«Церковь во имя Боголюбской Божией Матери при Пушкинской станции Московско-Ярославской железной дороги». Документальная история
15.02.2017 08:44:20
Категория: Край родной
Очерк 1
________________________________________________________
«Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени, как умением быть благодарным. Ибо это не только величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей»
Марк Туллий Цицерон


Пушкинское отделение МособлВООПИиКа ведёт постоянную работу по выявлению и охране объектов культурного наследия г. Пушкина и окрестностей. Решение этих задач немыслимо без изучения истории края и биографий людей, оставивших свой след на пушкинской земле. За годы работы у нас накопился значительный по объему документальный материал, который может представлять интерес как для специалистов, так и для широкого круга интересующихся историей края читателей. Это, прежде всего, те архивные документы, которые никогда ранее не публиковались, и вследствие этого остаются все еще малодоступными материалами. Мы решили исправить это положение и начать серию публикаций под общим названием «Пушкино и окрестности. Документальная история». 

Первый очерк в серии посвящён начальной истории храма во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Выбор этот не случаен и определяется прежде всего той важной ролью, которую играл приход этой церкви в жизни нового Пушкина – Пушкина-дачного, или Лесного городка, как поначалу называлась эта местность при ст. Пушкинская. Дополнительным поводом ускорить публикацию послужила недавняя статья о. Андрея Дударева, посвящённая, главным образом, замечательной личности М.С.Шарикова, бессменного церковного старосты Боголюбской церкви с 1896 года. 

Однако, напомним, что самый первый деревянный Боголюбский храм был построен за 22 года до этого – в 1874 году, когда 13-летний отрок Михаил Шариков еще учился в гимназии в Сергиевом Посаде. Справедливым будет вспомнить тех, кто принял непосредственное участие в строительстве этого деревянного храма рядом с железной дорогой на нынешней Боголюбской улице, вокруг которого началась насыщенная приходская жизнь с участием людей и очень известных, и совсем не знаменитых. Общими усилиями они смогли за сравнительно короткий срок (с 1869 по 1874 г.) создать и обустроить новый приход. 

К счастью, материалов по истории прихода Боголюбской церкви при ст. Пушкино сохранилось довольно много, в том числе в центральных российских архивах, благодаря чему мы имеем возможность воздать должное храмоздателям и попечителям и даже вспомнить каждого поименно и оценить его вклад в благоустройство храма. 

Строительство храмов — дело долгое и многотрудное во всех отношениях, требующее большого количества разрешений, согласований и обязательств. В XIX веке это сделать было не многим проще, чем в наши дни. Именно вследствие «многоступенчатости» процесса получения разрешения на любое новое строительство, включая церковное, история строительства храмов на Боголюбской улице близ ст. Пушкино оставила свои следы в фондах самых разных учреждений. Сама схема прохождения по согласующим инстанциям и ведомствам имела свою простую логику: 1) обоснование необходимости строительства нового храма; 2) решение земельного вопроса, т.е. на чьей земле строить; 3) на чьи средства будет осуществляться строительство; 4) из каких средств предполагается содержать причт; 5) утверждение архитектурного проекта в Строительном отделении Московского губернского правления. Ни один из этапов согласования невозможен без одобрения епархиального начальства. Значит самое разумное — искать интересующие нас сведения в фонде Московской духовной консистории. И документы эти нашлись. Начнем знакомство с ними в хронологическом порядке.

В архиве ЦГА г. Москвы в фонде Духовной Консистории хранится «Дело о дозволении владельцам дач на Московско-Ярославской железной дороге построить деревянный храм» (нач. 9 апреля 1871 года – 27 января 1872 года).
Оказалось, что речь в документе идёт о Боголюбском храме при станции Пушкинской.




Как следует из названия, инициатива строительства храма исходила от дачников, что совершенно естественно, ведь именно они стали новопоселенцами на землях, которые удельное ведомство выделяло вдоль строящейся железной дороги, что послужило импульсом к совершенно новому освоению территории – недалеко от старинного села Пушкино при станции с одноименным названием возник дачный поселок с новым укладом жизни, сочетавшем в себе сельские и городские черты. 

Начальные страницы указанного дела – это и есть первое прошение от лица дачников, поданное в апреле 1871 г. митрополиту Московскому и Коломенскому Иннокентию. Приведём это письмо полностью.















В приведённом выше письме чётко обозначена структура прошения, в которой выделяется 4 пункта:

1. Необходимость в новом храме при ст. Пушкинской возникла в связи с тем, что «из земель удельного ведомства Московскою Удельною Конторою раздаются участки для желающих на 96 лет под постройку дач». Построено уже до 60 дач, ближайший Никольский храм села Пушкино расположен в двух с половиной верстах и летом в праздничные дни храм переполнен крестьянами села и окрестных деревень.

2. Авторы письма указывают, что участок под храм может быть выделен из земель Московской Удельной Конторы и ссылаются на свое обращение в это ведомство в 1869 году и на полученный ответ, из которого следует, что вопрос может быть решён положительно при согласии местного епархиального начальства на устройство нового храма и при обязательстве прихожан обеспечить причт содержанием.

3. Владельцы дач и сочувствующие берут на себя расходы на строительство храма и гарантируют содержание причта.

4. Храм планируется в качестве приписного к приходской церкви села Пушкина, так что Удельному ведомству никаких обременений не будет.

И дальше идут подписи — пожалуй, самая интересная для нас часть. Кто же эти люди, взявшие на себя труд строительства и содержания нового храма? 

Ниже приводится расшифровка подписей.

«К сему прошению руку приложили 

Московской, Казанской, у Калужских ворот, церкви протоиерей Алексей Ключарев
Архитектор Надворный Советник Николай Никитин
Почётный Гражданин Никанор Мартимианович Борисовский
Федот Поносов 
Московская Купчиха Екат. Куманина
Параскевский, на Пятницкой, Священник Василий Каменски
Почётный Гражданин Николай Михайлович Бостанджогло»

Сохраним ненадолго интригу и пока не станем раскрывать всей информации об этих людях. Попробуем сначала дополнить список участников строительства храма. Это оказалось нетрудно сделать, поскольку в августе 1873 года радетели о храме пишут новое обращение к митрополиту Иннокентию с просьбой утвердить представленный ими «проект деревянного храма в честь св. Боголюбской иконы Божией Матери». Дальше следуют по большей части уже знакомые нам по предыдущему письму подписи, но есть и новые герои. Для начала попробуем разобраться в том, кто и в какой мере участвовал в общем деле и чего удалось достигнуть к августу 1873 года.

 Прежде всего, 19 октября 1871 года «последовало Высочайшее Его Императорского Величества соизволение на безвозмездную уступку из удельной Пушкинской лесной дачи у второй от Москвы станции Московско-Ярославской железной дороги избранного участка земли мерою 1 десят. 350 саж. с произрастающим на нем лесом под постройку церкви арендаторами участков земли в сказанной даче». Другими словами, появился участок для храма. Кроме того, на его постройку было собрано уже 5 тыс. рублей серебром. И самое, наверное, важное – сложился круг людей, готовых принять на себя труды по его построению. Это узкий круг лиц, готовых не только жертвовать средства, но и взять на себя непростые обязанности руководства строительством церкви. Это – уже упоминавшиеся Алексей Ключарев, протоиерей Московской Казанской церкви у Калужских ворот, Николай Васильевич Никитин, архитектор, надворный cоветник, и два новых участника — князь Павел Петрович Вадбольский и Василий Алексеевич Медынцев, московский купец. 

Высокопреосвященный Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, благословил их на постройку следующими словами:
«По благодати, дару и власти Всесвятого и Животворящего Духа, данной нам от Самого Великого Архиерея, Господа нашего Иисуса Христа через святые его апостолы и их наместники и преемники благословили мы Московской Казанской, у Калужских ворот церкви Протоиерею Алексею Иосифовичу Ключареву, Архитектору Николаю Васильевичу Никитину, Князю Павлу Петровичу Вадбольскому и Московскому Купцу Василию Алексеевичу Медынцеву, на пожертвования разных лиц построить при Пушкинской станции Московско-Ярославской железной дороги деревянную церковь во имя Боголюбской Божией Матери, на отведенном Московскою Удельною конторою месте…»

Теперь можно переходить к самой приятной части нашей работы – подробному представлению наших героев. Кто эти люди и почему они взялись за это многотрудное дело? Здесь требуется дополнительное расследование.

Первый в нашем списке — Алексей Иосифович Ключарев, протоиерей Московской Казанской церкви у Калужских ворот, в которой он прослужил около 30 лет. Через несколько лет он станет знаменитым на всю Россию архиепископом Амвросием. Талантливый преподаватель и проповедник, церковный писатель и издатель, архиепископ Амвросий оставил заметный след в русской истории. Им (и о нём) написано много работ, к примеру, содержащий большое количество ссылок очерк « Жизнь и деятельность высокопреосвященного Амвросия (Ключарева), архиепископа Харьковского», написанный архимандритом Георгием (Тыртышниковым). («Альфа и Омега». № 28. 2001.

«Выдающийся проповедник и апологет XIX века» — так оценён масштаб его личности в предисловии к опубликованному в 2006 году в издательстве Сретенского монастыря сборнике «Искусство проповеди», в основе которого лежит сочинение архиепископа Амвросия «Живое слово» (Харьков, 1892).



(Портрет времени строительства Боголюбского храма)

Наиболее полно его биография изложена в книге Тимофея Ивановича Буткевича (1854-1925) «Высокопреосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский» Харьков.1902. Здесь нет возможности пересказать подробно биографию владыки Амвросия — это предмет отдельного исследования — отметим лишь вслед за Буткевичем, что он был одним из надежных сотрудников и «правой рукой» митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова).
 Именно святитель Иннокентий побудил протоиерея Алексея Ключарева к принятию монашества.

 Стремительные перемены в жизни, последовавшие за этим, коротко очерчены в уже упоминавшемся предисловии: 

"7 ноября 1877 года он был пострижен в мантию с именем Амвросий, в честь святителя Амвросия Медиоланского, а 8 ноября возведен в архимандрита и назначен настоятелем московского Богоявленского монастыря. Уже 13 января 1878 года архимандрит Амвросий в Петербурге был наречен во епископа Можайского, викария Московской епархии, а 15 января состоялась его архиерейская хиротония. 6 апреля того же года преосвященный Амвросий был переименован во епископа Дмитровского и стал первым Московским викарием…31 марта 1879 года скончался святитель Иннокентий. Еще при жизни он завещал владыке Амвросию произнести слово на его отпевании: “Дайте знать, чтобы при погребении моем речей не было; в них много похвал. А проповедь по мне скажите: она может иметь назидание; и вот Вам текст для нее: От Господа стопы человеку исправляются (Пс 36, 23)… 5 апреля 1879 года во исполнение воли почившего святителя на отпевании преосвященный Амвросий произнес слово на указанный ему псаломский стих. Новым Московским митрополитом стал знаменитый богослов и историк высокопреосвященный Макарий (Булгаков). До его прибытия в старую столицу Московской епархией управлял владыка Амвросий…. 22 сентября 1882 году был издан указ Святейшего Синода о назначении преосвященного Амвросия епископом Харьковским и Ахтырским. 29 октября того же года владыка покинул Москву и отбыл в Харьков, где и проходил свое архипастырское служение до самой смерти

(Бурега В. В. Служитель Живого Слова / Архиепископ Амвросий (Ключарев). Искусство проповеди. М., 2006. (http://www.pravoslavie.ru/6067.html).



Природа щедро одарила архиепископа Амвросия разнообразными дарованиями. Он не только был знаменитым проповедником, но и реализовался в полной мере как храмоздатель. Владыка построил новый большой храм в своем приходе Московской Казанской церкви у Калужских ворот взамен обветшавшего, а также принимал деятельное участие в строительстве Храма Христа Спасителя. Однако, первым построенным им храмом был наш пушкинский Боголюбский, о чем сохранились прямые свидетельства. Читаем у Буткевича, биографа архиепископа:

"Нельзя, наконец, не упомянуть и о трудах А.О.Ключарева по устроению церкви в Пушкине. А.О.Ключарев, по настоятельному совету одного своего знакомого, купил как-то для себя близ станции Пушкино по Ярославской железной дороге шесть десятин сосновой рощи. Его примеру последовал его академический товарищ В.И.Романовский, протоиерей Пятницкой церкви, а затем и многие другие. На пустынном раньше месте начали устраиваться дачи и образовался таким образом довольно большой поселок состоятельных людей. Алексей Осипович поднял вопрос об устройстве деревянной церкви в чисто русском стиле. Нашлись жертвователи и церковь была построена почти в один год. Всеми работами заведовал, конечно, сам инициатор. Затем он изыскал средства и для обеспечения особого причта при Пушкинском храме. Храм этот, прекрасно устроенный и художественно украшенный и в настоящее время приковывает к себе взоры всех едущих по железной дороге из Москвы в Троице-Сергиеву лавру». (Буткевич. С.80). И дальше приведены слова прот. П.А.Смирнова: «Этот “изящный храм с обширным помещением внутри и на хорах, так стройно и легко поднимающий свою главу к небесам близ самой линии Московско-Ярославской железной дороги есть новый, немолчный в молитвах о своем храмоздателе свидетель замечательной энергии и трудов бывшего московского знаменитого проповедника. И здесь, среди глубокого соснового бора, зелени и лугов, в светлом и просторном храме раздавалось слово церковного витии, возводившего взоры верных от красоты природы к совершенствам Творца и Художника мира и внушавшего им пользоваться летним отдыхом и свободою от суеты и шума города для молитвенного настроения души и для сосредоточения мыслей и чувств в помышлении об едином на потребу”. (Там же)

В приведённом отрывке видно искреннее восхищение автора архитектурой храма, вписанного в красивый природный ландшафт. Это неудивительно, поскольку архитектором храма был Николай Васильевич Никитин, второй человек из нашего списка. Известный архитектор и реставратор, поклонник древнерусского зодчества. Его имя широко известно историкам архитектуры, хотя многое из его обширного наследия погибло. Прославленный зодчий считается одним из основателей русского стиля, многие видели его знаменитую “Погодинскую избу” в Хамовниках. Возможно не все знают, что в Пушкине Никитин перестроил колокольню знаменитой церкви Николая Чудотворца (Ярославское ш., 34). Сейчас все любуются шатровой колокольней, которая гораздо ближе по стилю одной из самых старых церквей Пушкинского района, чем классицистическая ее предшественница.



Николай Васильевич Никитин 

«Творческий союз» Алексея Иосифовича Ключарева и Николая Васильевича Никитина позволил осуществить еще одно грандиозное дело - строительство уже упомянутого Казанского храма в Москве. Новое огромное церковное здание на Большой Якиманке строили 10 лет (1876-1886 гг.). Эта крупная пятикупольная церковь в псевдовизантийском стиле строилась как своего рода мемориал – памятник освобождению Болгарии от османского ига в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов.



Московский храм Казанской иконы Божией матери, что у Калужских ворот 
Источник фото -  http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=5266 


Этот храм с многочисленными переделками простоял до 1972 года, но был взорван апрельской ночью, когда «наводили красоту» к приезду Р.Никсона – такова версия П.П.Паламарчука. Теперь на этом месте часовня с барельефом, изображающим уничтоженный храм. 

Третьим человеком, который, согласно документу, принимал непосредственное участие в организации строительства храма, был Медынцев Василий Алексеевич (1819-1881).
В Третьяковской галерее хранится его портрет (1867 года) кисти известного портретиста Виктора Алексеевича Боброва. 



На сайте «Архнадзора» можно прочесть, что Медынцев «московский 1-й гильдии купец Кошельной слободы, потомственный почетный гражданин, из старинных купцов, торг под фирмою “В. и. П. братья Медынцевы и К” шелком и парчовым товаром. Василий Алексеевич служил старостой для приема от купеческих сказок 9-й ревизии в 1850 — 1851 гг., директором временного Ирбитского отделения Екатеринбургской конторы государственного банка в 1852 — 1855 гг., выборным от Московского купечества в 1863 — 1866 гг.» 

К сожалению, мало что известно о Павле Петровиче Вадбольском, представителе старинного русского княжеского рода из числа Рюриковичей. По документам, у него была земля в Акулове, и это то немногое, что мы знаем наверняка.
 
В числе подписавших второе прошение (1873 года) ещё много знакомых краеведам имён, приводим их в авторской орфографии: действ статс. сов. Александр Ленгольд, прусский подданный Эдмонд Рабенек, губернский секретарь Карл Якоб, коллежский асессор Павел Николаевич Макаров, почетный гражданин Василий Поносов, московский мещанин Федор Поносов, московская 1-й гил. купчиха Екатер. Куманина, дочь коллежского асессора Елизавета Дурново, почетный гражданин Николай Михайлов Бостанджогло, московский купец Алексей Алексеев Кунин, жена протоиерея Надежда Назаревская.
Вот эти автографы



Нет сомнений в том, что количество людей, принимавших участие в строительстве храма и организации при нем приходской жизни, было гораздо большим. Кто-то жертвовал деньги, кто-то выделял землю под строительство и обустройство. В результате этих дружных совместных усилий храм был возведен быстро и уже в 1874 году освящен. Вскоре становится ясным, что необходим второй, зимний храм. И опять возобновляются хлопоты – вновь прошения, согласования, утверждение чертежей. И вскоре новый теплый Духосошественский храм будет построен. Но подробный рассказ об этом уже в следующем очерке.

12.02.2017

Публикация подготовлена Т.К.Лаврентьевой и А.А. Громиновой 
по материалам Пушкинского отделения МособлВОПИиКа
Возврат к списку | Просмотры: 2029 | Комментарии: 23
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Комментарии
PavlickPavlick+158515 февраля 2017 в 12:57
0
Спасибо, очень интересно! В статье наконец нашёл подтверждение того, что колокольня Никольской церкви перестраивалась:



ответная реплика
ВладимирВладимир+14015 февраля 2017 в 13:15
0
Это не наша церковь — это Прообраз, похожий, с которого судя по некоторым данным была создана наша.
ответная реплика
PavlickPavlick15 февраля 2017 в 18:30 Развернуть
ВладимирВладимир15 февраля 2017 в 18:54 Развернуть
PavlickPavlick15 февраля 2017 в 19:47 Развернуть
ВладимирВладимир15 февраля 2017 в 20:09 Развернуть
PavlickPavlick16 февраля 2017 в 00:19 Развернуть
ВладимирВладимир16 февраля 2017 в 23:09 Развернуть
PavlickPavlick17 февраля 2017 в 08:38 Развернуть
СледопытСледопыт15 февраля 2017 в 22:27 Развернуть
татьянататьяна+116 февраля 2017 в 00:05
+1
Очень хорошие фотографии, Pavlick. Кстати,трапезная у Никольского храма тоже перестраивалась — в 1874 году архитектором Николаем Милюковым.
ответная реплика
ВладимирВладимир+14015 февраля 2017 в 20:13
+1
ответная реплика
ВладимирВладимир+14015 февраля 2017 в 20:48
0
И на старых картах дорога на Вантеевку шла перед церковью и вторая после. Здесь её не видно, как и кожевню, существовавшую с незапамятных времён и развалившуюся в 1960-70 годы.
ответная реплика
val88659val88659+21015 февраля 2017 в 22:55
0
тогда не было новой ярославки,из-за неё и моста ивантеевского всё изменилось...
ответная реплика
ВладимирВладимир16 февраля 2017 в 23:00 Развернуть
jitarjitar+7817 февраля 2017 в 13:11
0
фотография из архива Н.М. Шарикова, что за храм?
ответная реплика
холодокхолодок18 февраля 2017 в 01:04
0
Это и есть та самая первая деревянная Боголюбская церковь, 1874 года постройки.
ответная реплика
GalkovskajGalkovskaj+291618 февраля 2017 в 10:07
0
Судя по всему это деревянная Боголюбская церковь , которую позже перевезли в Новую деревню.
ответная реплика
холодокхолодок19 февраля 2017 в 16:14 Развернуть
jitarjitar+7818 февраля 2017 в 11:02
0
возможно, только называлась по другому Храм нисхождения святого духа на апостолов (возможно)
ответная реплика
GalkovskajGalkovskaj+291618 февраля 2017 в 11:38
0
Может чего то путаем , но вроде первая каменная церковь изначально имела название нисхождения святого духа , а потом после некоторой перестройки стала называться Боголюбской ....
ответная реплика
PavlickPavlick+158519 февраля 2017 в 02:02
0
Не путайте Сретенскую церковь и ту, что стояла на месте нынешней Боголюбской — это разные строения!
В 1874 г. около железнодорожной станции г. Пушкино по благословению митрополита Московского Иннокентия, была построена деревянная церковь Боголюбской иконы Божией Матери, но поскольку зимой в ней было холодно, то поступило прошение от богомольцев на имя Владыки с просьбой: «На достаточном расстоянии от существующей на этой же церковной земле построить новую небольшую теплую деревянную церковь в честь и славу Пресвятого и Животворящего Духа Божия». Труд по построению храма на добровольные пожертвования отчасти взяли на себя верующие, а также — на собственные средства потомственный почетный гражданин Василий Алексеевич Медынцев, под наблюдением местного священника. Был представлен проект храма, составленный архитектором надворным советником Николаем Васильевичем Никитиным.

Согласно благословению митрополита Московского Иннокентия в 1875 г. и была построена теплая деревянная церковь во имя Святого Духа.

Ныне существующая в Новой Деревне церковь Сретения Господня и есть тот теплый храм Святого Духа, которую в 1922 г. перевезли в Новую Деревню, о чем свидетельствует охранная доска на фасаде храма.

ССЫЛКА: http://srethrpushkbl.cerkov.ru/
ответная реплика

Календарь новостей
Пушкинское радио





Ритуальные услуги в Пушкино




Наши партнеры:




Портал "Пушкино сегодня"

Последние новости портала "Пушкино сегодня"

добавить на Яндекс

Нашли ошибку?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Наверх