Недокументальная история в лицах. Часть I

30 июн
07:37 2017
Категория:
Край родной
100 лет, как история России перестала быть историей каждого её гражданина, каждой отдельной личности. Человек превратился в инструмент средневековой борьбы за власть. История Боголюбской церкви города Пушкино и Михаила Семёновича Шарикова невольно потянули за собой вереницу имён, лиц, целых семей, без которых немыслима пресловутая историческая правда. Этой публикацией открывается цикл статей Андрея Дударева, призванный вернуть истории её подлинного хозяина – человека.


Фото - группа ВК Наше Пушкино
   
— сотрудник Отдела Свода памятников архитектуры и монументального искусства ГИИ (Государственный институт искусствознания) и выразила своё удовлетворение: “Я очень рада, что теперь история Боголюбской церкви ясна!” Честно говоря, я думал, что подлинным источником архивных материалов приведённых в указанных выше публикациях явилась именно Елена Геннадьевна. Поэтому автор упомянутых выше статей и благодарит её: “Пушкинское отделение благодарит Е.Г.Щеболеву за помощь”. Но на мой вопрос она ответила: “Нет, чертежи обнаружила в архиве автор статьи Татьяна Лаврентьева, я же только уточняла подпись Гиппиуса (раньше имела дело с его чертежами)”. Тогда ещё интересней, почему в статьях отсутствуют ссылки на архивные документы. Я полагал что у автора их просто нет. Но раз “обнаружила” она, то… непонятно. На мою же просьбу поделиться образцами подписи Гиппиуса или же посоветовать? где таковые можно найти? Елена Геннадьевна ответила молчанием вот уже в несколько месяцев.
Мне конечно приятно, что профессионалы, как то, Пушкинское отделение ВООПиК, свою деятельность стали мотивировать моими любительскими работами: “Дополнительным поводом ускорить публикацию послужила недавняя статья о. Андрея Дударева, посвящённая, главным образом, замечательной личности М.С.Шарикова, бессменного церковного старосты Боголюбской церкви с 1896 года”. Действительно “ускорить”… Очевидная поспешность с которой эти документы были опубликованы помешали автору статей доработать этот любопытнейший материал. Ничего личного? только дело. 

       Вряд ли можно соревноваться в таких важных темах. Биографией Михаила Семёновича Шарикова и историей Боголюбского храма я занимаюсь уже год, причём публично. Думаю, можно было бы связаться со мной и скоординировать действия, однако автор предпочёл устроить соревнование. Поэтому, назвав статью “Документальной историей” упомянул меня и тем ,видимо, охарактеризовал мою работу как недокументальную. 

       Или же поспешные действия спровоцировали вот  — : “Здесь видно, какой была, по замыслу Михаила Семёновича Шарикова, архитектура Боголюбской каменной церкви, какого размера купол и — никакой колокольни. 



Перестроенный теперь Памятник Архитектуры – огромный, несоразмерный купол, сомнительного стиля колокольня и неподдающаяся описанию роспись лично у меня вызывает сожаление. А может поэтому ”О каменном, ныне восстановленном, Храме сохранилось очень мало сведений и фотографий». Как говорится «концы в воду». Но я же смог найти таковые – через 24 года после открытия в 1992 году Боголюбского прихода. Поэтому возможно и о Михаиле Семёновиче Шарикове всего два слова – очень обидно".

       Этот щекотливый текст кого-то мог сильно озадачить и материал “Документальная история” был пущен, так сказать, на опережение. 
 
       С архивными документами, представленными в упомянутых статьях я работаю уже полгода, что кстати могу подтвердить датой снятия копий. При чём я, в отличии от госпожи Лавреньтьевой, отследил весь процесс от начала проектирования до непосредственной реализации. 
 
       Здесь необходимо отметить качество представленных в статье копий – это цветные сканы документов. Данный материал находится в Страховом Фонде ЦИАМ (Центральный исторический архив Москвы) и для просмотра предоставляется только в виде чёрно-белых микрофильмов. Заполучить цветной скан размером один в один весьма проблематично. Его не сделают просто для красоты исследовательского текста, необходимо серьёзно мотивировать свою необходимость. При том, скан этот, даже одной страницы, стоит немалых денег. Лично я при гигантском объёме архивных материалов ещё ни разу не пользовался этой услугой. А тут, что ни копия, то скан, при чём все из Страхового Фонда. Ну ладно Елена Геннадьевна, наверняка вхожая в любой Архив, но если рядовой гражданин… непонятно. 
 
       У меня есть основания полагать что подлинный источник в статье не назван, при чём источник заинтересованный и весьма озадаченный. Но об этом позже. 
     
       Итак, уважаемая Елена Геннадьевна, увы… История этого храма, а точнее нескольких церквей, мне напоминает страницу из архивного Дела о строительстве Боголюбской деревянной церкви. Оно в ЦИАМ выглядело так — (ЦИАМ, ф.54, оп.130, д.757, л.17,21). 


  
       С одной стороны, не плохо для 1873 года, с другой почему один купол с частью крыши висит в воздухе, а подпись архитектора вообще задом на перёд. Увидев этот рисунок мы должны бы быть тоже довольны, однако мне захотелось разобраться. В результате архивная страница была мною восстановлена. 


       Просто-напросто второстепенную надпись на обратной стороне листа приняли за главную и перевернули первую часть данного документа. В следствии чего получился северный фасад, а не южный — традиционный для разрешительной храмовой документации Строительной консистории. Рисунок, судя по всему, выполнен на кальке, поэтому и просматривается с двух сторон. Далее, чтобы с первой состыковать вторую часть документа, повернули и её. Но здесь помешало наименование церкви:



 "…м (наверное — Храм) Св. иконы Божия Матери Боголюбския при Пушкинской станции М.-Я. Ж. Д.". Для того что бы не переворачивать важную надпись, эту вторую часть разделили по горизонтали и в результате купол ушёл вправо от церкви. Вот такая песня… 
 
       Как уже было сказано это символ увы до сих пор тёмной истории Боголюбской при Пушкинской станции церкви. И если недостаточно мотивированные сотрудники ЦИАМ, не имея времени и сил для обработки всех документов, просто перепутали ветхие чертежи, то здесь извините пахнет фальсификацией. 

       Как всегда, обо всём по порядку и предельно аргументировано. 
 
       Во-первых, почему я в истории Боголюбской церкви настаиваю на исключительной роли Михаила Семёновича Шарикова. 
 
       Если бы не вклад этого человека, то сейчас разговаривать было бы просто не о чем. Ни первого деревянного храма, ни второго на этом месте уже нет – только то, что построил фактически Шариков – каменная церковь, именуемая теперь Боголюбской.
 
       Кто-то возразит: ну что за документ – ветхая бумажка с нечитаемыми подписями, определяющая пожертвование Михаила Семёновича как большую часть из 80 тысяч рублей. Здесь имеется ввиду письмо прихожан епископу, приведённое в уже упомянутой статье «Супруги Шариковы достойны канонизации»:. Так вот вам настоящий документ — заметка об освящении нового храма в дачной местности «Пушкино» из еженедельника «Московские Церковные Ведомости» от 18 октября 1914 года:
Освящение новаго храма в дачной местности «Пушкино», Северн. жел. дор.
13-е июля было чрезвычайно светлым и радостным днём для обитателей Пушкинской дачной местности Северн. жел. дор. В этот день здесь состоялось освящение новаго каменнаго храма в честь Сошествия Св. Духа на Апостолов, воздвигнутаго взамен, пришедшаго в ветхость, стараго деревяннаго. Чин освящения и следовавшую за ним литургию совершал преосвященный Трифон, епископ Дмитровский, в сослужении протоиерея Кафедрального храма Христа Спасителя Маркова, протодиакона Здиховского и местнаго причта. Пел хор Васильева. В конце литургии преосвященным было сказано глубокопрочувствованное слово о значении храма в жизни христианина и благословлён был иконой Божией Матери «Скорой Послушницы» местный церковный староста М.С.Шариков. Архиерейское служение и редкость церковнаго торжества привлекли великое множество народа – дачников и крестьян из окрестных деревень.
Новый храм – трехпредельный, необыкновенно изящной выдержанной архитектуры. Стиль – древне Московско-Новгородский. Внутренность храма, благодаря железно-бетонному своду, совершенно открытая и потому в аккустическом отношении прямо превосходна. В храме особенно останавливает на себе внимание иконостас. Стоимость храма – около ста тысяч рублей. В деле построения храма принимали участие местные дачевладельцы, дачники и главным образом, церковный староста М.С.Шариков, которому принадлежит инициатива, большая часть забот, труда и затраченных средств. Честь и хвала ревнителям славы и величия Божия!
Свящ. Александр Ильинский


(РГБ, XV 11 а/20, №40-52, стр.60, 840, 844-845) 

       К подробному освящению приведённых в заметке имён и самого события мы вернёмся позже — это невероятно интересно.

       Здесь же необходимо запечатлеть имя того кому и прихожане и священноначалие единодушно и единолично выражали признательность, несмотря на все Комитеты и Собрания – Михаилу Семёновичу Шарикову
 
       Вот икона Божией Матери «Скоропослушницы» с дарственной надписью, преподнесённая в день освящения каменного храма, Шарикову епископом. Она хранится у внука Михаила Семёновича — Александра Алексеевича Лукьянюка и будет им передана в дар воссозданной церкви Сошествия Святого Духа на Апостолов, построенной некогда его дедом.







       Своевременно поделиться и последними архивными находками.
До сих пор день рождения Михаила Семёновича определялся мною примерно. Теперь же найдены метрические записи, позволяющие говорить о конкретных датах. 
 
Родился наш герой 21 октября (3 ноября) 1862 года в городе Сергиев Посад, а крещён был в «Христорождественской при Лавре церкви» 24 октября (6 ноября) того-же года.





(ЦИАМ, ф.203, оп.745, д.2137, л.1172 об.-1173)

Счёт родившихся: №35 (Мужеска пола).
Месяц и день:
Рождения: 21 октября (3 ноября).
Крещения: 24 октября (6 ноября).
Имена родившихся: Михаил.
Звание, имя, отчество и фамилия родителей, и какого вероисповедания: Сергиевскаго посада купец Семён Семёнов Шариков и законная жена Евдокия Ильина; оба православнаго вероисповедания.
Звание, имя, отчество и фамилия восприемников: Сергиевскаго посада купец Филипп Семёнов Соболев и того-же посада купеческая жена Анна Сергеева Мамаева.
Кто совершал таинство крещения: Местный Священник Василий Некрасов с причтом.
Подписи: Местный Священник Василий Некрасов. Дьякон Сергий Шкинский. Дьячок Алексей Ильинский и Пономарь Михаил Ансеров.
Пометка на полях: По прош 3 июля 1915 года 
 
       Таким образом, в этом году 3 ноября мы будем отмечать юбилей 155-летие со дня рождения Михаила Семёновича Шарикова.

       «Христорождественская при Лавре церковь» находится в 200-х метрах от Святых врат Троице-Сергиевской Лавры. Так она выглядела в 30-ых годах ХХ века. 



       Теперь это пятиэтажный дом с офисными помещениями, в очертаниях которого легко узнаётся старое храмовое здание. Именно здесь трудился в качестве старосты родной брат Михаила Семёновича — Сергей.  Именно здесь Шариковы крестились, венчались и отпевались.















       Так, под сводами этой церкви 18(31) мая 1886 года Михаил Шариков обвенчался с Александрой Васильевной Павловой. 

  
(ЦИАМ, ф.203, оп.780, д.679, л.141 об.-142) 
  

 
Счёт браков: №11 18(31) мая
Звание, имя, отчество, фамилия и вероисповедание, жениха и которым браком: Сергиевскаго Посада купеческий сын Михаил Семёнов Шариков, православнаго исповедания, первым браком.
Лета жениха: 23 лет;
Звание, имя, отчество, фамилия и вероисповедание, невесты и которым браком: Г.Александрова мещанка Александра Васильева Павлова, православнаго исповедания, первым браком.
Лета невесты: 21 года.
Кто совершал таинство: Местный Священник Михаил Багрецов с причтом.
Кто были поручители:
По женихе: Г.Александрова купец Григорий Алексеев Растворов и Сергиевскаго Посада купеческий сын Сергей Семёнов Шариков.
По невесте: Студент Московскаго Университета Асаф Васильев Павлов и Г.Александрова мещанин Иван Михайлов Карун(м)ин.
Подписи: Священник Михаил Багрецов, Дьякон Сергий Шкинский, Псаломщик Семион Хатунцевский, Псаломщик Пётр Парийский. 
  
       Здесь же провожали в последний путь родителей Михаила Семёновича: Семёна Семёновича и Евдокию Ильиничну.
12 (25) июля 1895 года на 78 году жизни от старости скончался Семён Семёнович Шариков. Он был похоронен не на отведённом для Христорождественской церкви кладбище, а в непосредственной близости от неё – «при церкви». Об этом свидетельствует специальное разрешение приведённое в метрической записи о смерти. 


 
(С.-п МА, ф.195, оп.1, д.36, стр.95 об.- 96)

Счёт умерших: №20 (мужеска пола).
Смерти: 12 июля (25 июля)
Погребения: 14 июля (27 июля)
Звание, имя, отчество и фамилия умершаго: Сергиева посада купец
Семён Семёнов Шариков.
Лета умершаго: 77.
От чего умер: от старости.
Кто исповедывал и приобщал: Священник Михаил Багрецов.
Кто совершал погребение и где погребены: Местный Священник Михаил Багрецов с причтом, при Рождественской в посаде церкви по отношению Моск. Губернс. Правления от 8 июля 1891 г. За №6831.
Подписи: Священник Михаил Багрецов, Дьякон Павел Милославин, Псаломщик Симеон Хатунцевский, Псаломщик Пётр Парийский. 
 
       Через 19 лет, 30 мая (12 июня) 1914 года, в возрасте 80 лет скончалась и Евдокия Ильинична. 


 
(С.-п МА, ф.195, оп.1, д.40, стр.121 об.- 122)
Счёт умерших: №19 (женска пола).
Смерти: 30 мая (12 июня)
Погребения: 2 июля (15 июля)
Звание, имя, отчество и фамилия умершаго: Сергиевскаго посада купеческая вдова Евдокия Ильина Шарикова.
Лета умершаго: 80.
От чего умер: от старческой дряхлости.
Кто исповедывал и приобщал: Священник Александр Константиновский.
Кто совершал погребение и где погребены: Священник Константиновский с причтом, при местном храме.
Подписи: Священник Александр Константиновский, Дьякон П. Милославин, Псаломщик А. Лебедев.
На полях: Выдана метр. 24/XI 21 г. 
 
       Здесь невольно обращает на себя внимание разница в возрасте родителей Михаила Семёновича – целых 16 лет. Семён Семёнович предположительно был второй половины 1817-ого, первой 1818 года рождения. Евдокия Ильинична же соответственно второй 1833-его, первой 1834 года. 
 
       Наконец 4 марта (17 марта) 1887 года у молодожёнов Шариковых родился сын Николай. На следующий день его крестили, о чём свидетельствует метрическая запись уже в Никольской села Пушкино церкви. На самом деле Таинство совершили в пушкинской Боголюбской церкви, которая тогда была приписана к Никольскому храму. 

  
(ЦИАМ, ф.203, оп.780, д.1369, л.374 об.-375) 
Счёт родившихся: №29 (Мужеска пола).
Месяц и день:
Рождения: 4 марта (17 марта).
Крещения: 5 марта (18 марта).
Имена родившихся: Николай.
Звание, имя, отчество и фамилия родителей, и какого вероисповедания: Московской губернии Сергиевскаго посада купеческий сын Михаил Семёнов Шариков и законная жена его Александра Васильева; оба православнаго вероисповедания.
Звание, имя, отчество и фамилия восприемников: Александровский мещанин Иоасаф Васильев Павлов и Сергиевскако Посада купеческая жена Евдокия Ильина Шарикова.
Кто совершал таинство крещения: Приписной Боголюбской, что при Пушкинской станции Московской Ярославской железной дороги, церкви Священник Михаил Рождественский с Диаконом Димитрием Соболевым.
Подписи: Священник Михаил Рождественский, Дьякон Димитрий Соболев.
На полях: По прош. 3 Окт. 1907 г. 
 
       Овдовел же Михаил Семёнович Шариков 2 сентября 1921 года


  

  

 
(ЦГАМО, ф.2510, оп.1, д.1406, л.326-326 об.)
Отдел записи актов гражданского состояния при Пушкинском районе 1921 год.
Запись о смерти.
№ записи: 326
Число, месяц совершения записи: 5 /IX — 21 г.
Пол умершего: женский
Фамилия и имя умершего: Шарикова Александра
Возраст (число, месяц и год рождения): 56 л.
Число, месяц и год смерти: 2 /IX – 21 г.
Место смерти (губерния, уезд, город, волость, селение): гор. Москва Лечеб. Р.С.Ф.С.р. инспек. соед.
Постоянное местожительство умершего (указать подробный адрес): п. Пушкино
Род занятий умершего: дом.хоз.
Семейное положение умершего: замужем
Причина смерти: упад. серд. деятельности
Фамилия, имя и подробный адрес врача, выдавшего свидетельство о смерти, а также № свидетельства: Доктор Матерьмеович гор. Москва
Кем сделано заявление о смерти (указать и подробный адрес заявившего): Михаил Шариков, п. Пушкино (муж) 


 
Место погребения: п. Пушкино
Подпись лица, сделавшего заявление: М.Шариков 
 
       На этой печальной ноте хотелось бы приостановить повествование, оставив читателя один на один с обнажёнными, как электрические провода, фактами. Ровно через неделю – продолжение: новые факты, новая боль и всегда актуальная историческая правда.

Андрей ДУДАРЕВ 
Все права защищены, частичное и полное использование материала - с письменного разрешения автора 
Контактная почта Veraduda@yandex.ru
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии 2

Написать
Владимир
Спасибо за Нашу Историю!!!
Ответить
putnik1
Не завидуйте, о. Андрей, а порадуйтесь тому, сколько несправедливо забытых имен вернули нам публикации ВООПИиК об истории Боголюбской церкви.
Ответить
Написать
Последние комментарии
ktynzq1
Возродить будет не просто. Дай ...
ktynzq1
Про Зверосовхоз при делёжке ...
invalid
Прокуратура почему-то не ...
Александр
Интересно на чем он ...
Александр
Настроил дворцов,скупил ...
invalid
Кошмар урбанизма продолжается. ...
Hellen
Житель интересуется , ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
Sirian Sirian
Великолепно!Прочёл на одном ...
invalid
Вопрос о чистоте и гигиене в ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: