Великорецкий крестный ход 2017. Благодатная традиция

22 июн
08:50 2017
Об участии членов Московской областной региональной организации Императорского Православного Палестинского Общества в Великорецком крестном ходе.



В этом году (3 июня) исполнилось 135 лет со дня основания Императорского Православного Палестинского Общества, которое оказывает всестороннее содействие православному паломничеству к величайшим христианским святыням. Среди памятных мероприятий, приуроченных к этой дате, следует отметить и участие членов Общества в Великорецком крестном ходе.

Великорецкий крестный ход относится к числу уникальных явлений нашего времени. Он один из самых продолжительных не только у нас в России, но и во всем православном мире. Общая его протяженность – более 150 км. Проводится в Вятской губернии (Кировской области) вот уже более 600 лет и совершается в течение шести дней. В 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II этому крестному ходу придан статус Всероссийского. 

Ежегодно крестный ход начинается третьего июня и заканчивается восьмого числа того же месяца.
После ранней литургии в Успенском Трифоновом монастыре г. Кирова перед главным собором служится молебен, затем с напутственным словом к участникам шествия обращается правящий архиерей и благословляет на подвиг паломничества. С этого трогательного момента и начинается крестный ход. Во главе всей процессии несут чтимую икону святителя Николая.

Для многих людей, живущих в обустроенных городских условиях, крестный ход действительно становится подвигом. Ежедневно необходимо преодолевать от 20 до 50 км и находиться в пути по 14-17 часов. На сон реально отводится 2-3 часа в сутки, зачастую в довольно нелегких полевых условиях. Примерно половину пути приходиться идти лесными трудно проходимыми дорогами.
Начинается шествие в Вятке (г. Киров) и направляется в село Великорецкое на реке Великой, что примерно в 90 км от областного центра. После прихода паломников в Великорецкое совершается торжественное богослужение в необычной часовне-алтаре, неподалеку от которой по преданию в древности была явлена икона святителя Николая. Затем шествие возвращается обратно в областной центр в Успенский Трифонов монастырь, откуда оно и начиналось. Три дня паломники идут до Великорецкого и два дня ‒ обратно. Исторически так сложилось, что шествие в прямом и обратном направлениях проводится разными маршрутами, и их протяженность различна. Все эти особенности крестного хода вырабатывались в течение столетий и строго соблюдаются по сей день. 

Каждый крестный ход по-своему интересен, насыщен событиями и имеет свое неповторимое «лицо». В этом году в нем участвовало, по некоторым оценкам, более 15 тыс. человек. Среди них и жители Российской Федерации, и приехавшие из других стран дальнего и ближнего зарубежья. В числе паломников можно было увидеть не только традиционно постоянно участвующих в крестных ходах православных из стран бывшего СССР, в частности Украины, Белоруссии, Латвии, но также приехавших из Германии, Сербии, Испании, Италии, Англии. Московскую областную региональную организацию Императорского Православного Палестинского Общества представляли Сергей Забурниягин и Владимир Панков.


Главной особенностью нынешнего крестного хода явилось участие в праздничном богослужении в селе Великорецком Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который специально прибыл на это мероприятие из столицы. В 2014 году Святейший впервые перед началом паломничества напутствовал крестноходцев. Его речь была воспроизведена в записи после молебна в Свято-Успенском Трифоновом монастыре Вятки. Он благословил участников и посетовал на то, что по многим взятым на него обязательствам не может сам непосредственно принять участие в этом замечательном народном движении и выразил тогда желание по возможности приехать на Великорецкий крестный ход. И вот это событие осуществилось.
6 июня Святейший совершил позднюю Божественную литургию на берегу реки Великой и затем водосвятный молебен. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Вятский и Слободской Марк; митрополит Казанский и Татарстанский Феофан и другие архиереи. Это событие широко освещалось СМИ многих стран.

Святейший патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом: 
«Сердечно всех вас приветствую и поздравляю со знаменательным событием — совершением соборной Литургии здесь, на берегу реки Великой, перед чудотворным образом святителя и чудотворца Николая, который приносится сюда по обетам наших прародителей в соответствии с установившейся дивной традицией — идти многие и многие километры, невзирая на погоду, невзирая на любые сложности, к этому святому месту, чтобы здесь, где была явлена чудотворная икона, вознести молитвы святителю и чудотворцу Николаю». 

Следует отметить, что в православном шествии участвуют не только духовенство и верующие, но и известные политики, писатели, иностранные и российские журналисты, представители местной власти, различных общественных движений. В этом и его высокое духовное значение, и великая объединяющая сила.

Великорецкий крестный ход занимает особое место во всей русской истории. В «Кратком историческом сказании о чудотворной Великорецкой иконе св. Николая» говорится, что один благоговейный муж из деревни Крутицы обнаружил эту икону вблизи реки Великой, когда шел по домашним делам вдоль берега. Проходя лесом, он неожиданно увидел среди деревьев необычный свет, словно от множества горящих свечей, однако от страха не решился подойти к таинственному месту. Когда же возвращался домой, снова среди лесной чащи увидел сияние светозарных лучей. Почувствовав непреодолимое желание подойти к тому месту и осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел у небольшого источника образ св. Николая. Свет в это время исчез. Случилось это событие в 1383 г. От иконы начали проистекать многочисленные чудеса. Получали исцеления имеющие тяжелые недуги. Жители местных деревень, узнав о творящихся чудесных исцелениях, решили возблагодарить Бога за дарованную им святыню и на месте явления иконы построили деревянную часовню. Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы вятского края – града Хлынова. Позднее этот город стал называться Вяткой.

Как повествуется в исторических свидетельствах того времени, около 1400 года духовенство и жители Хлынова попросили отпустить образ к ним в город ради большего его всенародного почитания. При этом было дано обещание ежегодно приносить его на место явления. Так свыше 600 лет тому назад возник Великорецкий крестный ход.

Некоторые журналисты, используя спортивную терминологию, называют Великорецкий крестный ход православным марафоном. Отчасти это верно. Однако в таком сравнении имеется и одна весьма существенная неточность. В отличие от любых спортивных состязаний победителями являются все без исключения участники упомянутого православного шествия. Особенно это заметно после его завершения: паломники от души радуются, обнимаются, целуются, поздравляют друг друга… Постоянно звучит приветствие, знаменующее собой победу жизни над смертью: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» Это и есть торжество православия, подлинная победа - победа над собой через несение жизненного креста, веру и покаяние. 

Представитель Московской областной региональной организации Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Забурниягин высказал следующее мнение о значении Великорецкого крестного хода
«Для России этот крестный ход имеет особое значение. На крестные ходы идут в основном те люди, которым не все равно, что происходит вокруг них. Это люди небезразличные, любящие Бога, любящие свое Отечество, своих близких.
Почему я пошел на крестный ход? Просто пришло время.
Считаю: надо популяризировать эту традицию. У нас раньше, до революции, была ходящая, молящаяся Россия. Вспомним, как паломники добирались тогда до Иерусалима. Пешком шли из Курской губернии: полгода туда и столько же времени обратно. 

Крестный ход − это молитвенное шествие, которое освящает тех, кто идет, кого они вспоминают в своих молитвах, землю, по которой они идут …
Когда мы начнем ходить крестными ходами по всей России от храма к храму, вот тогда наша страна действительно оживет. Сейчас, образно говоря, Россия как дерево ранней весной, в котором нет необходимого сокодвижения, чтобы распустились листья, появились цветы и затем созрели плоды.
Если начнем ходить крестными ходами, то обязательно это произойдет, и тогда Россия расцветет и станет действительно великой духовной державой и уже как следствие  процветающей во всех отраслях жизнедеятельности империей. 

Крестный ход − это и духовное общение, и выработка терпения, смирения, воспитание всех лучших человеческих качеств.
У меня такое предложение, касающееся всех воцерковленных людей - давайте возродим традицию ходить крестным ходом до соседнего храма на его престольный праздник. А прихожане этого храма, в свою очередь, также придут на праздник к нам, на наш приход. Это даст возможность почувствовать силу и благодатность крестных ходов, укрепит общение между паствой приходов и, получив начальный опыт участия в крестном ходе дома, подвигнет христианина поехать на Великорецкий крестный ход. 

Великорецкий крестный ход − самый трудный и самый благодатный из всех массовых православных шествий, которые проводятся на территории России. Да, у нас уже имеется немало крестных ходов, например, Иринарховский, Боголюбский, Тобольский, Тутаевский и многие другие. Однако нужно помнить, что крестному ходу на реку Великую уже более 600 лет и он никогда не прерывался. Люди во время гонений, рискуя своей жизнью, шли, выполняя обет своих предков. И это очень добрая благодатная традиция, которую нужно поддерживать, как говорили в старину на Руси, всем миром. 

Долг каждого православного христианина − хотя бы раз в жизни пройти Великорецкий крестный ход.

Я бы еще сравнил Великорецкий крестный ход с донорским движением, которое сегодня достаточно развито во всем мире. Для чего доноры сдают кровь? Когда донор сдает кровь, он в первую очередь делает это для других, тем самым спасая их жизнь. Но при этом получает большую пользу и для себя, как психологическую, так и физическую, физиологическую. Таким образом, крестный ход можно сравнить с донорством. Потому что люди, которые здесь идут, они делают это не ради себя, а ради других. Они соборно молятся за дальних и ближних. И вот эта духовная составляющая, которая есть в крестном ходе, она как раз направлена на оздоровление, на помощь тем людям, которые нас окружают. Поэтому крестный ход освящает жизнь очень многих и многих, и в этом его главный сакральный смысл».

Владимир Панков
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Отпевание Артюхиной Татьяны ...
Iryna Harkusha Iryna Harkusha
Что-то у автора статьи пошло не ...
invalid
Ждем график ППР, ...
Alex Alex
С учетом того, что 27 апреля ...
Fly
Звучит, конечно, сильно 196 домов. ...
O9 O9
Пробки всегда будут. На ...
09 09
Ага. Уже построили убогую ...
09 09
Так сколько быдла лезет на ...
O9 O9
Подземные стоянки нужны. И зачем ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: