. церкви 4) Валентин 18 лет, 5) Петр 16 лет обучается во 2 клас. Моск.Дух. Семинарии, 6) Ия 7 лет обуч. в мест. церк. прих. школе, 7) Иоанн 6 лет. 

      К дьяконам Боголюбского храма, правда послереволюционным мы вернёмся в конце статьи. К этому нас подвигнет исключительность личности одного из них. Сейчас же исчерпаем Клировую ведомость 16 года информацией ещё о трёх клириках данной церкви – вышеупомянутых: четвёртом настоятеле Боголюбского при станции Пушкино храма отце Николае Лебедеве, втором иереи – отце Николае Гилярове и псаломщике Александре Семёновиче Екатеринославском.

Священник Николай Сергиев Лебедев, 23 лет.
(ЦИАМ, ф.203, оп.773, д.316, л.38 об.- 39) 


 
Из казны за труды законоучителя получает 60 руб. в год, дохода от прихода % с капитала 168р.9к.
Происходит из духовнаго звания, сын священника.
Обучался в Московской Духовной Семинарии, где и окончил полный курс наук по второму разряду.
Преосвященным Трифоном Епископом Дмитровским Управл. Москов. Митрополией определен и Преосвященным Евфимием рукоположен во священника к сей Боголюбской церкви – в 1914 году, Августа 9 дня.
Состоит заведующим и Законоучителем Пушкинской церковно-приходской школы. Состоит Законоучителем 2-го Лосиноостровского земскаго училища — с 1914 года. Исполняет обязанности полкового в 190 пехотном запасн. полку – с 1915 года. Состоит членом строительной комиссии по постройке при платформе Клязьма каменнаго храма. Состоит настоятелем Боголюбской церкви – с 1914 года, Ноября 9 дня. Ставленную грамоту имеет. Состоит законоучителем детей беженцев.
Взысканию по суду не подвергался. Под следствием и судом не состоял и не состоит.
Женат. В семействе у него жена Александра Сергеева 23 лет.
В приходе в родстве ни с кем не состоит.

Священник Николай Павлов Гиляров, 43 лет.

По представлению Клинскаго Уезднаго Отделения за ревностное отношение к законоучительским обязанностям Его Высокопреосвященством Митрополитом Макарием, награжден набедренником – в 1914 году, Мая 6-го дня. По представлению Командира полка 189 запасн. за ревностное исполнение пастырских обязанностей в означенном полку Его Преосвященством Феодором епископом Волоколамским награжден фиолетовою скуфьею – в 1916 году.
Из казны за труды законоучительства получает 60 руб. в год. Дохода от прихода % с капитала 118р.9коп.
Происходит из духовнаго звания.
Обучался в Спасо-Вифанской Духовной Семинарии. Из 1-го класса уволен в Епархиальное ведомство – в 1890 году. Определен во псаломщика Знаменской, села Старой Каширы Коломенскаго уезда, церкви – в 1890 году, Октября 18 дня. Определен во диаконы к Покровской, села Купелиц, Верейскаго уезда, церкви. 

(ЦИАМ, ф.203, оп.773, д.316, л.39 об.- 40) 


 
      Состоял законоучителем в двух земских школах Верейскаго уезда. Имеет свидетельство о прохождении первых Миссионерских курсов в 1910 году. Определен во священника к Грузинской, села Гарбасьева, Клинскаго уезда, церкви – в 1911 году, Февраля 11 дня. Состоял заведующим и законоучителем местной церковно-приходской школы, для которой им изысканы средства к постройке новаго здания взамен пришедшаго в упадок. Состоял законоучителем в Домниковской земской школе Клинскаго уезда. Имеет свидетельство о прохождении 2-х Миссионерских курсов в 1911 году.
Определен на настоящее место – в 1914 году, Марта 9 дня.
Состоит заведующим и законоучителем Клязьминской, церковно-приходской школы. Исполнял обязанности полкового священника в 189 запасном полку.
Взысканию по суду не подвергался. Под следствием и судом не состоит.
Распоряжением Епархиальнаго Начальства был отпущен для излечения в Клинскую больницу где и находился с 1-го июня по 15 июля.
Епархиальным Начальством был уволен за штат по прошению до излечения с правом по излечении занять другое место – в 1913 году, 6-го Сентября. В заштате находился 6 месяцев.
Женат. В семействе: жена Александра Андреева 42 лет. Дети: 1) Николай 21 года на военной службе, 2) Павел 17 лет обучается в 4 классе Дмитровскаго Духовн. Училища, 3) Екатерина 15 лет обучается в 5 классе Мариинскаго училища на своем содержании, 4) Нина 13 лет обучается в Мариинск. Епарх. жен. Училище во 2 классе на своем содержании, 5) Елизавета 9 лет, 6) Евгения 7 лет: обучаются в местной церковно-приходской школе. 

      Наконец, Александр Семенович Екатеринославский. 

Псаломщик Александр Семенов Екатеринославский.
Дохода от прихода получает % с капитала 56р. 3коп.
Проиходит из духовнаго звания, сын псаломщика.
Обучался в московской Духовной семинарии, где окончил полный курс наук по второму разряду. Состоял учителем Воскресенской церковно-приходской школы Подольскаго уезда. Определен к Боголюбской, при станции «Пушкино» церкви, Московск. Уезда – в 1903 году, Января 9 дня.
Указ имеет.
Взысканию по суду не подвергался. Под следствием и судом не состоит.
Холост.
В причте в родстве ни с кем не состоит. 
 
      Чтобы окончательно запечатлеть образы названных выше личностей, представим их фотографии, сделанные в день освящения каменного храма Святого Духа 13(26) июля 1914 года.
Эти фото взяты частично из архива внука Михаила Семёновича, частично с сайта Боголюбской церкви. 

      К большому сожалению заявленного продолжения “Очерков” с публикацией действительно уникальных документов не последовало: “За годы работы у нас накопился значительный по объему документальный материал, который может представлять интерес как для специалистов, так и для широкого круга интересующихся историей края читателей. Это, прежде всего, те архивные документы, которые никогда ранее не публиковались, и вследствие этого остаются все еще малодоступными материалами. Мы решили исправить это положение и начать серию публикаций под общим названием ”Пушкино и окрестности. Документальная история».
Первый Очерк вышел 15 февраля, второй — 20 февраля. Прошло 5 месяцев, и я надеюсь Пушкинское отделение ВООПиК не ограничится историей только Боголюбского храма. 
 
      Итак, фотографии. 


 
Сидят слева направо.
Первый, причащавший перед смертью 3-го настоятеля Боголюбской церкви священника Сергия Лебедева, а потом и отпевший его – Священник Алексей Петрович Розанов
 
      Отец Алексий — родной брат настоятеля Благовещенской, села Тайнинского, церкви Павла Петровича Розанова и сын предыдущего настоятеля этого храма. Судя по всему, одни из этих Розановых и были просфорницами Боголюбского храма на 1916 год:
«Девица 48 лет из духовного звания Наталия Дмитриевна Розанова – с 17 февраля 1893 года и девица из духовного звания, дочь псаломщика Варвара Ивановна Розанова – с 1915 года». 
 
Далее, вторая — Александра Васильевна Шарикова,
Михаил Семёнович Шариков, Дьякон Николая Яковлевич Крылов, благочинный 6-го округа и настоятель Троицкого храма села Останкино священник Василий Городецкий, Священник Александр Васильевич Ильинский и неустановленная дама. 
 
      Стоят слева направо: Дьякон Андрей Николаевич Левшинский, далее пять лиц не установлено, сын Михаила Семёновича – Николай Михайлович Шариков, его невеста – имя не установлено, Псаломщик Александр Семёнович Екатеринославский и приказчик Михаила Семёновича – имя не установлено. 
 
      Здесь же, мы видим упомянутого в первой части данной работы протоиерея Кафедрального храма Христа Спасителя Маркова, и не просто протоиерея, а настоятеля этого легендарного Собора – Владимира Семёновича Маркова


 
      Сидят слева направо: неустановленное лицо, Дьякон Андрей Николаевич Левшинский, Дьякон Николай Яковлевич Крылов, протоиерей Владимир Семёнович Марков, Михаил Семёнович Шариков и Священник Николай Павлович Гиляров. 
 
      Стоят слева направо: двое неустановленных лиц, приказчик Шарикова, неизвестная женщина в трауре – возможно супруга недавно умершего 3-го настоятеля отца Сергия Лебедева – Мария Григорьевна, Псаломщик Александр Григорьевич Екатеринославский и неизвестный. 
 
В архиве внука Михаила Семёновича сохранилось фотография большой семьи отца Николая Гилярова. 


 
      Далее, пара фото без комментариев уже названных выше лиц. 


  
      На следующей фотографии шествие епископа Трифона от Воскресной школы к  освящаемому храму Святого Духа, которое возглавляют, левее — известный нам дьякон Андрей Левшинский, а правее — указанный в первой части статьи, наряду с протоиереем Марковым, Афанасий Игнатьевич Здиховский — с 1909 по 1916 годы главный протодиакон Храма Христа Спасителя, уникальный бас-профундо.



      Невозможно обойти вниманием одного из главных участников освящения Духовской церкви в Пушкино, представленного выше протоиерея Владимира Семёновича Маркова


 
      Пастырское служение отца Владимира началось в январе 1871 года: Высокопреосвященным митрополитом Московским Иннокентием он был произведён во священника церкви Троицы Живоначальной на Арбате, спустя всего несколько недель после того как в этом же храме отпели его настоятеля, тестя Владимира Семёновича, Ипполита Михайловича Богословского-Платонова
 
      В Троицкой церкви В. С. Марков прослужил долгих 30 лет, с 1892 года в сане протоиерея. Кроме того, с 1889 года он, являлся благочинным Пречистенского сорока города Москвы. В январе 1900 года, в возрасте 59 лет Владимир Семёнович становится протопресвитером (настоятелем) «Московскаго Большаго Успенскаго Собора». 
 
      Через одиннадцать с половиной лет 10 августа 1911-го года отец Владимир становится настоятелем Московского Кафедрального Собора в честь Рождества Христова (Храм Христа Спасителя) — кафедральным протоиереем. Здесь он прослужил до самой своей кончины 29 декабря 1917 года
 
      Несмотря на головокружительную карьеру, отнюдь не она была путеводной звездой Владимира Семёновича. Широчайшая миссионерская деятельность – вот та среда, где отец Владимир чувствовал себя как «рыба в воде». С 1874 по 1879 годы Владимир Семёнович Марков был редактором еженедельного журнала «Миссионер». С 1908 года активнейший участник Православного Миссионерского Общества. С 1911 года незаменимый член Московского Епархиального Миссионерского Совета. 
 
      Вообще дух церковного просвещения второй половины XIX был во многом создан чадами незабвенного Московского митрополита Святителя Филарета (Дроздова). Практически все пастыри Русской Православной Церкви, которых нам удалось вспомнить в данной работе являются последовательными учениками названного Архиерея. 

      Увы, по вине смутного времени место захоронения отца Владимира неизвестно. Да что – могила, я не смог найти в интернете его фотографий. Кстати, такая же история относительно протодьякона Афанасия Игнатьевича Здиховского – голос сохранился, а фотокарточки ни одной. Поэтому наши пушкинские фото с Освящения 13(26) июля 1914 года — уникальны. 


 
      Наконец, вернёмся к всё ещё тёмной, как было сказано, истории Боголюбской церкви.
При наличии разногласий, как, то — утверждение сайта Боголюбского храма будто изображённая на известной открытке деревянная церковь по ошибке именуется Боголюбской, требуется документ, связывающий внешний вид церкви с означенной территорией. 



      К сожалению,  начальные письма 1871 года, приведённые в Очерке ВООПиКа, не располагают такими аргументами. Поэтому автор и вынужден ссылаться только на контуры сооружения – весьма зыбкое, особенно для церковного здания, основание. 

      В Деле Строительного Отделения о сооружении Боголюбской при станции Пушкино церкви имеется и внешний вид (восстановленная мною страница с южным фасадом) и посадка храма на земле по нынешней улице Боголюбская. 



  (ЦИАМ, ф.54, оп.130, д.757, лл.17,21) 



(ЦИАМ, ф.54, оп.130, д.757, л.20)

      Начато Дело 21 августа (3 сентября) 1873 года за №3966 – окончено 20 сентября (3 октября) 1873 года за №3977. Упоминается здесь и о «ВЫСОЧАЙШЕМ соизволении ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА от 19 Октября 1871 года на  безвозмездную уступку из удельной Пушкинской лесной дачи у второй от Москвы станции Московско-Ярославской железной дороги избранного участка земли мерою 1 десят. 350 саж.. с произрастающим на нём лесом под постройку церкви арендаторами участков земли в сказанной даче». 

      Теперь, пожалуй, действительно по этому объекту вопросов быть не может. Более того, упомянутый в статье «Супруги Шариковы достойны канонизации» барак, переоборудованный из деревянной Боголюбской церкви и снесённый только в 1984 году — выглядел следующим образом (план БТИ, и два чёрно белые фото южного фасада и бывшей алтарной части): 






 
      Теперь на месте деревянного Боголюбского храма гаражи. Привычным образом выясним точное положение этого легендарного объекта. 
 
      Перед нами план БТИ 1930-ых годов. Здесь хорошо видны и деревянный Боголюбский храм и кирпичный храм Святого Духа и даже здание Воскресной школы (западнее каменной церкви). 



      Но больше всего нам помогут стоящие диагонально, северо-западнее Боголюбской церкви, два небольших здания, стоят они и поныне. 


 
      Таким образом, перед нами точное место первой церкви Боголюбского прихода. Кроме того, как удалось выяснить, здесь же расположены захоронения как минимум трёх священнослужителей: 1-ого настоятеля — священника Василия Ивановича Некрасова, 2-ого настоятеля — протоиерея Михаила Николаевича Рождественского и 3-его настоятеля священника Сергея Дмитриевича Лебедева. 
 
      Владельцы гаражей, как минимум, должны быть в курсе.



Далее деревянная церковь Святого Духа – аналогично. 
 
      Очерк ВООПиКа заявляет: «История строительства этого храма, начиная с момента подачи прошения, подробно описана на сайте Сретенского храма в дер. Новой» —  —открываем. Да история описана, но увы ни одного чертежа, плана или фото любого другого документа — нет.
 
      На самом деле не сайт, а книга, изданная в 2015 году Ново-Деревенским храмом? содержит достаточное количество серьёзных исторических документов и служит для большинства Пушкинских церквей примером благодарности к своим предшественникам.









      Но и здесь, к сожалению, отсутствуют планы и привязки к местности, без которых документы не формируют доказательной базы. Тем более, что храм утратил свои первоначальные контура задолго до его переноса в деревню Новая, не говоря о его современных формах. 
 
      В документации Строительного Отделения за 1874 год приведены следующие чертежи первого деревянного храма Святого Духа, которыми собственно и воспользовались авторы вышеуказанной книги. Однако, в Деле по-прежнему отсутствует земельный план посадки новой деревянной церкви. Мне кажется его и не было. Ведь постройку производили спешно, в целях экономии отсутствующих у нового храма денежных средств, поэтому и расстояние до первого храма указывается примерно. "Посему мы признали за лучшее в достаточном расстоянии от существующей холодной церкви на этой же церковной земле простроить новую небольшую деревянную церковь теплую в честь и славу Пресвятого и Животворящего Духа Божия с намерением совершать храмовый праздник на другой день Пятидесятницы". 





(ЦИАМ, ф.54, оп.132, д.1, л.136 об.- 137) 
 
      Дело начато 30 Сентября (13 Октября) 1875 года за №5558 с формулировкой: “На постройку новой теплой деревянной церкви при Пушкинской станции Московско-Ярославской железной дороги”. Окончен же Документ 20 Ноября (3 Декабря) 1875 года за №1429. 




 
(ЦИАМ, ф.54, оп.132, д.1, л.119, 143) 
 
      Фасады деревянного храма Святого Духа, комментарии и фото, по-моему, не оставляют сомнений в том, что Сретенский храм в Новой Деревне - это церковь Святого Духа, построенная возле Боголюбского деревянного храма. Однако, постройки всё-таки 1876-ого, а не 1875 года, в соответствии с датой разрешения — 3 декабря 1875 года. 

  
 


      Только теперь документы, представленные в Очерке ВООПиК становятся актуальными. Что это за материалы и по какому собственно поводу? 
 
      В 1911 году Боголюбский храм решает расширить церковь Святого Духа и оснастить её паровым отоплением. 
 
      Дело открывается 31 января (13 февраля) 1911 года за №1275, закрывается же 28 февраля (13 марта) 1911 года

     


(ЦИАМ, ф.54, оп.165, д.6, л.15, 17)    
 
      Разрешение на расширение храма оказалось условным: “Ввиду вышеиложеннаго, Совещательное Присутствие ПОСТАНОВИЛО: предоставить на усмотрение Господина Губернатора вопросы как о возможности применения в данном случае ст. 106 Уст. Стр., так и 10 саж. разрыва от соседних владений вместо 20 сажень”. 
 
      Далее, либо Губернатор не согласился, либо хозяева проекта решили не идти на компромисс с Строительным Уставом. Проект не был осуществлён. Свидетельством этого является открытый Боголюбским храмом с началом строительного сезона того же 1911 года  процесс проектирования нового каменного храма Святого Духа. 
 
      Однако, ничего не бывает случайного. Благодаря этому неосуществлённому проекту мы имеем земельный план с проектируемой к расширению Духовской церковью, и что весьма актуально для нашей работы, здесь показаны места первоначальных захоронений первого и второго настоятелей. 
  

 
(ЦИАМ, ф.54, оп.165, д.6, л.20 (5 частей)  

      Здесь мы видим, что священнослужителей хоронили у зимней церкви Святого Духа, а не у Боголюбской. На самом деле это традиционно – Духовские церкви обычно строили на кладбищах. На плане две могилы под №6 с восточной стороны, у алтаря и №7 с южной стороны, ближе к притвору. Подлинно известно, что с южной стороны был похоронен 2-ой настоятель — протоиерей Михаил Николаевич Рождественский. Следовательно, его могила — №6, а №7 – первого настоятеля священника Василия Ивановича Некрасова. Конечно же при постройке каменного храма (1912-14 гг.) и последующем переносе Духовской церкви в Новую Деревню (1923 г.), должны были перенести и могилы. Согласно свидетельствам жителей барака, переоборудованного из деревянной Боголюбской церкви, ряд старых могил располагался южнее их дома-барака вдоль улицы 1-я Домбровская — Боголюбская, то есть на месте первой к улице линии гаражей.
 
Как было сказано, весной 1911 года принимается решение не расширять деревянный зимний храм, а вместо него построить новый каменный соответственно в честь Святого Духа. Поэтому чертежи избранного архитектора датированы июлем 1911 года. Официальное же прошение поступает в Строительное Отделение 15(28) сентября 1911 года за №12429, но 24 сентября (7 октября) 1911 года за №1764 возвращается на доработку. 






 
(ЦИАМ, ф.54, оп.165, д.6, л.105, 107, 107 об.)

МОСКОВСКАГО ГУБЕРНСКАГО ПРАВЛЕНИЯ Строительное Отделение. Сентября 24 дня 1911 г. №1764. По №2161 д 1/11. В Московскую духовную Консисторию. Припровождая при сем обратно доставленный при отношении от 15 сего сентября за №12429 проект (в 2-х экземплярах) на постройку новаго каменнаго храма при ст. Пушкино, Стр. Отд. имеет честь уведомить, что для составления заключения возможно ли по этому проекту разрешить устройство храма необходимо дополнить проект расчетом прочности и устойчивости ответственных частей храма, как то: основания, сводов, арок, купола и проч. 
 
      Дело в том, что при постройке каменного храма решили применить новейшие, тогда ещё малоизученные, железобетонные конструкции. Очевидно это требовало дополнительных, для подстраховки, расчётов. Рекомендации Строительного Отделения были выполнены уже в 1912 году. Повторно документы подаются 9(22) Апреля 1912 года, в следствии чего за №4366 в Строительном Отделении вновь открывается Дело о строительстве каменного храма Святого Духа при Боголюбской церкви в Пушкино. 


  

 
(ЦИАМ, ф.54, оп.166, д.183, л.6, 1)

      Теперь вопрос, мог ли проект каменного храма Святого Духа, после почти годовой проработки и повторного поступления в Строительное Отделение, измениться ещё? Ответ, однозначно – нет
 
      Тогда что могло произойти? Речь идёт о существенном конструктивном отличии проекта, от того, что в результате было построено в 1914 году. Если даже проект мог измениться, то только через Строительное Отделение и одобрение Губернского Правления. Я просмотрел архив документов этого Отделения за 1912,1913,1914 годы и никаких дополнительных фактов по этому объекту не обнаружил. 
 
      Могли ли хозяева проекта без дополнительного согласования и соответствующего разрешения внести существенные коррективы в строительный процесс? Вновь тот же ответ, однозначно – нет.
Что тогда всё-таки произошло? Судя по всему, на этапе восстановления храма в 1990-ые Архивные документы могли быть изменены, по сути, подделаны в угоду вкусам новых хозяев.
Посмотрим пристальнее на этот проект, следы подделки обязательно проявят себя – если конечно я не ошибаюсь.
Но сначала представим то что опубликовано Пушкинским отделением ВООПиК и то, что предстало жителям нашего города в 1914 году. 


  

 
(ЦИАМ, ф.54, оп.166, д.183, л.18, 17)

      Согласитесь, то что мы видим здесь, вполне соответствует тем восторженным оценкам, которые данный объект получил от современников: “Новый храм – трехпредельный, необыкновенно изящной выдержанной архитектуры. Стиль – древне Московско-Новгородский” (“Московские Церковные Ведомости” №42 от 18 октября 1914 года, священник Александр Ильинский). 


 
      Скажите, разве церковная оценка могла быть другой? Соглашусь, но вот внешняя реакция. В начале XX века, в период так называемого строительного бума издавался журнал-ежегодник “Московский Архитектурный Мир”. Этот журнал представлял все выдающиеся сооружения за истекший год. Было всего четыре выпуска за 1912, 1913, 1914 и 1915 гг. Представленная фотография опубликована в последнем за 1915 год номере Московского Архитектурного Мира”. 





(РГБ, XXIV 94/4, 1915 г. в.4, стр.88) 
 
      Архивное дело о строительстве храма Святого Духа в Пушкино содержит целый ряд странных вещей.
Во-первых, бросается в глаза абсолютно нетипичный для разрешительной документации Строительного Отделения западный фасад церкви. Всегда, без исключений, архитекторами предоставлялся наиболее информативный южный фасад. Другие ракурсы сооружения были только дополнением.
Во-вторых, чертёж выполнен крайне небрежно по отношению к пропорциям центрального купола, одного из ключевых элементов храмовой архитектуры. Так, на одном, представленном выше, листе №17, купола в диаметре на 60-70 сантиметров отличаются друг от друга. Наибольшая наглядность достигается путём наложения.









      Вряд ли такой квалифицированный специалист, как Карл Карлович Гиппиус подписал бы такой чертёж. Но не беда, подпись ведь можно и подделать. Отсюда… 
 
В-третьих, данное Строительное дело содержит четыре подписи Гиппиуса и все они почему-то разительно друг от друга отличаются. 


 
      Похожи только второй и третий варианты, и то с натяжкой, имея в виду…, хотя бы, первую букву «А». Это подписи по сути с одного листа №18, представленного выше земельного плана посадки каменного храма. Почему то, в Деле этот план представлен в двух экземплярах – что не встречалось мне не в одном другом аналогичном документе исследуемого периода. И это можно было бы отнести к 4-ой странности данного Дела. 
 
      Последний – нижний вариант подписи также представлен выше на опубликованных Пушкинским ВООПиК документах – лист №17. Кстати. Здесь мы и находим дату первого чертежа каменного храма: «Июль 1911». Этот вариант очевидно выполнен другой, в сравнении с двумя предыдущими, рукой. 
 
      И наконец, первый верхний вариант. Это интересно… Он отдалённо напоминает нижний и относится к совершенно другой группе подчерков, в сравнении с двумя средними вариантами. Почему-то ВООПиК не заметил в Деле этого листа под №16, а ведь он предлагает информационно важный внутренний план храма. Вместе с тем на обороте этого неопубликованного листа я заметил любопытную приписку: «действительный вариант». 








 
(ЦИАМ, ф.54, оп.166, д.183, л.16, 16 об.)

      
Можно много фантазировать о происхождении этой приписки — «действительный вариант». То ли она дореволюционная, так как выполнена в соответствующей орфографии, то ли – современная и принадлежит добросовестному работнику Архива, хитро пометившему неповреждённую фальсификацией страницу? В любом случае перед нами на листе №16 подлинная подпись Карла Карловича Гиппиуса архитектора каменного храма Святого Духа в Пушкино. Для представления о стиле Карла Карловича предложим фото одного из его объектов — Церкови Троицы Живоначальной при детском приюте им. братьев Бахрушиных в Сокольниках



      В общем, соотношение этого подлинного листа с последующими под №17 и 18 обличает и иной подчерк оформителя, и другую по форме шкалу размеров, одним словом, неумелую подделку. 
Да… 
 
      Но Московский журнал, Московским журналом, мало ли найдутся утверждающие: «посёлок близ Пушкина, это же не Пушкино»… Не может быть, — подумалось мне тогда, — чтобы не было ни одного фото этой церкви в архиве внука Михаила Семёновича Шарикова! 
 
Перерыл всё – нет. Остался чердак его дома, где по словам внука — Александра Алексеевича были осколки выполненных на стекле фотографий. 
 
      Выбираю день, голыми рукам просеиваю 150-летний песок, 20-сантиметровым слоем покрывающий пол чердака. За день обработал порядка 20 квадратных метров – нашёл одно более-менее целое стекло и три осколка второй фотографии. Больше ничего… 
 
Но ничего больше и не было нужно! 
 
Вот что удалось найти… И не чудо ли это? Настоящее чудо, свидетельствующее об участии Высших сил в этой запутанной, но увлекательной истории. 


 
      Тогда же я принял решение, во что бы то ни стало восстановить этот храм, конечно речь не шла о нынешней Боголюбской церкви. У неё теперь своя специфическая история. 
 
… восстановить храм Святого Духа на новом месте, конечно Западной стороны города Пушкино.
 
     Подумал я об этом в июле 2016 года, а в августе озвучил своё желание отцу Благочинному – протоиерею Иоанну Монаршеку, он – свидетель. 
 
      Поэтому октябрьское происшествие с моим снятием я сразу воспринял как Божие благословение заняться этим проектом вплотную. 
     
      Задача была не из лёгких. Практически только по фотографиям восстановить облик Духовской церкви, построенной Михаилом Семёновичем Шариковым в 1914 году. 


 
       Конечно же само здание храма существует и с него, с любезного разрешения сотрудников, были сняты все внешние и внутренние размеры. 
 
      Таким образом был составлен эскизный проект – выполнена 3D модель. Результат превзошёл ожидания. Такой храмовой красоты и изящества я ещё не видел. Карл Карлович Гиппиус действительно гениальный скульптор, а спроектированный им для Пушкино храм Святого Духа — шедевр архитектуры. 
 
      Но вот с землёй оказались проблемы. Лучшим местом, главное, равноудалённым от близлежащих храмов, является легендарный котлован-яма рядом с Дачей поэта Владимира Маяковского на Акуловой горе. Территория в 7 гектар пустует уже 30 лет. Сегодня её облюбовали бомжи. Здесь по моей задумке можно было бы восстановить не только Духовской храм, но и деревянную Боголюбскую церковь, как символ старого Пушкино. Вокруг храмов реально воссоздать деревянные же постройки, известные нам по фотографиям, главным из которых конечно является легендарный Летний театр. Только разрешите! 
 
      Но чиновники не устают меня убеждать, что участок в аренде, за него платят деньги и здесь разводят рыбу. Конечно, нынешняя власть неместная и ей можно простить незнание ситуации. Рыбы здесь нет с 1987 года
 
Итак, вот что может появиться в котловане. 



        Обратите внимание на задумку авторов. Перед нами храм в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов. 

 
      Знакомые с этим евангельским сюжетом сразу узнают его в очертаниях представленной церкви – купола как языки пламени в виде которых сошёл Дух на первых учеников Господа нашего Иисуса Христа. 

 
      Что касается ямы, мол, храмы нужно возводить на возвышенностях. Так это яма не простая – её выкопали политзаключённые в 1932-1937 годах. Известно, что в числе строителей Акуловской дамбы большинство были священнослужители. 
 
      Также есть информация о том, что умирающих работников котлована здесь же и прикапывали – «хоронили». Может поэтому в прудах котлована карпы, увы, дохли и поэтому в конце 1980-ых рыбное хозяйство было заброшено. 
 
      Если же это кладбище, то храм Святого Духа будет здесь как нельзя кстати. 
 
Закрыт же был Боголюбский храм 5 февраля 1938 года
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума Московского Областного Исполнительного Комитета Советов РК и КД
от «5» февраля 1938 года
№8/13. 


 
(ЦГАМО, ф.2157, оп.1, д.1691, л.297)

О закрытии церкви в гор.Пушкино Пушкинского района.
О закрытии в гор.Пушкино Боголюбовской церкви ходатайствуют трудящиеся, принимая во внимание, что на расстоянии 0,5 и 1 кил. Имеются 2 действующие церкви.
Президиум Мособлисполкома, руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8.IV-29г. ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Разрешить Пушкинскому Райисполкому церковь в г.Пушкино закрыть, а здание использовать под пионерский клуб.
С предметами культа поступить согласно того же постановления ВЦИК и СНК от 8.IV-29г.
Настоящее постановление объявить группе верующих, разъяснив порядок обжалования в двухнедельный срок в Президиум ВЦИК через Мособлисполком.
Предложить Пушкинскому Райисполкому не производить ликвидации церкви впредь до получения особого извещения от Мособлисполкома о вступлении в силу настоящего постановления.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МОСОБЛИСПОЛКОМА – (И.ХОХЛОВ)
СЕКРЕТАРЬ МОСОБЛИСПОЛКОМА – (И.ЛАПШЕНКОВ) 

      А так выглядел храм Святого Духа в августе 1993 года и, конечно, его можно было бы восстановить в первозданном виде.


 
      В заключение хотелось бы вспомнить, согласно основной концепции данной работы – «история в лицах», о двух на первый взгляд, противоположных личностях и ровесниках: деятельнице российского революционного движения Ине́ссе Фёдоровне Арма́нд (урождённая Элизабе́т Пешё д’Эрбанви́лль (фр. Élisabeth Pécheux d’Herbenville) (26 апреля 1874 года, Париж — 24 сентября 1920 года, Нальчик) и последнем дьяконе Боголюбской церкви перед её закрытием в 1938-ом – легендарном протодьяконе Михаиле Кузьмиче Холмогорове (16(29) августа 1870 года Московский уезд, село Гренево – 3 августа 1951 года, Москва). 
 
      Удалось выяснить что чин присоединения к Православию француженка-англиканка Инесс Арманд прошла именно в Боголюбской церкви 12(25) апреля 1894 года


 
(ЦИАМ, ф.203, оп.780, д.2612, л.361 об.- 362)
    
  Потомственнаго Почетнаго Гражданина Московскаго 1-й Гильдии Купеческаго сына Александра Евгениевича Арманд жена Француская Гражданка Инеса Елиза Феодорова Стефанн Англиканскаго вероисповедания 18 лет присоединена через миропомазание к Православию с именем Елизавета
Запись сия сделана по билету данному из иностраннаго отделения Канцелярии Московскаго Генерал Губернатора 2 Апреля 1893 года за №3643.
При присоединении в качестве восприемницы была Потомственная Почетная Гражданка Варвара Карловна Арманд.
Присоединил к православию Протоиерей Михаил Рождественский с Диаконом Николаем Крыловым. 
 
     А в 1929 году знаменитый Московский протодьякон Михаил Холмогоров переселяется с семьей в Подмосковный город Пушкино и получает назначение в местный храм Сошествия Святого Духа. Это было следствием лишения его московской прописки. Здесь он служил вплоть до ареста в 1938 году по клеветническому обвинению – «за участие в антисоветской террористической группе». 


 
      26 июня 1939 году Михаил Кузьмич Холмогоров был осужден военным трибуналом Московского военного округа на основании статьи 58-8 Уголовного кодекса РСФСР к лишению свободы на 4 года с последующим поражением в политических правах на 3 года. Пока он был в тюрьме, скончалась его жена. Через год, вероятно, в бериевскую оттепель, так и не сознавшийся в теракте диакон был выпущен и реабилитирован. 
 
      Тяжело больной стенокардией, он не мог уже служить и петь полным голосом и лишь в 1943 году получил назначение в штат храма Воскресения Словущего (апостола Филиппа) в переулке Аксакова на Арбате. В этом храме он был протодиаконом 8 лет, вплоть до своей кончины, с трудом добираясь до места службы из Подмосковной Мамонтовки, где он жил у родных. В то время у него часто проходили богослужебную стажировку молодые диаконы из клира Богоявленского Кафедрального собора в Елохове. 
 
      Всё о чём мы вспомнили в данной работе было призвано воспроизвести атмосферу того времени, которое выпало на долю нашего главного героя Михаила Семёновича Шарикова. 
 
       Клировая ведомость 1916 года, к которой мы не раз прибегали в данной части исполняет настоящий гимн этой многогранной и самоотверженной личности – а «слов, как известно, из песни не выкинуть». 


  



 
(ЦИАМ, ф.203, оп.773, д.316, л.42 об.- 44) 
 
Церковный староста Боголюбской, при станции Пушкино, церкви Титулярный Советник Михаил Семенович Шариков 54 лет

Имеет золотую медаль на Анненской ленте. Имеет орден Станислова III- ей степени. Награжден Св.Библию, от Св.Синода выдаваемою 1912 г., Мая 11 дня.

Происходит из купеческаго сословия.
Обучался в Воронежской Духовной Семинарии. Откуда вышел из 5-го класса. 



Состоит в должности церковнаго старосты Боголюбской, при ст. Пушкино, церкви с 1896 года, Июля 22 дня. Состоит попечителем местной, церковно-приходской школы. 
Состоит Почетным Старшиною Московскаго Совета детских приютов с 1889 года, Марта 17 дня
Председатель О-ва Благоустройства «Пушкино Лесной Городок» с 1915 года, Июня 27 дня. Член Учредитель Церковно-Приходскаго при Боголюбской церкви попечительства в память 25-летия со дня освящения Боголюбской церкви с 1899 года, Мая 14 дня
Казначей вышеозначеннаго Попечительства со дня основания онаго. Строитель каменнаго храма во имя Сошествия Св.Духа на Апостолов. Помощник попечителя приюта для слабых и болезненных детей в память в Бозе почившаго Императора Александра III-го при Московском Совете детских приютов. Член Соревнователь Комитета-Патроната при Москов. Совете детских приютов со дня основания с 1911 года, Августа 24 дня. Титулярный советник с 1914 года, Октября 5 дня. Личный дворянин с 1915 года, Сентября 30 дня. Член Общества Благоустройства местности Пушкино – Лесной Городок с дня основания с 1902 года, Ноября 28 дня. Почетный член того же Общества с 1914 года, Сентября 22 дня. Председатель Бюро Пушкинского Комитета помощи жертвам войны с 1914 года, Августа 3 дня. Товарищ Председателя Пушкинского Комитета помощи больным и раненым войнам, с начала войны. Попечитель лазарета имени Михаила Семеновича Шарикова с 1914 года, Сентября 13 дня. Действительный член вспомогательнаго Общества купеческих приказчиков в Москве с 1901 года, Января 1 дня. Член Попечительнаго Совета Пушкинскаго Высшаго Начальнаго Земскаго училища с 1916 года, Января. Член педагогическаго Совета Пушкинскаго Высшаго Начальнаго Земскаго училища с 1916 года, Февраля. Член Правления Общества попечения об учащихся и учившихся в Пушкинском Высшем Начальном Земском училище с 1916 года, Августа 21 дня. Казначей вышеозначеннаго Общества с 1916 года, Сентября 4 дня

      Относительно белым пятном остаётся священство Михаила Семёновича. Помимо единственного, но весьма убедительного документа «Грамоты Священнику Боголюбской, при ст. Пушкино, Москов. Уезда, церкви Михаилу Шарикову от 28 мая 1928 года», удалось точнее установить время принятия Михаилом Семёновичем священного сана. 


 
      Как я и предполагал, толчком к этому серьёзнейшему для послереволюционной России шагу стала смерть его супруги Александры Васильевны – 2 сентября 1921 года. Ещё раз рассмотрев стихийный дневник в Бухгалтерской книге Шарикова – и именно этого периода, я обнаружил следующее. 




 
      На листе «Приход» жирным шрифтом выделено 19 декабря 1921 год и далее по дням следуют стандартные священнические требы: молебны, причащения, крестины, исповедь, молитва в 40-ой день и так далее. Ничего подобного на предыдущих страницах не было. Но главное, на листе «Расход» читаем: 22/XII 1921 г. – Ряса в Хотькове: 1.000 т.; Подрясник шитье: 2.00 т.; Крест: 1.000 т. 
 
      Считаю, что Михаила Семёновича Шарикова рукоположили в священника на Святителя Николая Чудотворца — 19 декабря 1921 года. Согласитесь – красиво, насколько яркий символ жизни Михаила Семёновича. До чего же это — логично и заслужено? 
 
      Более того полагаю, ввиду сложной церковной ситуации вряд ли Боголюбский храм мог позволить себе двух священников. Поэтому, скорее всего с 19 декабря 1921 года по 11 марта 1929 года священник Михаил Шариков являлся пятым по счёту настоятелем Боголюбской, при станции Пушкино, церкви. 
 
      Итак, перед нами фотография, сделанная 13(26) июля 1914 года в день освящения каменной церкви Святого Духа. 

  
      На нас из вечности смотрят 49 человек, включая бабушку, выглядывающую слева, и трёх человек, стоящих в распахнутом окне Воскресной школы, на фоне которой и сделан этот снимок. Скольких из них мы можем узнать? Во многом благодаря проделанной работе — узнаём 15 человек – 30%. 
 
Сидят слева на право. 
 
      Первый – 1) легендарный купец Иван Афанасьевич Александренко –ктитор, приписной к Боголюбской, церкви Гребневской иконы Божией Матери у платформы Клязьма.
Далее, неизвестный, за ним 2) священник Александр Васильевич Ильинский, 3) Священник Алексей Петрович Розанов, 4) священник Николай Павлович Гиляров, 5) Михаил Семёнович Шариков, 6) Управляющий Московской Митрополией — епископ Дмитровский Трифон (Туркестанишвили), 7) протоиерей Владимир Семёнович Марков, 8) Благочинный 6-го Округа — священник Василий Городецкий, 9) купец Константин Петрович Бахрушин — ктитор церкви Николая в Кузнецах города Москвы и председатель «Строительной комиссии Боголюбской при станции Пушкино церкви», 6 неизвестных.
 
Стоят слева на право. 
 
      Трое неизвестных, 10) Николай Михайлович Шариков, неизвестный монах, 6 неизвестных, 11) Сергей Семёнович Шариков, 12) Великобританский подданный Александр Карлович Тидмарш – православный прихожанин Боголюбской, 13) Карл Карлович Гиппиус, 2 неизвестных, 14) дьякон Андрей Николаевич Левшинский, 9 неизвесных, полубоком – 15) протодьякон Афанасий Игнатьевич Здиховский, над ним и под ним неизвестные, в окне также неизвестные. 
 
      Мы часто вспоминали 6-ое Благочиние, в которое входила и Боголюбская при станции Пушкино церковь. Для информации, перечислим входящие в него на 1914 год храмы.


 
(РГБ, XV 11 а/20, 1914 год №41, стр.30-31) 
 
Благочиние 6-го округа: 

1)Тихвинская, с.Алексеевскаго; 2) Крестовоздвиж., с.Алтуфьева; 3) Успенская, с.Архангельск.(прип.); 4) Благовещенская, с.Биберева; 5) Троицкая, с.Болтина; 6) Космо-Домианская, с.Болшева; 7) Покровск., сельца Любим.(прип.); 8) Спасская, с.Вантеева (сегодня Смоленская, города Ивантеевки); 9) Богород.-Рожд., с.Костина; 10) Покровская, с.Медведкова; 11) Владимирская, с.Мытищ; 12) Владимирская, с.Неклюдова; 13) Ильинская, с.Вешки (прип.); 14) Богоявленская, с. Никольскаго; 15) Николаевская, с.Оболдина; 16) Троицкая, с.Останкина; 17) Николаевская, с.Пушкина; 18) Боголюбская, при ст.«Пушкино»; 19) Троицкая, с.Свиблова и припис. к ней Ризположен., с.Леонов.; 20) Благовещенская. с.Тайнинскаго; 21) Донск.Бож.Мат. при ст.«Перл.»; 22) Преображен., при фабр.Черныш.; 23)Богородицк., в Марьиной роще; 24) Покровск., при с.Черк., на Кляз.; 25) Гребневск., при полуст.«Клязьм.»; 26) Николаевск., при Убеж. фельдш., бл. Лос.остр. 

      Верю, что новый храм Святого Духа наконец то найдёт себе участок земли в городе Пушкино, как и те, кого нам удалось вспомнить в данной статье найдут себе заслуженное место в нашей памяти. 

      Верю, что новый храм станет не только местом совершения Таинств, но и памятником 5-му Боголюбскому Настоятелю Священнику и просто Человеку — Михаилу Семёновичу Шарикову. 

Конец.

Андрей ДУДАРЕВ 
 Все права защищены, частичное и полное использование материала - с письменного разрешения автора 
 Контактная почта Veraduda@yandex.ru
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии 4

Написать
Ya_Pravda
Большая проделанная работа и интересный материал, спасибо!
Ответить
Galkovskaj Galkovskaj
Хотим обратится к тем от кого зависит выделение земельного участка для строительства храма .

Огромная просьба землю выделить .
Отец Андрей свои слова не раз доказал благими делами .
Ответить
Galkovskaj Galkovskaj
Прочитали с огромным удовольствием .
Очень интересно и познавательно.
Огромное спасибо отцу Андрею .
Колоссальный труд .
Удачи ему во всех его делах .
Ответить
Юрий
Спасибо за возможность прикоснутся к ожившей истории нашего края. Настоящий Боголюбский храм и правда великолепен. Руководство питомника, у Вас есть возможность войти тоже в Историю, выделите землю под храм о.Андрею, участки под дачи еще не скоро все продадите, а овраг вдоль дамбы перед Водопроводчиком-3 очень подошел бы. И люди Вас тоже будут вспомнить с благодарностью.
Ответить
Написать
Последние комментарии
ktynzq1
Возродить будет не просто. Дай ...
ktynzq1
Про Зверосовхоз при делёжке ...
invalid
Прокуратура почему-то не ...
Александр
Интересно на чем он ...
Александр
Настроил дворцов,скупил ...
invalid
Кошмар урбанизма продолжается. ...
Hellen
Житель интересуется , ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
Sirian Sirian
Великолепно!Прочёл на одном ...
invalid
Вопрос о чистоте и гигиене в ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: